Участие государства в осуществлении безопасности в метро.
В соответствии с указом Президента РФ от 31 марта 2010 №403 года правительство РФ должно было в четырехмесячный срок утвердить комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте.[10] Такая программа была утверждена в августе 2010 года. Согласно распоряжению Правительства РФ, создание "комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, прежде всего на метрополитене и других видах общественного транспорта, предотвращения чрезвычайных ситуаций и террористических актов на транспорте, а также обеспечения защиты населения" должно быть завершено к 1 января 2014 года.До 31 марта 2011 года должно было завершиться оснащение наиболее уязвимых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств "специализированными техническими средствами и устройствами, обеспечивающими устранение их уязвимости от актов незаконного вмешательства".Регионам, органам местного самоуправления и организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности рекомендовано предоставлять места для размещения спецсредств, а также технические устройства и каналы связи для сбора и распространения информации о возникновении или угрозе возникновения ЧС и терактов.[11]
Какие органы ответственны за обеспечение безопасности в московском метрополитене?
Согласно статье 4. «Обеспечение транспортной безопасности» Федерального закона Российской Федерации от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ О транспортной безопасности «обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Государственный контроль и надзор в области обеспечения транспортной безопасности осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.» [12]То есть ответственны непосредственно московский метрополитен в лице его начальника Беседина И.С и Министерство транспорта Московской области.
Анализ
В ходе наблюдения за работой станций метрополитена и пассажирами мы выявили следующиеуязвимые места системы безопасности московского метро:
Установка металлоискателей на входах в вокзалы не является эффективным решением. В таких больших местах скопления людей не возможно проконтролировать всех пассажиров, так как этот процесс создаст большой затор и даже давки.Вследствие чего может возникнуть оправданное недовольство граждан. Об этом факте неоднократно писали в СМИ, и сами эксперты, занимающиеся вопросом обеспечения безопасности утверждают, что «…без рамок, просвечивания сумок, химических анализаторов и вызванных медлительностью этой техники очередей в метро и аэропортах не обойтись…»[13]. Кроме того, можно убедиться в этом на практике, стоит лишь заглянуть в любой из вокзалов Москвы. Там либо рамки не работают, либо, чтобы не создавать «пробок» сотрудники службы безопасности проверяют людей выборочно. Из всего этого следует, что металлоискатели не дают должного эффекта на практике.
По нашему мнению, на уровень безопасности в метро влияет не только техническое оснащение, но и человеческий фактор. То есть бдительность самих пассажиров, их подготовленность к различным чрезвычайным ситуациям, в том числе терактам.При анализе социологических опросов ВЦИОМ, проведенных в 2011 году, стало ясно, что пассажиры московского метро, не смотря на террористические акты, произошедшие29 марта 2010 года на станциях «Лубянка» и «Парк культуры», не достаточно знают алгоритм действий при чрезвычайных ситуациях.
По уровню информированности населения о действиях в случае возникновения угрозы совершения акта незаконного вмешательства на транспорте Москва занимает 20 место из 25 городов. Если учесть, что московский метрополитен самый большой по территории и по пассажиропотоку, то этот показатель довольно низок.
И действительно, мало кто знает, например, о существовании короткого номера экстренной службы транспортной полиции, на который можно отправлять смс-сообщения при обнаружении подозрительных предметов или сообщить о подозрительных лицах. Мы считаем, что это большое упущение властей и сотрудников метрополитена.
На основе анализа соц. опросов мы пришли к выводу о том, что необходимо не только оснащать метрополитен техническими средствами, но и рассказывать гражданам о нововведениях, которыми они могут воспользоваться. Например, те же интернет порталы, горячие линии и номер службы транспортной полиции. Эти номера и плакаты с алгоритмом действий при ЧС можно размещать на стенах напротив платформ вместо той рекламы, которая там сейчас висит.
Мы проанализировали документы по обеспечению безопасности на транспорте (часть которая касается только метро) и пришли к выводу, что в этом документе не учитывается защита от атак ядом.
В марте 1995 года в Шанхае сразу на нескольких станциях токийского метро члены религиозной секты «АумСенрике» («AUM Shinrikyo») распылили ядовитый газ.В итоге после атаки религиозных фанатиков в токийском метро началась тотальная установка различного оборудования, которое бы обеспечивало безопасность пассажиров, но существенно не влияла бы на их привычное перемещение по вокзальным комплексам и прочим инфраструктурным объектам.Такие, например, как система резерва чистого воздуха, который в случае повторения подобной ситуации с помощью электронных систем управления может быть направлен на зараженные участки. Думаем, такие системы можно применить и в московском метро.
Однако главной проблемой по борьбе с терроризмом остается предотвращение взрывов. Опыт последних лет, особенно в нашей стране, показал, что террористы чаще всего используют взрывные устройства, отдавая им предпочтение при решении проблем политического, религиозного или этнического характера. Применение взрывных устройств отчасти объясняется простотой достижения цели, а также низкой стоимостью используемых технических средств. Недаром терроризм называют на западе "войной по дешевке". К тому же огнестрельное оружие, нож и яд не оказывают столь мощного эмоционального воздействия на людей, какое достигается при помощи взрывчатки. Поэтому к этой проблеме нужно относится особенно внимательно и тщательно подойти к ее решению.
Для предотвращения террористических актов взрывного характера в России разработана система, которая работает следующим образом: дежурящим на станции полицейским выдается набор, который включает в себя химические реагенты, позволяющие обнаружить взрывчатые вещества. Достаточно капнуть на частичку одежды или тела подозреваемого химический состав и по цвету можно будет определить, представляет он опасность или нет. Но мы не считаем эту систему достаточно эффективной. Во-первых, проверка осуществляется выборочно и невозможно проверить всех людей, поэтому террорист может «проскочить». Во-вторых, подозреваемый может осуществить взрыв, даже во время проверки, если он террорист-смертник. В-третьих, эта система показала низкую эффективность при тестировании и ее нужно усовершенствовать. А для этого нужно время. Чтобы заполнить незащищенную область, пока ведутся исследования, мы предлагаем использовать собак и кинологов для предотвращения от взрывов. У московского метро есть свой кинологический центр. Но в нем насчитывается 21 собака, в то время как в Москве 185 станций метро. И это не учитывая, что собаки могут работать не больше 6 часов в день. А метро работает с 5.30 до 1.00. Следовательно, этот вопрос все еще остается открытым.
Если террористы проникнут внутрь станции, то риск нападения значительно увеличивается и его предотвращение становится все сложнее. Поэтому террористов нужно обнаруживать еще до входа через турникеты. В этом случае можно перенять опыт Екатеринбурга. Здесь работает система видеонаблюдения за пассажирами с функцией распознавания лиц, совмещенная с системой радиационного контроля. Решение позволяет пресечь попытки проноса радиоактивных материалов на станции метро. Если система при прохождении пассажиром турникета обнаруживает повышенный уровень радиации, то она подает сигнал, а система видеонаблюдения "захватывает" лицо человека, на которого произошло срабатывание. Сотрудники охранной службы метрополитена или полиции могут задержать пассажира или отследить его. Во внедренном решении используется программное обеспечение от российской компании ITV, позволяющее распознавать лица людей.
Но, как мы уже говорили, помимо технической оснащенности, нужно еще и воспитывать сознательность и инициативу в пассажирах. В основном от их внимательности и наблюдательности зависит их же безопасность. Недавно Министерство транспорта заказало ролики, которые объясняют пассажирам, как себя вести, если заметили подозрительных людей, зачем нужны видеокамеры в метро и на вокзалах, почему нужно относиться с пониманием к прохождению досмотра. Все они сделаны в формате мультфильма. Мы показали ролики 30 случайным людям и 26 из них отреагировали на ролики отрицательно, прокомментировав, что видео снято не убедительно и не интересно. Наше мнение сходится с опрошенными людьми. Ролики можно просмотреть здесь с 21мин. 30 сек. http://ria.ru/press_video/20120125/548605315.html. Мы считаем, что ролики нужно переснять и сделать их интереснее. Также можно обучать московских школьников поведению в метро при различных ЧП в школе, как это делается с правилами дорожного движения.
Заключение
Не смотря на большое количество нововведений в рамках комплексной системы по обеспечению безопасности населения на транспорте, многие из них достаточно неэффективны и безрезультативны. И очень жаль, что на них было потрачено много бюджетных средств ( 11 млрд. 256млн. рублей на 2011 год.источник: РИА-НОВОСТИ http://ria.ru/press_video/20120125/548605315.html).Если во время не исправить минусы данной программы, террористические акты могут повториться. Нужно заранее предвидеть возможные варианты чрезвычайных ситуаций, а не ждать пока они случаться, и уже затем действовать, как это уже было в 2010г. Мы считаем, что наши предложения помогут улучшить безопасность в метро и помогут вернуть московскому метро титул самого безопасного в мире.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Бакалавриат
Проектная работа по дисциплине
«Введение в специальность»
на тему: «Система безопасности московского метрополитена»
Выполнили: студентки 1 курсаСафина Н.И., Жаркова А.И.
Преподаватель:ГолубевСергей Викторович
Москва 2012 г.
[1]Энциклопедия Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Метрополитен
[2]«Система безопасности в московском метрополитене. Справка» 14 февраля 2011
http://ria.ru/spravka/20110214/334240935.html
[3]«Метро Петербурга не хочет запускать wi-fi из соображений безопасности» , газета «Деловой Петербург», 20 января 2012
http://www.dp.ru/a/2012/01/20/Metro_Peterburga_ne_hochet/
[4]«Метро станет безопаснее», сайт Петербургской полиции ,2 апреля 2011
http://milmetro.jimdo.com/2011/04/07/метро-станет-безопаснее/
[5] «В российском метро внедряют систему распознавания лиц пассажиров», РИА Новости, 13 января 2012
http://digit.ru/state/20120113/388557443.html
[6] «Метро - городу-"миллионеру"», культурно-просветительская газета «Казанские истории» ,2005.
http://tatar.com.ru/kazan/kazans25.php
[7]« Метро Дубая считается одним из самых безопасных в мире» ,Интеренет-газета «Город24», 28 июня 2011
http://uae24.ru/news/79188.html
[8] «Метро и безопасность» , Интернет-блог, 5 декабря 2011
http://vseuch.ru/metro-i-bezopasnost/
[9] « Высокие технологии безопасности» ,газета «МК», 25 октября 2011
http://www.mk.ru/social/article/2011/10/25/636100-vyisokie-tehnologii-bezopasnosti.html
[10]УКАЗ Президента РФ от 31.03.2010 N 403 "О СОЗДАНИИ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ" | |
http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1056185
[11]Распоряжение Правительства РФ от 2 августа 2011 г. N 1372-р
http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=118076#p6
[12] « Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ О транспортной безопасности»
http://transbez.com/officially/laws/transportsafety-law.html
[13]А. Кондратьев // «Известных террористов найдут с помощью видео, для неизвестных нужны металлоискатели»//18 февраля 2011 года Деловая газета «Маркер»
URL:http://marker.ru/news/3701