Обследования пассажирских потоков
Для организации городских пассажирских перевозок необходима информация о корреспонденциях между районами города и
потребности в перевозках на отдельных маршрутах. Такую информацию получают в результате обследования пассажирских потоков. Рекомендуется проводить:
• базисные обследования (один раз в 10 лет) для корректиров-
ки транспортной сети города;
• обследование межрайонных корреспонденции (один раз в
5 лет) для корректировки маршрутной системы;
• текущие обследования (не реже двух раз в год) пассажиро-
потоков на отдельных маршрутах для корректировки расписания
движения и распределения подвижного состава по маршрутам, пе
риодам года, дням недели и числам.
В результате обследования можно установить закономерности развития города, прогнозировать пассажирские потоки, планировать работу транспорта, корректировать трансаортную сеть, маршрутную систему, распределение подвижного состава по маршрутам и периодам времени, оценить качество обслуживания пассажиров и эффективность использования подвижных единиц.
В производственной деятельности транспортных предприятий применяется несколько методов обследования пассажиров:
• отчетно-статистические, основанные на использовании
данных действующей системы учета и контроля по перевозкам, что
позволяет установить объем перевозок по маршрутам;
• экспериментальные, основанные на специальных обследо
ваниях, проводимых по специальным программам, методикам и
правилам, что позволяет установить весь спектр факторов, влияю
щих на формирование транспортной сети, маршрутной системы и
работу транспортных предприятий;
• расчетно-аналитические, основанные на использовании
моделей пассажирообразования, прогноза и планирования пасса-
жироперевозок.
Выбор метода определяется конкретными целями, задачами и системой показателей, которые необходимо получить.
При проведении любого обследования выделяются следующие этапы работы: 1) подготовительный, на котором в соответствии с поставленной целью намечаются круг задач и система показателей (данных), подготавливаются документы сбора (учета) данных, определяются численность учетчиков, продолжительность обследования и технология сбора данных, составляется смета расхо-
дов и заключается договор на проведение обследования; 2) обследования, которые выполняются в соответствии с технологией, разработанной на подготовительном этапе; 3) обработки материалов обследования, который включает в себя сбор и накопление в каком-либо одном месте, перенос информации на машинные носители и обработку данных на соответствующих технических средствах для получения обобщенных показателей; 4) анализа и оценки полученных результатов, на котором выявляются закономерности происходящих изменений; 5) разработки предложений, на котором формируется система организационных, технических (технологических) и экономических мер, направленных на повышение эффективности функционирования транспортной системы города.
Рассмотрим наиболее распространенные методы обследования. С целью определения сетевой подвижности населения, т. е. межрайонных корреспонденции пассажиров, что необходимо для формирования рациональной маршрутной системы, используется метод анкетного опроса. Эксперимент состоит в анкетном опросе пассажиров о корреспонденциях их поездок. Анкетируют, преимущественно, по месту работы, что обеспечивает учет трудовых корреспонденции и наибольший возврат годных для последующей обработки анкет. Анкетирование по месту жительства, на остановках или в транспорте более трудоемко и не дает точных результатов, в связи с чем не рекомендуется. На подготовительном этапе производится районирование городской территории, разрабатывается форма анкеты, определяется состав участников обследования, подготовка учетчиков, тиражирование анкеты, решаются вопросы финансирования.
Форма применяемой анкеты зависит от уровня детализации собираемой информации. Так, типовая анкета обследования транспортной подвижности пассажиров включает в себя следующие данные: 1) пол; 2) род занятий; 3) возраст; 4) место проживания; 5) адрес места работы; 6) по каким адресам совершаются заезды перед и после работы; 7) время начала работы; 8) затраты времени на работу; 9) какими видами транспорта и номерами маршрутов пользуетесь. Тираж формы опроса должен на 15% превышать численность анкетируемого населения города.
Наиболее полную картину дает 100%-е анкетирование трудящихся, но такое обследование отличается высокой трудоемкостью и стоимостью, поэтому периодичность таких обследований пять и
более лет. Снижение трудоемкости и стоимости обследования достигается использованием научно обоснованного объема выборки обследуемых пассажиров:
где nвыб - объем выборки, число опрашиваемых пассажиров;
bj - число мест приложения труда в транспортном районе с
номером/;
t - крайность среднеквадратичного отклонения, определяемая величиной избранной доверительной вероятности Рд;
σ2 -дисперсия времени передвижения пассажиров;
ε - заданная точность (допустимая ошибка).
Исходя из практических соображений Рд = 0,95, ε = 0,05, дисперсия
где t j - среднее время поездки в j-й район;
tij - время проезда из i-го в j-й район;
Пij- число пассажиров, едущих из i-го в j-й район.
Результаты выборочного обследования распространяются на генеральную совокупность:
где Хijвыб - корреспонденция пассажиров (из i-го в j-й район) по результатам выборки размерностью nвыб , пас.
Число учетчиков для проведения обследования определяется делением суммарного числа обследуемых пассажиров на норматив трудозатрат:
где Нтр - норма трудоемкости выполнения обследования, например, трудоемкость заполнения 100 анкет по месту жительства 10 нормо-ч, по месту работы - 3 нормо-ч.
Результаты обследования межрайонных корреспонденции представляют по форме, представленной ниже.
Полученные анкеты контролируются на годность и одновременно шифруются. Данные обследования вводятся в ЭВМ, расчеты на которой позволяют получить матрицу корреспонденции между отдельными парами районов города как в целом за период обследования, так и по часам суток.
Для решения задач организации пассажирских перевозок необходима информация, характеризующая мощность пассажиропотоков на действующей маршрутной сети. Наиболее полно характеризуют пассажиропоток на маршрутах данные о межостановочных корреспонденциях, которые можно получить только в результате обследования, эксперимента. Объем перевозок по перегонам маршрута (наполняемость на перегонах) определяют глазомерным, силуэтным или весовым методом.
Глазомерный метод применяет водитель, которому перед выездом на линию выдается специальная форма. Водитель на глаз оце-
ниеает (рис. 5.1) наполнение подвижного состава пассажирами на наиболее загруженных перегонах маршрута и выставляет в этой форме соответствующие баллы: 1 - занята половина мест для сидения; 2 - заняты все места для сидения; 3 - заняты все места для сидения и половина мест для стояния; 4 - автобус заполнен полностью, но посадка еще возможна; 5 - автобус переполнен, имеются отказы в посадке. Обработка заполненных форм заключается в расшифровке балльных оценок с помощью специальных графиков или таблиц, устанавливающих зависимость между полученной оценкой и наполняемостью соответствующего вида подвижного состава.
12 3 4 Баллы
Рис. 5.1. Оценка наполняемости автобуса по результатам глазомерного обследования
Недостатком данного метода является тенденция водителей несколько завышать наполнение подвижного состава. Достоинством метода следует считать отсутствие значительных затрат на получение информации.
Силуэтный метод, разработанный в Мосгортрансе, используется при обследовании наполнения подвижного состава на остановках маршрута. Специально обученные учетчики визуально оценивают наполнение салона «на просвет» на основе силуэтов шести
видов: 1 - предельное наполнение из расчета 8 чел./м2 площади салона, 2 - наполнение 5 чел./м2. 3 - наполнение 3 чел./м2. 4 - места для сидения полностью заняты, 5 - места для сидения заняты на 2/3, 6 - занято не более 1/3 мест для сидения.
При обследовании учетчик записывает по порядку время в минутах прохождения транспорта соответствующего силуэта. Обработка данных заключается в определении фактического числа пассажиров, соответствующего тому или иному силуэту. Например, автобусы ЛиАЗ-677 наблюдались за время обследования 4 раза с силуэтом 1 и 2 раза - с силуэтом 3. Число перевезенных пассажиров устанавливается по специальным матрицам (табл. 5.3). Так, для силуэта 1 число пассажиров составляет 115 человек в одном и 460 в четырех автобусах, для силуэта 3-53 человек, в одном и 106 - в двух автобусах ЛиАЗ-677. Количество задействованных в обследовании учетчиков определяется числом остановок, одновременно охваченных обследованием.
Таблица 5.3
Определение числа пассжиров по силуэтам
Весовой метод подсчета наполнения подвижного состава транспорта пассажирами используется в автоматизированных системах диспетчерского управления (АСДУ) автобусами фирмы «Сторно» (Швеция). Датчики, смонтированные на пневморессорах автобуса, вырабатывают сигнал, пропорциональный массе пассажиров, находящихся в салоне автобуса. Средняя масса одного пассажира принимается 70 кг.
Число посадок и высадок пассажиров по отдельным остановочным пунктам определяют табличным методом в автобусах и на остановочных пунктах. Во время обследования в автобусе учетчики располагаются у дверей и заполняют форму представленную ниже, в которую заносят количество вышедших и вошедших пассажиров на каждой остановке. Наполнение подвижного состава транспорта определяют по окончанию рейса после суммирования полученных данных:
где Чi , Чi-1- число пассажиров на i-м и (i - 1)-м перегоне;
Чni и Чвi - число вошедших и вышедших пассажиров на i-й остановке.