Обработка результатов измерения ровности дорожного покрытия в продольном профиле с помощью трехметровой рейки
5.1. Определение частости для оценки ровности покрытия. Частость представляет собой количество попаданий фиксированных значений просвета под рейкой в каждый из принятых интервалов просветов и измеряется в штуках и в % от общего количества фиксированных просветов, установленных в ходе измерений.
Результаты расчетов заносят в табл. 2.
5.2. Определение накопленной частости.
Накопленная частость для каждого интервала просвета рассчитывается по формуле:
Таблица 2
Частость и накопленная частость при оценке ровности дорожного покрытия
Интервал просвета, мм | Частость ( количество попаданий в интервал просвета ), N i | Накопленная частость, N H J | |
шт. | % | ||
0 - 3 | |||
3 - 5 | |||
5 - 7 | |||
7 - 10 | |||
10 - 13 | |||
13 - 15 | |||
15 - 20 | |||
Более 20 | |||
ВСЕГО | - |
J
N H J = ∑ N i ,
i=1
где: N H J - накопленная частость в J-м интервале просвета, % ;
Ni - частость в i-м интервале просвета (l ≤ i ≤ j), % ;
J - порядковый номер интервала просвета.
Результаты расчетов заносят в графу 4 табл. 2.
5.3. Построение кумулятивной кривой ровности покрытия.
Кумулятивная кривая ровности покрытия строится следующим образом: по оси абсцисс отмечаются значения интервалов просветов, а по оси ординат откладывается накопленная частость, соответствующая этим значениям просветов.
5.4. Определение предельно допустимой величины просвета.
Предельно допустимая величина просвета под трехметровой рейкой рассчитывается отдельно для каждой оценки ровности (отлично, хорошо и удовлетворительно) по формуле:
h д = 2hM,
где hM - допустимый максимальный просвет в соответствии с приня той оценкой ровности (отлично, хорошо, удовлетворительно), мм.
5.5. Определение фактического процента числа просветов в
пределах допуска. Фактический процент числа просветов в пределах допуска рассчитывается отдельно для каждой оценки ровности (отлично, хорошо и удовлетворительно) по формуле
N Ф = 100 - N д ,
где N Д- частость (количество) просветов под рейкой в интервалах просветов, превышающих допустимый максимальный просвет при соответствующей оценке ровности, %.
5.6. Определение максимального фактического просвета. Максимальный фактический просвет устанавливается путем визуального анализа (просмотра) данных, представленных в табл. 2, и указанных в мм.
6. Техника безопасности при выполнении лабораторной работы
6.1. При проведении лабораторной работы все студенты должны пройти инструктаж по технике безопасности и расписаться в журнале инструктажа. Студенты, не прошедшие инструктажа, к работе не допускаются.
6.2. Перед проведением лабораторной работы проверяется исправность измерительных приборов, оборудования и инструментов.
6.3. Визуальный осмотр участка автомобильной дороги, выбор характерной захватки, установление мерных поперечников и их закрепление вешками выполняются студентами с обочины (тротуара).
6.4. Характерная захватка должна быть представлена прямым участком, с которого хорошо просматривается автомобильная дорога в обоих направлениях.
6.5. Измерение просветов под трехметровой рейкой производится в период отсутствия движения автомобилей бригадой студентов из четырех человек, один (двое) из которых постоянно следит за появлением автомобилей и в случае такового немедленно извещает об этом остальных студентов. При этом студенты должны покинуть проезжую часть и освободить ее от оборудования и инструментов, используемых при замерах ровности.
6.6. Переход проезжей части допускается только в разрешенных местах при отсутствии движения автомобилей на расстоянии от места перехода не менее 85 м в черте города и не менее 300 м на загородных дорогах.
6.7. При проведении лабораторной работы на расстоянии
150-200 м до места проведения измерений ровности (характерной за-
хватки) временно устанавливаются знаки "Дорожные работы" и
"Направление объезда препятствий", которые дублируются на рас-
стоянии 50 м до указанного места работ.
6.8. Студенты, выполняющие работы на проезжей части доро-
ги, должны быть одеты в сигнальные жилеты.
Лабораторная работа 2
Оценка ровности дорожного покрытия в поперечном профиле (колейности ) и определение продольного и поперечного уклонов проезжей части с помощью трехметровой линейки
Цель работы
Цель работы – изучение студентами требований к ровности дорожных покрытий, методик и получение практических навыков по определению ровности дорожных покрытий в поперечном профиле, обработке результатов наблюдений, их анализ и принятие решений по ним.