Машины непрерывного действия для разработки траншей и катлованов.
Землеройные машины непрерывного действия – это цепные и роторные экскаваторы, которые применяются для разработки грунта линейных выемок (траншей, канав) большой протяженности.
Одноковшовые строительные экскаваторы являются наиболее распространенным видом землеройных машин. Они служат дЛя разработки грунта и перемещения его в отвал или дЛя погрузки в транспортные средства. Разрабатывают они грунты I-IV групп и разрыхленные мерзлые или скальные грунты. Кроме того, экскаваторы применяют на сваебойных, погрузочно-разгрузочных, монтажных и других работах, используя различные виды сменного рабочего оборудования. По назначению одноковшовые экскаваторы подразделяют на универсальные и специальные.
Наряду с этим роторные экскаваторы имеют большие габариты и Macc~ Габариты и масса ротора значительно растут с увеличением глубины отрываемой траншеи.
Для обеспечения непрерывной работы машины рабочий орган должен постоянно врашаться. Характер этого врашения в сочетании с типом рабочего органа является основным признаком, по которому классифицируют эти экскаваторы (табл. 5.1). У экскаваторов продольного копания плоскости перемещения рабочего органа и движения ковшей или скребков совпадают: поперечного копания - плоскость движения ковшей перпендикулярна плоскости движения рабочего органа; радиального копания - ковши движутся в вертикальной плоскости. а сам рабочий орган совершает поворотные движения относительно вертикальной оси.
Экскаваторы продольного копания, цепные и роторные, имеют основное исполнение траншейное - и разновидности с дополнительным оборудованием для укладки дрен и прокладки каналов. Двухроторные, плужно-роторные и шнекороторные экскаваторы предназначены для рытья каналов.
Экскаваторы поперечного копания имеют два основных исполнения - карьерное и мелиоративное.
Экскаваторы радиального копания, или, как их часто называют, роторные стреловые, предназначены для карьерных работ:
Многоковшовые экскаваторы классифицируют также по типу при вода - с механическим, гидравлическим, электрическим и комбинированным (наибольшее распространение получили экскаваторы с комбинированным приводом); типу ходового устройства - на гусеничном и пневмоколесном ходу (в основном распространены экскаваторы на гусеничном ходу, отличающиеся лучшей проходимостью); способу соединения рабочего оборудования с тягачом - навесные (рабочий орган без задней дополнительной опоры), полуприцепные (рабочий орган опирается спереди на тягач,- а сзади - на дополнительную тележку) и прицепные.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ МНОГОКОВШОВЫХ ЭКСКАВАТОРОВ
Различают теоретическую, техническую и эксплуатационную производительность экскаваторов непрерывного действия.
Теоретической считается производительность экскаватора в условиях непрерывной работы при максимально возможной скорости рабочего органа и 1OO% наполнении экскавационных емкостей за 1 ч работы.
Теоретическая производительность мноroковшового экскаватора с цепным и роторным рабочим органом, М3/Ч, определяется по формуле
rде Vц - скорость движения ковшовой цепи, м/с; q - вместимость ковша, л; Тк( - шаг ковшей (расстояние между ковшами), м; z - число разгрузок ковша в мину~
Теоретическая производительность экскаваторов с бесковшовым (скребковым) рабочим opгaном, м3/ч, определяется по формуле
где bc - ширина скребка, м; hc - высота скребка, v.
Техническая производительность - это производительность за 1 ч чистой работы, под которой понимают работу экскаватора без простоев.
Техническая производительность, м3/ч,
где Кн - коэффициент наполнения экскавационных емкостей, зависящий от характера гpунтa, толщины срезаемой стружки, длины и формы забоя; Кр - коэффициент разрыхления грунта в процессе разработки
Процесс экскавации у скребковых экскаваторов отличается от ковшовых. Скорость груновoгo потока между скребками несколько ниже скорости цепи, а объемная масса потока меньше объемной массы грунта в ковшах. Эти особенности работы скребковых экскаваторов учитываются коэффициентом наполнения.
Эксплуатационной является производительность экскаватора с учетом простоев, перерывов и задержек. Она определяется по формуле
где Кн - коэффициент использования рабочего времени, равный 0,4-0,6.