Монтаж зданий методом подъема перекрытий и этажей
Этот метод применяется для возведения зданий на стесненных участках, пересеченном рельефе, при сложной конфигурации в плане, в случае необходимости сохранения естественного ландшафта и земляных насаждений.
Данный метод состоит в последовательном подъеме плит покрытия и перекрытия, предварительно изготовленных на уровне первого этажа или на том же уровне плит и собранных конструкций в каждом из этажей.
Покрытия, перекрытия и этажи поднимают на проектные отметки с помощью синхронно работающих подъемников, установленных на сборных колоннах.
При невозможности изготовления или подъема целых перекрытий в зданиях большой протяженности, их разделяют на секции.
Метод подъема перекрытий
После окончания нулевого цикла с помощью самоходных кранов устанавливают колонны первого яруса с их выверкой и замоноличиванием. На каждую колонну перед подъемом надевают металлические воротники, количество которых соответствует числу поднимаемых плит перекрытия. Воротники подвешивают на крючках, зацепленных на штырь, пропущенный в отверстие в колонне.
Одновременно в скользящей опалубке бетонируют лестничные шахты на высоту, определяемую высотой пакета плит и конструктивной высотой опалубки. Далее бетонирование лестничной шахты ведется непрерывно с сопряжением на один этаж относительно положения кровельной плиты. С целью беспрепятственного вертикального перемещения и захвата грузовыми тягами, воротники каждой плиты центрируют с помощью направляющих труб, пропускаемых через прорезы воротников.
При изготовлении кровельной плиты, в отличие от остальных плит-пакетов, одновременно с арматурными работами устанавливают сборные элементы парапета, которые при бетонировании замоноличивают с плитой перекрытия. После временного ее закрепления на промежуточных отметках остальные плиты перекрытия по две-три одновременно. При этом плиты нижних этажей, поднятые на проектные отметки, закрепляют окончательно.
Монтаж зданий методом подъема этажей
Монтаж выполняют в основном в той же последовательности, что и при методе подъема перекрытий, изменяется только очередность и способ монтажа этажей.
На верхней плите пакета плит перекрытия самоходными кранами монтируют конструкции верхнего этажа здания (наружные и внутренние стеновые панели), выполняют санитарные и технические работы, и этаж с помощью подъемников поднимают вверх и временно закрепляют на проектной отметке. Таким образом, постепенно монтируют и поднимают нижележащие этажи в пределах яруса колонн. Далее наращивают следующий ярус колонн, поднимают подъемники и производят подъем этажей. Подъем каждого этажа возможен сразу на всю высоту вновь установленного яруса колонн. По окончанию подъема всех этажей демонтируют все подъемники вместе с оголовниками и опускают на землю.
Монтаж железобетонных рам
Рамы сплошной конструкции укрупняют и сваривают на земле у мест установки, оставляя только два монтажных стыка ригеля, которые делят рамы на три части.
Монтаж выполняют на двух временных опорах с помощью самоходных кранов. Сначала на фундаменты устанавливают стойки-рамы с частью ригеля, опирают на временные опоры и расчаливают. Затем двумя кранами монтируют средний участок ригеля. Ригель поднимают посредствам жестких траверс, предохраняющих его стенку от изгиба, и временно закрепляют при помощи расчалок.
Сварку или клепку обоих стыков ригеля производят на временных опорах.
Монтаж железобетонных арок
Блоки полуарок монтируют методом скольжения с помощью одного или двух одновременно работающих кранов.
Полуарки, укрупненные на стеллажах из отдельных железобетонных элементов, подают в зону действия крана на двух тележках.
Под нижний конец полуарки подводят специальную тележку, передвигают по рельсам, уложенным перпендикулярно продольной оси здания. Гнезда фундамента под полуарки должны находиться между рельсами. Монтаж начинают с подъема части полуарки. По мере подъема тележка перемещается в сторону здания. При сближении с фундаментом пята полуарки плавно входит в его гнездо. После подъема другим краном второй полуарки, обе полуарки соединяются в верхнем стыке и временно закрепляются. Далее ведется монтаж второй арки в такой же последовательности и временно закрепляется при помощи расчалок. Для создания жесткости арок производится монтаж плит покрытия.
Монтаж армоцементных сводов
Монтаж армоцементных сводов больших пролетов выполняют с передвижных кондукторов с использованием приспособлений для временного закрепления элементов свода на его опорах.
Волна свода состоит из двух крайних и одного среднего элементов шириной 2 м, диной – 14 м каждый.
Сборные армоцементные элементы после их изготовления на матрице усиливают монтажными стяжками, которые остаются на время их складирования, транспортирования и монтажа.
В местах строповки к стяжкам приваривают петли. Строповка элемента при погрузочно-разгрузочных работах и при монтаже осуществляется балансирными стропами в четырех точках. Элементы свода транспортируют в специальных кассетах на полуприцепах.
Для обеспечения равномерности работ по сборке свода монтаж элементов ведут с приобъектного склада, располагаемого в зоне действия монтажного крана либо с транспортных средств.
Конструктивно-компоновочная схема монтажного кондуктора состоит из трех блоков:
1. Опорная площадка с колесами;
2. Башня;
3. Рабочая площадка с тремя парами опорных оголовков, подъем и опускание которых осуществляется реечным домкратом.
Последовательность сборки элементов в волне свода и смежных волн следующая: Устанавливают два крайних элемента волны свода, опирая их на подвижные опоры кондукторов и на инвентарные приспособления на подсводных балках, затем средний элемент волн. С помощью реечных домкратов приводят элементы в проектное положение, соблюдая соосность стержней смежных элементов. Электросваркой накладок соединяют элементы волны между собой и арматурные выпуски в крайних элементах приваривают к закладным деталям опорных балок.
В такой же последовательности собирают следующие волны и соединяют смежные волны по длине с помощью сварки закладных деталей. Затем снимают монтажные стяжки на первых двух волнах, устанавливают опалубку, замоноличивают поперечные и продольные швы.