Необходимые приборы, оборудование и инструменты

Для выполнения работы необходимы:

- стеклянный мерный цилиндр объемом 150 - 200 см3;

- шпатель (гибкий металлический скребок);

- сито с размером ячеек 0,25; 0,28 или 0,315 мм;

- щетка-кисточка (сметка);

- металлическая или деревянная мерная линейка длиной 30 см;

- природный песок в воздушно-сухом состоянии в количестве 1 кг;

- вешки (2 шт.);

- мел.

Методика проведения работы

4.1. На обследуемом участке дороги визуально выбирается
характерная захватка с хорошей видимостью в обоих направлениях,
отсутствием элементов обустройства на полосе отвода и с характером
поверхности, идентичным всему обследуемому участку.

Протяженность захватки должна находиться в пределах 10-20% от протяженности всего обследуемого участка. Если принимаются несколько захваток, то их суммарная протяженность должна состав­лять 10-20% от всей протяженности обследуемого участка. При выпол­нении лабораторной работы длину характерной захватки рекомендует­ся принимать равной 100 м. Точки начала и конца характерной захват­ки фиксируются вешками, устанавливаемыми на обочине.

4.2. Шероховатость покрытия оценивается в пределах харак-
терной захватки на линии наката левой и правой полос движения (на
расстоянии 0,75 - 1,00 м от кромки проезжей части) через равные
расстояния. Общее число измерений зависит от глубины неровностей
шероховатости и определяется по табл. 1.

Таблица 1

Число измерений шероховатости

Длина обследуемого участка, м Число измерений при глубине неровностей шероховатости, мм
0,3 – 2,0 2,1 – 3,0 3,0
1,0
50,0
1000,0

4.3. Сухой песок перед испытанием просеивают через сито и заполняют им мерный цилиндр до отметки 150, 175 или 200 см3.

4.4. Место испытания площадью 0,4-0,6 м2 тщательно очи­щается щеткой-сметкой от посторонних зерен песка, пыли и грязи. На подготовленную таким образом поверхность отсыпают часть песка из мерного цилиндра, регистрируя при этом объем песка, остающегося в цилиндре. Обычно расход песка составляет 40-80 см3 для покрытий с мелкозернистой текстурой поверхности и 100-160 см3 - для покрытий с крупнозернистой текстурой поверхности.

Отсыпанный песок с помощью шпателя равномерно распреде­ляют вровень с поверхностью выступов шероховатости, заполняя все впадины профиля и придавая песчаному пятну форму круга или пря­моугольника. Полученное песчаное пятно разбивают на несколько пра­вильных геометрических фигур и определяют его площадь.

Испытания на каждом выбранном месте проезжей части прово­дятся не менее трех раз. Результаты измерений записывают в таблицу.

4.5. Средняя глубина впадин шероховатости (в мм) вычис-
ляется по формуле

HСР = 10 * ( VH - VO ) / SП ,

где VH - объем песка в цилиндре перед испытанием, см3;

VO - остаток песка в цилиндре, см3;

SП - площадь песчаного пятна, см2.

5. Техника безопасности при выполнении лабораторной работы

5.1. Перед проведением лабораторной работы все студенты должны пройти инструктаж по технике безопасности и расписаться в журнале инструктажа. Студенты, не прошедшие инструктажа, к работе не допускаются.

5.2. Перед проведением лабораторной работы необходимо проверить исправность измерительных приборов, оборудования и ин­струментов, а также наличие соответствующих технических средств организации движения транспорта.

5.3. Визуальный осмотр автомобильной дороги, выбор харак­терной захватки, ее закрепление вешками, выбор мест проведения измерений шероховатости выполняются студентами с обочины (тротуара).

5.4. Переход проезжей части допускается только в разрешен­ных местах при отсутствии движения автомобилей на расстоянии от места перехода не менее 85 м в черте города и не менее 300 м - на загородных дорогах.

5.5. Характерная захватка должна быть представлена пря­мым участком, с которого хорошо просматривается автомобильная дорога в обоих направлениях.

5.6. При проведении лабораторной работы на выбранной характерной захватке технические средства организации движения устанавливаются в соответствии с инструкцией по организации движе­ния и ограждению мест производства дорожных работ.

5.7. Студенты, выполняющие работы на проезжей части доро­ги, должны быть одеты в сигнальные жилеты.

Лабораторная работа 4

Оценка деформаций и разрушений асфальтобетонных покрытий и дорожных одежд

Цель работы

Цель работы – изучение студентами требований к дефектам дорожных покрытий, методик и получение практических навыков по определению дефектов дорожных покрытий, обработке результатов наблюдений, их анализ и принятие решений по ним.

Наши рекомендации