Управление запасами в логистической системе распределения
Запасы различных видов продукции (МР – материальные ресурсы, НП – незаконченное производство, ГП – готовая продукция) создаются для достижения разнообразных целей, определяемых руководством промышленной или торговой фирмы (предприятием, организацией). Наиболее типичными целями создания запасов являются:
1) повышение эффективности производства;
2) эффективное обслуживание потребителей;
3) страхование сбоев в поставках;
4) зашита от повышения закупочных цен;
5) экономия на оптовых скидках;
6) экономия на транспортировке.
1. Повышение эффективности производства за счет содержания запасов определяется следующими факторами:
• запасы НП могут привести к снижению себестоимости производства в связи с ликвидацией простоев оборудования;
• запасы МР и НП позволяют максимально полно использовать ресурс времени работы оборудования;
• запасы НП и ГП (на производстве) обеспечивают выполнение графика производства при возникновении сбоев;
• запасы ГП позволяют не снижать качество обслуживания потребителей при изменении темпа производства;
• запасы НП и ГП позволяют избежать повышения издержек производства, связанных с привлечением дополнительных рабочих и оборудования.
2. Обеспечение обслуживания потребителей связано с содержанием запасов по нескольким причинам:
• запасы ГП позволяют создать резерв для компенсации сезонных колебаний спроса;
• запасы МР позволяют создать резерв для сглаживания сезонных колебаний поставок;
• запасы НП и ГП позволяют поддерживать неожиданный рост продаж;
•запасы НП и ГП позволяют поддерживать рост продаж, вызванный снижением цен производителя и другими рыночными факторами.
3. Страхование сбоев поставок обеспечивают запасы, создаваемые на случай срыва сроков, изменения объемов поставок и неудовлетворительного качества продукции.
4. Зашита от повышения закупочных цен с помощью дополнительных спекулятивных запасов возможна при обоснованных расчетах, подтверждавших эффективность подобной операции при учете возможности будущего повышения цен у основных поставщиков.
5. Экономия на оптовых скидках за счет создания запаса окажется эффективной только в том случае, когда возросшая стоимость запаса будет меньше, чем экономия на оптовых скидках, несмотря на то, что компания не сразу будет использовать запас.
3. Экономия на транспортировке за счет повышения уровня запасов часто совмещается с идеей экономии на ОПТОВЫХ скидках. Транспортные расходы зачастую составляют значительную часть цены продажи. Перевозка большими партиями приводит не только к снижению транспортных расходов, но и к увеличению уровня запасов.
К настоящему времени сформировались три концепции управления запасами:
1. Концепция максимизации запасов.
2. Концепция оптимизации запасов.
3. Концепция минимизации запасов.
1. Концепция максимизации запасов разрабатывается уже длительное время и, можно сказать, почти отошла в прошлое. Потребность накапливать запасы пищи — наиболее древняя проблема в управлении запасами. На протяжении длительной истории человечества большие запасы рассматривались как знак благополучия и процветания страны. Высокий уровень запасов оправдан, если неизвестен уровень потребления. В XIX в.. однако, поставки и распределение продукции стали более организованными. Развитие экономики постепенно привело к тому, что товары стати приобретаться тогда, когда они нужны, а не когда имеется возможность их купить.
Повторение ситуации необоснованного накопления запасов имело место в эпоху застоя в Советском Союзе. Отечественная экономика 1970— !980 годов XX в. — яркий пример концепции максимизации запасов. Цели создания запасов (повышение эффективности производства, обеспечение обслуживания потребителей, страхование сбоев поставок, зашита от повышения закупочных цен, экономия на оптовых скидках, экономия на транспортировке), подробно рассмотренные r п. 159, были превалирующими, они однозначно определили положительное отношение к запасам.
2. Концепция оптимизации запасов. Уже в конце XIX в. развитие экономики привело к росту промышленного производства, что неизбежно повлекло за собой большие объемы много номенклатурных запасов. Именно в то время начал развиваться научный подход к управлению запасами, который позволил находить оптимальный уровень запасов при минимальных затратах на его содержание. Сложность состояла лишь в том, что считать оптимальным. С 1915 г. развивается подход оптимизации уровня запаса исходя из оптимального размера заказа. В этот период различие между минимизацией затрат и минимизацией уровня запасов не принималось во внимание. На протяжении 1920-х голов многие компании снижали запасы — часто до такого уровня, который приводил к снижению эффективности производства. В 1931 г. выходит первая специализированная книга по управлению запасами. Это событие можно считать началом развития концепции оптимизации запасов. Она заключается в признании целесообразности содержания запаса, но в оптимальном (чаше всего по критерию минимума совокупных затрат на создание и содержание запасов) размере. До сих пор эта концепция является широко признанной и наиболее часто применяемой.
3. Концепция минимизации запасов. Относительно недавно предприятия и организации пришли к выводу, что запасы— проявление расточительства. Яркие представители этого направления — руководители компании «Тойота»'. В противовес представителям концепции максимизации запасов они абсолютизировали негативные последствия высокого уровня запасов, а именно:
1) увеличение текущих затрат, связанных с содержанием запасов, из-за роста стоимости содержания складов, налоговых выплат, страховых платежей, оплаты обслуживающего персонала;
2) снижение времени реакции на требования потребителя;
3) усложнение процесса управления запасами;
4) снижение прибыли на инвестированный капитал;
5) увеличение складских площадей;
6) перепроизводство, которое может вызвать устаревание продукции;
7) увеличение себестоимости продукции.
Японские менеджеры рассматривали запасы как ширму, за которой скрываются недостатки производственной деятельности:
• низкое качество;
• неспособность производить продукцию мелкими партиями;
• неумение правильно планировать;
• неумение правильно приобретать нужный товар;
• сбои в производстве;
• сбои в поставках продукции.
В связи с таким подходом к оценке запасов появилась новая тенденция — сводить запасы на фирмах к минимуму. Стали развиваться логистические системы/технологии, позволяющие значительно снизить уровень запасов.
Таким образом, концепции управления запасами, сложившиеся на практике, основываются на двух противоположных точках зрения: первая абсолютизирует положительную роль запасов, вторая абсолютизирует отрицательную роль запасов. Концепция оптимизации пытается найти золотую середину между ними.
Тема 4