Необходимые приборы, оборудование и инструменты
Для выполнения работы необходимы:
- стеклянный мерный цилиндр объемом 150 - 200 см3;
- шпатель (гибкий металлический скребок);
- сито с размером ячеек 0,25; 0,28 или 0,315 мм;
- щетка-кисточка (сметка);
- металлическая или деревянная мерная линейка длиной 30 см;
- природный песок в воздушно-сухом состоянии в количестве 1 кг;
- вешки (2 шт.);
- мел.
Методика проведения работы
4.1. На обследуемом участке дороги визуально выбирается
характерная захватка с хорошей видимостью в обоих направлениях,
отсутствием элементов обустройства на полосе отвода и с характером
поверхности, идентичным всему обследуемому участку.
Протяженность захватки должна находиться в пределах 10-20% от протяженности всего обследуемого участка. Если принимаются несколько захваток, то их суммарная протяженность должна составлять 10-20% от всей протяженности обследуемого участка. При выполнении лабораторной работы длину характерной захватки рекомендуется принимать равной 100 м. Точки начала и конца характерной захватки фиксируются вешками, устанавливаемыми на обочине.
4.2. Шероховатость покрытия оценивается в пределах харак-
терной захватки на линии наката левой и правой полос движения (на
расстоянии 0,75 - 1,00 м от кромки проезжей части) через равные
расстояния. Общее число измерений зависит от глубины неровностей
шероховатости и определяется по табл. 1.
Таблица 1
Число измерений шероховатости
Длина обследуемого участка, м | Число измерений при глубине неровностей шероховатости, мм | ||
0,3 – 2,0 | 2,1 – 3,0 | 3,0 | |
1,0 | |||
50,0 | |||
1000,0 |
4.3. Сухой песок перед испытанием просеивают через сито и заполняют им мерный цилиндр до отметки 150, 175 или 200 см3.
4.4. Место испытания площадью 0,4-0,6 м2 тщательно очищается щеткой-сметкой от посторонних зерен песка, пыли и грязи. На подготовленную таким образом поверхность отсыпают часть песка из мерного цилиндра, регистрируя при этом объем песка, остающегося в цилиндре. Обычно расход песка составляет 40-80 см3 для покрытий с мелкозернистой текстурой поверхности и 100-160 см3 - для покрытий с крупнозернистой текстурой поверхности.
Отсыпанный песок с помощью шпателя равномерно распределяют вровень с поверхностью выступов шероховатости, заполняя все впадины профиля и придавая песчаному пятну форму круга или прямоугольника. Полученное песчаное пятно разбивают на несколько правильных геометрических фигур и определяют его площадь.
Испытания на каждом выбранном месте проезжей части проводятся не менее трех раз. Результаты измерений записывают в таблицу.
4.5. Средняя глубина впадин шероховатости (в мм) вычис-
ляется по формуле
HСР = 10 * ( VH - VO ) / SП ,
где VH - объем песка в цилиндре перед испытанием, см3;
VO - остаток песка в цилиндре, см3;
SП - площадь песчаного пятна, см2.
5. Техника безопасности при выполнении лабораторной работы
5.1. Перед проведением лабораторной работы все студенты должны пройти инструктаж по технике безопасности и расписаться в журнале инструктажа. Студенты, не прошедшие инструктажа, к работе не допускаются.
5.2. Перед проведением лабораторной работы необходимо проверить исправность измерительных приборов, оборудования и инструментов, а также наличие соответствующих технических средств организации движения транспорта.
5.3. Визуальный осмотр автомобильной дороги, выбор характерной захватки, ее закрепление вешками, выбор мест проведения измерений шероховатости выполняются студентами с обочины (тротуара).
5.4. Переход проезжей части допускается только в разрешенных местах при отсутствии движения автомобилей на расстоянии от места перехода не менее 85 м в черте города и не менее 300 м - на загородных дорогах.
5.5. Характерная захватка должна быть представлена прямым участком, с которого хорошо просматривается автомобильная дорога в обоих направлениях.
5.6. При проведении лабораторной работы на выбранной характерной захватке технические средства организации движения устанавливаются в соответствии с инструкцией по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ.
5.7. Студенты, выполняющие работы на проезжей части дороги, должны быть одеты в сигнальные жилеты.
Лабораторная работа 4
Оценка деформаций и разрушений асфальтобетонных покрытий и дорожных одежд
Цель работы
Цель работы – изучение студентами требований к дефектам дорожных покрытий, методик и получение практических навыков по определению дефектов дорожных покрытий, обработке результатов наблюдений, их анализ и принятие решений по ним.