Монтаж конструкций с транспортных средств
Для монтажа зданий с транспортных средств сборные конструкции доставляют на стройплощадку в зону действия кранов в строго технологической последовательности и подают непосредственно на монтаж. Перевоз и монтаж конструкций при данном методе осуществляют по часовым графикам, разработанным на каждую смену и для каждой монтажной захватки здания.
В сменных почасовых графиках монтажа сборных конструкций указывают в технологической последовательности порядковый номер монтажного элемента, заводские марки, а также продолжительность монтажа. В сменных почасовых графиках указывают время прибытия транспорта на завод, количество и марки деталей, время нахождения их в пути, время прибытия транспорта на стройку, время нахождения его под разгрузкой.
Эти графики составляют по нормам затрат времени на погрузочно-разгрузочные и транспортные операции. Завод-изготовитель на основе сменных графиков монтажа должен составить ведомость сборных элементов с указанием их количества и марок, времени ежесуточной доставки на каждый объект, монтируемый с транспортных средств.
Преимущества данного метода монтажа:
1. Нет нужды устройства приобъектных складов, за счет чего можно сократить размеры строительной площадки на 30-50%;
2. Снижение затрат машинного времени кранов;
3. Улучшение работы транспортных средств;
4. Сокращение сроков и трудоемкости монтажа на 20-30%.
Недостатки метода: сложность организации монтажа с транспортных средств при изготовлении конструкций для одного объекта на нескольких предприятиях.
Транспортные процессы при монтаже
Перевозка сборных конструкций производится с завода-изготовителя на строительную площадку при помощи: железнодорожного, автомобильного, водного и авиационного транспорта.
При погрузке изделия должны располагать в таком положении, при котором создаются условия работы, близкие к проектным.
Колонны, балки, сваи перевозятся на автомобильном транспорте с помощью полуприцепов. Фермы, пролетом до 30 м – на фермовозах, оборудованными инвентарными креплениями. Стеновые панели – на специальных панелевозах в вертикальном положении. Объемные элементы перевозят на трейлерах или платформах.
Наиболее распространены следующие схемы организации перевозки сборных конструкций:
1. Завод → Монтаж с колес;
2. Завод → Площадка укрупнительной сборки → Монтаж;
3. Завод → Центральный склад → Монтаж с колес;
4. Завод → Раскладка элементов у мест монтажа.
Укрупнительная сборка конструкций
Укрупнительная сборка производится из-за ограниченных транспортных габаритов и дорог.
Степень укрупнения конструкций зависит от грузоподъемности монтажного крана, возможности доставки укрупненных блоков под монтаж и экономической эффективности их монтажа.
По степени укрупнения различают монтаж:
1. Отправочных элементов;
2. Конструктивных элементов;
3. Плоских укрупненных блоков;
4. Пространственных блоков;
5. Строительно-технологических блоков;
6. Блоков полной готовности;
7. Частей сооружения;
8. Целых сооружений.
С целью увеличения производительности труда и улучшения точности и качества сварных стыков устанавливают специальные сборочные кондуктора-манипуляторы и кантователи. При больших объемах однотипных работ целесообразно применять автоматы и роботы.
Подготовка площадки к строительству
Подготовительные работы проводит генподрядная организация после заключения договора с заказчиком.
Подготовительные работы делятся на:
· Внеплощадочные подготовительные работы;
· Внутриплощадочные подготовительные работы.
К внеплощадочным работам относится устройство:
· подъездных дорог;
· линий связи;
· линий электропередач;
· канализации;
· водопроводной сети;
· газопроводной сети;
· трансформаторной подстанции.
К внутриплощадочным работам относятся:
· восстановление и закрепление геодезической основы для строительства;
· расчистка территории строительной площадки и снос строений;
· инженерная подготовка строительной площадки (планировка, отведение сточных вод, устройство временных или постоянных дорог, сетей водо-, тепло-, электроснабжения, телефонизация, радиосвязь, прокладка новых инженерных коммуникаций, устройство временных бытовых помещений, складов открытого и закрытого типов, ограждения и освещения строительной площадки).
Такелажное оборудование
К такелажному оборудованию относятся: канаты, цепи, стропы, захваты, блоки, полиспасты, домкраты, тали, лебедки, якоря и т.д.
Строповку сборных конструкций производят с помощью стропов, захватов и траверс.
Захватные приспособления для строповки должны обеспечивать удобный, быстрый и безопасный захват, подъем и установку конструкций в проектное положение и их расстроповку.
Захваты - это устройства, с помощью которых концы стропа прикрепляются к поднимаемой детали или конструкции.
Захваты бывают:
- Петлевые (крюк, карабин, специальные замки);
- Без петлевые (с дебалансной опорой, с кулачковой опорой);
- Фрикционные, удерживающие груз за счет сил трения;
- Вакуумные, удерживающие элемент с помощью вакуумных присосок.
По способу управления захваты могут быть:
- Ручные;
- Дистанционные;
- Радиоуправляемые.
По типу привода:
- Электрические;
- Механические;
- Гидравлические;
- Ручные.
Стропы изготавливают из стальных канатов и они бывают:
- Универсальные;
- Облегченные.
§ 15. Разработка строительного генерального плана на период
Монтажа конструкций
На стройгенплане монтажной площадки, разработанном на период монтажных работ, указывают:
1. Проектируемые здания и сооружения, а также другие сооружения, находящиеся в зоне монтажа;
2. Централизованные и приобъектные склады и площадка укрупнительной сборки конструкций;
3. Монтажные машины, оборудование, подкрановые пути и вспомогательные устройства;
4. Зоны действия и направления перемещения монтажных машин и транспортных средств;
5. Места монтажа и демонтажа кранов;
6. Железные дороги, автодороги и проезды в пределах площадки, связывающие склады конструкций, укрупнительные площадки конструкций объекта монтажа и обеспечивающие доставку конструкций в зону действия монтажных кранов;
7. Сети трубопроводов, кабельных и прочих разводов, устройств для снабжения площадки водой, электроэнергией, сжатым воздухом и паром;
8. Административные и подсобные помещения, бытовки и другие;
9. Общеплощадочные устройства по охране труда;
10. Прожектора для освещения строительной площадки, пожарные гидранты.
Места установки кранов показывают на стройгенплане исходя из условия обеспечения безопасных расстояний от воздушных электросетей, мест движения городского транспорта и пешеходов и мест складирования строительных конструкций и деталей.