Определение АСУ, техническое и информационное обеспечение
Важнейшим компонентом АСУ является полнота документации, которая давала бы исчерпывающее представление о системе в соответствии с её реальным состоянием.
Стандарт IEC 61508-1 в Приложении А с подзаголовком «информативное» даёт только общую концепцию комплекса, без детализации конкретного состава и содержания документов.
Проектирование, разработка, внедрение, эксплуатация и обслуживание АСУ регламентируется отечественной нормативно-справочной базой:
· ГОСТ 34.601-90 ЕСС АСУ «Автоматизированные системы. Стадии создания»;
· ГОСТ 24.104-85 ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. «Автоматизированные системы управления. Общие требования»;
· ГОСТ 34.003-90 ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. «Автоматизированные системы. Термины и определения»;
· ГОСТ 34.201-89 «Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем»;
· РД 50-34.698-90 «Методические указания. Информационная технология. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов»;
· ГОСТ 34.602-89 «Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы»;
· ГОСТ 34.603-92 ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. «Виды испытаний автоматизированных систем».
Так в соответствии с ГОСТ 34.003-90 устанавливаются следующие термины и определения основных понятий в области автоматизированных систем:
Автоматизированная система (АС)– система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.
Интегрированная АС – совокупность двух или более взаимоувязанных АС, в которой функционирование одной из них зависит от результатов функционирования другой (других) так, что эту совокупность можно рассматривать как одну АС.
Пользователь АС – лицо, участвующее в функционировании АС или использующее результаты её функционирования.
Комплекс средств автоматизации АС – совокупность всех компонентов АС за исключением людей.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) – программно–технический комплекс, предназначенный для автоматизации деятельности определённого вида.
Эффективность АС – свойство АС, характеризуемое степенью достижения целей, поставленных при её создании.
Процесс создания АС– совокупность работ от формирования исходных требований к системе до ввода в действие.
Функция АСУ технологическим процессом – включает получение информации о состоянии технологического объекта управления, оценку информации, выбор управляющих воздействий и их реализацию.
Информационная база АС– совокупность упорядоченной информации, используемой при функционировании АС.
Программно-технический комплекс АС – совокупность средств вычислительной техники, программного обеспечения и средств создания и заполнения машинной информационной базы при вводе системы в действие достаточных для выполнения одной или более задач АС.
Кроме терминов, определённых ГОСТом, также необходимо дать определения следующим понятиям:
Интеллектуальная транспортная система (ИТС)–организационная управляющая структура, использующая современные информационные технологии, системы телекоммуникации, навигации, телеметрии и компьютерные аппаратно-программные комплексы и направленная на совершенствование логистической транспортной инфраструктуры с целью обеспечения маршрутизации, мониторинга, оперативного управления и контроля перемещения пассажиров, грузов, энергетических, финансовых или информационных ресурсов.
Интеграционная информационная система (ИИС) – объединение информационных и бизнес-процессов в едином информационном пространстве с целью координированного эффективного управления всеми участниками и процессами. В такой системе отдельные функциональные подсистемы логически взаимосвязаны на основе технологического процесса обработки данных без нарушения основной технологии их взаимодействия.
Интегрированное автоматизированное производство (ИАП) – концепция реализации интеграции различных компьютерных систем на автоматизированном предприятии.
Искусственный интеллект (ИИ) – имитация видов интеллектуальной человеческой деятельности в электронных системах.
Идентификация – это процесс распознавания объекта или субъекта по его признаку или по специальному устройству, которое называется идентификатором.
Аутентификация – процедура верификации (определение справедливости) принадлежности идентификатора объекту учёта.
Авторизация – процедура предоставления пользователю определённых полномочий и ресурсов в данной системе.
Система навигации-позволяет определить в любой точке земного шара место нахождения неподвижного либо движущегося объекта на земле, в воздухе и на море в трех измерениях с необходимой точностью.
Эффективность – степень достижения цели при использовании имеющихся для этого ресурсов.
Жизненный цикл АСУ. Жизненный цикл системы начинается с момента определения проблемы, которая может быть решена с её внедрением, и заканчивается определением непригодности её использования.
Все фазы жизненного цикла системы приведены на рис. 6.3.
|
ИЛМД – информационно-логическая модель данных;
НИР – научно-исследовательская работа;
ОКР - опытно-конструкторская работа.
Другими словами, создание системы автоматизированного информационного взаимодействия с момента осознания потребности в информационных услугах до фактического внедрения системы требует проведения следующих этапов:
· исследование объекта автоматизации и существующих проблем;
· детальное планирование разработки и оценку её реализуемости;
· анализ экономической эффективности;
· определение информационных, функциональных и других исходных требований;
· проектирование системы, способной выполнить необходимые функции;
· разработку программного обеспечения и аппаратных узлов, составляющих систему;
· тестирование и отладку программного обеспечения и системы в целом;
· ввод в эксплуатацию и сопровождение системы.
В то же время жизненный цикл АСУ равен минимальному жизненному циклу из образующих АСУ основных составляющих:
· организационное обеспечение;
· аппаратно-программный комплекс;
· информационное обеспечение.
Как правило, наиболее быстропротекающим жизненным циклом обладает информационное обеспечение. Поэтому жизненный цикл АСУ напрямую зависит от информационной системы, различные этапы которого требуют:
1. Поддержки документирования;
2. Оказания помощи в проектировании;
3. Генерации данных;
4. Контроля изменений и коррекции.
Приведённые требования относятся к различным этапам жизненного цикла, как это изображено на рис. 6.4.
|
|
|
|
Одним из основных условий качественной работы АСУ, то есть адекватности её требованиям пользователя, является информационная совместимость всех элементов системы, что представляет собою часть функции управления. В контексте обеспечения требуемых свойств системы в общем случае включает в себя некий базис как необходимое условие возможности осуществления управления и совокупность компонентов, реализующих управление как процесс целенаправленных воздействий на основе ряда методов и средств.
Методология управления свойствами АСУ приведена на рис. 6.5.
Исходя из требований действующего стандарта, эффективность системы автоматизации транспортного процесса определяется:
· качеством организационного, информационного, общего программного и технического обеспечения;
· степенью унификации в масштабе транспортного информационного пространства;
· степенью соответствия системы предъявляемым к ней требованиям.
К этим требованиям относятся:
1. Полнота выполнения всех возлагаемых на систему функций. Цель функционирования системы достигается путем своевременного и качественного выполнения всех возлагаемых на неё функций. Перечень функций разрабатывается исходя из цели и задач системы автоматизированного информационного взаимодействия с учетом возможностей её технических и программных средств. По мере применения системы функции могут изменяться и наращиваться, поэтому данное требование формулируется на определенный период времени.
2. Оперативность применения. Предполагает возможность получения и практического использования результатов решения по необходимому количеству вариантов в заданные сроки.
3. Достоверность результатов решения.Система должна достаточно точно отражать фактическую информацию об обстановке, наиболее существенных сторонах обслуживаемых процессов и присущих им закономерностей.
4. Обоснованность результатов решения. Предполагается получение целесообразных (оптимальных) решений (выходных данных) для обслуживания пользователей.
5. Полнота обработки информации. Определяется способностью обеспечить пользователей результатами расчетов или информацией в необходимом объеме.
6. Надежность. Исключает возможность отказов аппаратно-программного комплекса в режиме обработки информации. При этом причинами отказов могут быть ошибки программ, сбои в работе технических средств, погрешности в работе операторов, ошибки исходных данных, преднамеренные помехи и другие причины.
7. Безопасность обработки информации.Исключается возможность утечки информации по каким-либо каналам и её искажения на всех этапах производства расчетов.
|
8. Соответствие уровню пользователя. Предполагает применение в системе информации с детализацией и точностью, которыми располагает данное звено пользователей. Представление результатов вычислений в виде, соответствующем форме и содержанию документов, используемых соответствующим звеном пользователей.
9. Системный подход. Все компоненты, используемые для автоматизации определенных функций, должны быть компонентами общей системы. Быть согласованными между собой по цели и назначению, постановкам задач, составу учитываемых факторов и ограничениям, содержанию и формам входных и выходных данных, критериям эффективности и нормативам, системам классификации и кодирования, структуре и содержанию баз данных, принципам защиты обрабатываемой информации и используемым базовым программным продуктам.
10. Адекватность реальным процессам. Предполагается объективное отображение с допустимой точностью реальных транспортных процессов с учетом действующих нормативных актов, отраслевых руководящих документов и накопленного опыта.
11. Удобство использования. Понимается максимальный учет в системе особенностей работы операторов-пользователей, состава, содержания и форм обрабатываемой информации и разрабатываемых документов, обеспечение наглядности представления результатов решения.
12. Унификация критериев и нормативов. Заключается в необходимости проведения расчетов с использованием согласованной системы критериев эффективности и нормативов.
13. Модульный принцип построения системы. Обусловливает необходимость построения системы из отдельных блоков и модулей, выполняющих определенные техническим заданием функции, объединяемых унифицированными средствами управления решения задач. Модульный принцип обеспечивает эффективность разработки, отладки, сертификации, применения и сопровождения без нарушения целостности их функционирования. Разделение на модули осуществляется с учетом содержания обслуживаемых процессов, применяемых методов оптимизации и реализуемых функций по обработке информации.
14. Единство информационной базы. Заключается в использовании общего массива информации (единых баз данных) и в поддержании его в готовности к использованию в целях обеспечения совместимости и значительного сокращения трудоемкости подготовки исходной информации в ходе использования системы.
15. Применение базовых средств общего программного обеспечения. Означает построение системы на основе систем программирования, систем управления базами данных, диалоговых систем и т. п., унифицированных и обеспечивающих эффективную разработку, сертификацию, сопровождение и развитие.
16. Адаптируемость к среде функционирования. Необходимо наличие свойств настройки на определенный состав технического и общего программного обеспечения.
17. Адаптируемость к потребностям пользователя. Означает наличие у системы свойств настройки и изменения своих функциональных характеристик, организации применения входных и выходных документов в соответствии с изменениями требований со стороны реально протекающих процессов в сфере логистики.
18. Сопровождаемость. Означает обеспечение высокой степени приспособленности системы к длительной эксплуатации, к её доработке и совершенствованию в интересах улучшения качества функционирования или удовлетворения дополнительных требований пользователя.
19. Возможность развития. Предполагает наличие свойств модификации, совершенствования и наращивания в соответствии с изменяющимися формами и способами логистической деятельности, а также в целях дальнейшего расширения функций систем автоматизации.
20. Реальное время решения задач. Это способность выполнять задания за заданный интервал и к заданному моменту времени.
21. Согласованность всех составляющих частей.Основными частями системы являются станции пользователей. Данное требование выдвигает необходимость единой нотации, терминологии и символики в оформлении программного продукта, качественного оформления документации. Выполнение требования согласованности облегчает сертификацию, внедрение, освоение, применение и обслуживание.
22. Завершенность. Система должна содержать все необходимые компоненты для эффективного применения процесса автоматизации. Такими компонентами являются комплект документации, исходные тексты программ на носителях и др.
23. Стоимость. При определении требований к системе, как правило, определяющими являются стоимостные возможности, вытекающие из соотношения затрат клиента к ценности приобретаемой услуги.
Соблюдение приведённых выше требований должно быть регламентировано Техническим заданием (ТЗ) внедрения АСУ, которое должно быть разработано в соответствии с ГОСТ 34.602-89.
Для привязки текста ТЗ к конкретному технологическому объекту достаточно сделать подстановку собственных атрибутов и сведений об объекте автоматизации.
Вместе с тем необходимо тщательно проработать над Приложениями к ТЗ, определяющими:
· Особенности объекта автоматизации;
· Информационную и функциональную мощность;
· График выполнения проекта;
· Состав проектной документации.
Лицом ТЗ является титульный лист, который должен соответствовать рекомендациям ГОСТа и содержать необходимые согласующие и утверждающие подписи.
Пример титульного листа приведён на рис. 6.6.
Содержание ТЗ строго формализуется ГОСТом и состоит из следующих разделов.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, которые содержат:
· Полное наименование и условное обозначение АС;
· Шифр темы или номер договора;
· Наименование предприятий, участвующих в разработке;
· Перечень документов, которые регламентируют проект;
· Плановые сроки и стадии работы;
· Сведения об источниках и порядке финансирования;
· Порядок оформления и предъявления заказчику результатов.
2. НАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ АС.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА АВТОМАТИЗАЦИИ, обычно приводят:
· Краткие сведения об объекте автоматизации;
· Сведения об условиях эксплуатации объекта автоматизации и характеристиках окружающей среды.
4. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ, состоят из следующих подразделов:
· Требования в целом;
· Требования к функциям, выполняемым АС;
· Требования к видам обеспечения.
5. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ АС.
6. ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ И ПРИЁМКИ СИСТЕМЫ, содержащие:
· Виды, состав, объём и методы испытания АС;
· Общие требования к приёмке работ;
· Статус приёмочной комиссии.
7. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ И СОДЕРЖАНИЮ РАБОТ ПО ПОДГОТОВКЕ ОБЪЕКТА АВТОМАТИЗАЦИИ К ВВОДУ СИСТЕМЫ В ДЕЙСТВИЕ.
8. ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТИРОВАНИЮ. Перечень необходимой документации согласовывается с разработчиком и заказчиком.
9. ИСТОЧНИКИ РАЗРАБОТКИ.
Как указывалось выше, особое значение имеют Приложения к ТЗ, которые, например, могут содержать:
· Приложение 1. Краткое описание технологического процесса.
· Приложение 2. Структурная схема технологического процесса.
· Приложение 3. Информационно-логическая модель данных или обобщённая структура базы данных.
· Приложение 4. Перечень входных данных (сигналов) и выходных документов (включая видеокадры АРМ).
· Приложение 5. Предварительный план – график работ по созданию АС.
· Приложение 6. Перечень разрабатываемой документации на всех этапах разработки и внедрения АС.
В конце ТЗ приводятся подписи ответственных сотрудников, участвующих в составлении ТЗ и его согласование, имеющих следующий формат:
Должность | Ф.И.О. | Подпись | Дата |
Технические средства АСУ
Технические средства АСУ содержит три основных элемента (подсистемы):
· Датчики состояния и положения объекта автоматизации;
· Устройства принятия решения (сервер, АРМ, контроллер и др.);
· Исполнительные устройства.
Датчики состояния можно классифицировать как устройства, обеспечивающие определение:
· Самого объекта (идентификация);
· Изменение физического и химического состояния объекта или окружающей его среды.
Датчики идентификации содержат ключевой элемент, с помощью которого осуществляется идентификация объекта или субъекта наблюдения. Это элемент должен обеспечить надёжный режим работы системы при экономической целесообразности его использования. Так как реализация технических, конструктивных и эксплуатационных характеристик во многом зависит от возможных финансовых затрат при сопоставимых технических данных, на первое место при выборе средства идентификации выходит экономическая целесообразность применения той или иной технологии.
Так, например, в качестве удостоверения пользователя в настоящее время используются:
· Кодовые комбинации, вводимые в идентифицирующее устройство с клавиатуры и других электромеханических устройств;
· Жетоны и карты с наличием индивидуального номера различной физической основы, считываемого специальными электронными устройствами;
· Биометрические идентификаторы, обеспечивающие наиболее высокий уровень безопасности, но исключающие возможность передачи средства идентификации от субъекта субъекту, что необходимо при идентификации не самого субъекта, а сопровождаемого им груза либо транспортного средства и т. п.;
· Комбинированные способы, такие как:
- Кодовая комбинация + жетон или карта;
- Кодовая комбинация + биометрический идентификатор и т. д.
К датчикам физического и химического состояния относятся:
· давления;
· температуры;
· влажности;
· несанкционированного доступа (проникновения, вскрытия и др.).
Датчики давления. Различаются по видам измеряемого давления.
Датчики абсолютного давления – предназначены для измерения величины абсолютного давления жидких и газообразных сред, в том числе агрессивных, и преобразования этого давления в унифицированный сигнал постоянного тока.
Датчики избыточного давления – предназначены для измерения величины избыточного давления жидких и газообразных сред, в том числе агрессивных, и преобразования этого давления в унифицированный сигнал постоянного тока.
Датчики дифференциального давления - предназначены для работы в системах контроля, регулирования и управления технологическими процессами путем непрерывного преобразования разности давления среды в унифицированный сигнал постоянного тока.
Датчики разности, перепада давления-используются для измерения расхода жидкостей, газа, пара, уровня жидкости.
Датчики гидростатического давления - предназначены для работы в системах контроля и регулирования технологическими процессами с целью непрерывного преобразования гидростатического давления контролируемой среды в унифицированный сигнал постоянного тока.
Датчики давления разряжения - предназначены для измерения величины вакуумметрического давления жидких и газообразных сред, в том числе агрессивных, и преобразования этого давления в унифицированный сигнал постоянного тока.
Датчики избыточного давления-разряжения - предназначены для измерения величины избыточного давления-разряжения жидких и газообразных сред.
Датчики температуры. Термометры сопротивления, термопары.
Датчики влажности. Собственно датчик это два перфорированных металлических электрода, разделенные несколькими слоями сухой марли и скрепленные резиновым кольцом. Электроды связывают с размещенной поблизости электронной частью прибора витой парой или тонким экранированным проводом.
Конструкция электродов может быть, конечно, и другой. Важно лишь чтобы они имели достаточную площадь
Источником питания прибора может служить любая гальваническая батарея напряжением 6...9 В. Ток, потребляемый им в дежурном режиме, не превышает нескольких микроампер, в режиме тревоги менее 3 мА.
Датчики несанкционированного доступа. Представляют собой датчики тревожной сигнализации различной конструкции и принципа действия. К наиболее распространённым датчикам относятся:
· Периметрические датчики натяжного действия – состоят из нескольких рядов натянутой проволоки, присоединённой к механическим выключателям;
· Периметрические инфраакустические датчики – улавливают низкочастотные звуковые колебания;
· Периметрические датчики электрического поля – состоят из двух проводов: излучателя и приёмника, которые создают стабильное электрическое поле, нарушение которого и является сигналом тревоги;
· Периметрические вибрационные датчики – представляют собою контактные выключатели различной конфигурации;
· Инфракрасные датчики контроля пространства – контрольным является инфракрасное излучение между излучателем и приёмником;
· Микроволновые датчики контроля пространства – используют сверхвысокочастотное излучение;
· Сейсмические датчики – основаны на пьезоэлектрическом эффекте;
· Магнитные датчики – реагируют на наличие металлов;
· Ультразвуковые датчики – регистрируют ультразвуковые волны;
· Емкостные датчики – основаны на изменении электрической ёмкости между двумя металлическими решётками;
· Акустические датчики – состоят из микрофона и блока обработки сигнала.
Устройства принятия решения.В качестве технического средства (аппаратно-программного комплекса) должно выступать устройство, способное осуществить:
· сбор, обработку и хранение данных, полученных от датчиков;
· анализ текущей и статистической информации;
· выработку сигналов воздействия на объект автоматизации непосредственно через исполнительное устройство.
В качестве подобного устройства, в зависимости от сложности алгоритма преобразования, объёма информации, сложности преобразования сигналов воздействия и др., может быть использован контроллер, сервер или АРМ диспетчера.
Исполнительные устройства.В качестве исполнительного устройства может, в зависимости от задачи, выступить электромеханическое, термоэлектрическое или другое устройство, способное преобразовать электрический сигнал в требуемое воздействие на объект автоматизации. Для выполнения некоторых специальных функций, например для организации автоматизированного режима доступа, изготавливаются специальные устройства. К таким устройствам можно отнести электромеханический турникет.
Турникет – триподявляется самым популярным турникетом с вращающимися на наклонной оси планками. Их широкое распространение обусловлено компактностью, невысокой ценой и возможностью гармонично вписываться даже в самый престижный интерьер.
|
Особые технические данные:
· Количество режимов работы................................................... 9
· Усилие поворота планки (на середине), не более................. 1 кг.
Конструкция. Прочный бесшумный моторный реверсивный турникет. Моторный двухскоростной привод доворота с электронным управлением, обеспечивающий плавность вращения и блокировки планшайбы.
Обгонная предохранительная муфта, которая развязывает и защищает привод от внешних силовых воздействий, поэтому привод не препятствует проходу человека с любой скоростью.
Электронная защита привода от перегрузок (сигнал Sensor P).
Планшайба с надежно закрепленными преграждающими планками после прохода плавно, без колебаний и ударов, останавливается и фиксируется в исходном положении так, что одна из планок всегда полностью перекрывает проход. Работа по принципу “Толкни и иди, если разрешено”.
На стойке только один, но удобно расположенный всегда в поле зрения на верхней крышке корпуса под тонированным стеклом трехэлементный (две зеленых стрелки и красный крест) светодиодный знаковой синтезирующий индикатор режимов работы турникета.
Простой монтаж на четырех анкерах. Турникет можно установить в любом месте на полу, даже в стандартном дверном проеме вместо двери. Достаточно коридора шириной всего 750 мм.