Интервалы времени, чявисящие от состава транспортного потока
Интервал времени | Доля грузовых автомобилей, % | ||
δt0 , с δt,с | 3,1 2,2 | 3,5 3.0 | 3,9 3,5 |
Для определения числа автомобилей, проходящих через «стоп-линию» без остановки, принимают:
где И1 - интенсивность движения по одной полосе авт./ч.
Для определения максимальной очереди у светофора используют формулу
Все эти сведения необходимы для расчета и выбора элементов планировочного решения пересечений и определения пропускной способности транспортного узла. Зная пропускную способность в сечении стоп-линий каждой улицы, можно определить и пропускную способность узла r целом:
где Nул i - пропускная способность в сечении стоп-линий /-Й улицы;
п - количество улиц в узле.
Учитывая необходимость обеспечения левых и правых поворотов на перекрестках, требующих специальных полос движения, для определения пропускной способности улицы в сечении «стоп-линий» пользуются формулой
где кпв, - коэффициент, учитывающий количество транспортных средств следующих по левой и правой полосе;
т - количество полос движения.
Здесь кпв определяется в зависимости от доли транспортных средств, выполняющих правый (Ипр) и левый (Ил) повороты, в общем их потоке (И):
Для обычных перекрестков при количестве полос т > 3 данный коэффициент может приниматься равным 1,2-1,4.
Таким образом, пропускная способность регулируемого транспортного узла определяется следующими факторами: 1) количеством улиц й узле и количеством полос движения; 2) режимом peiy/шрования движения; 3) способом организации и интенсивностью левых и правых поворотов в узле. Кроме пропускной способности для пересечений характерны транспортные потери и проблемы безопасности движения. Уменьшить остроту этих проблем можно, создавая пересечения автомобильных дорог в разных уровнях, что исключает самые опасные конфликтные точки пересечений. Стоимость пересечений в разных уровнях очень высокая и зависит от затрат на сооружение тоннеля или эстакады и размещения всей развязки на территории города.
2.5. Пропускная способность остановочного пункта
В большинстве случаев пропускная способность транспортной сети города лимитируется пропускной способностью остановочных пунктов. Поэтому при проектировании транспортной системы это обстоятельство принимается в качестве исходного положения. Пропускная способность остановочного пункта массового городского пассажирского транспорта определяется следующим образом:
где Т - время занятия остановочного пункта транспортной единицей находится как
где t1 - время, затрачиваемое на занятие остановочного пункта;
t2 - время, затрачиваемое на посадку и высадку пассажиров;
t3 - время закрытия дверей;
t4 - время, затрачиваемое на освобождение остановочного пункта.
Эти слагаемые продолжительности занятия остановочного пункта определяются следующим образом:
время посадки и высадки пассажиров |
время закрытия дверей |
время ускорения |
время торможения (занятия)
где Ln - длина поезда, м;
b - служебное замедление при торможении, м/с2;
кпв - коэффициент, учитывающий сменность пассажиров в салоне поезда;
q - вместимость салона поезда, чел.;
tпв - время, затрачиваемое одним человеком на посадку и высадку, принимаемое равным 1,5-2 с;
п - число дверей для входа и выхода пассажиров;
а - служебное ускорение, м/с'.
Так, например, для трамвайного вагона ЛМ-57: LП = 15,5 м, q = 176 пас, а = b =1,5 м/с2, п = 3, тогда время t1 = t4 ≈ √72-15,5/1,5 = 4,5 с; t2 = 0,2 · 176 · 2/3 = 23,5 с; t3 = 4 с; Т= 4,5 + 23,5 + 4 + 4,5 = 36,5 с, а пропускная способность остановочного пункта Nm = 3600/36,5 ≈ 99 ед./ч.
Вопросы к главе 2
1. При каких условиях достигается максимальная плотность транс
портного потока?
2. Что понимается под пропускной способностью улиц?
3. Как определить пропускную способность полосы движения?
4. От каких факторов зависит пропускная способность улиц непрерыв-
ного движения?
5. Что определяет пропускную способность нерегулируемых пересече-
ний в одном уровне?
6. Как определить пропускную способность регулируемых пересече-
ний в одном уровне?
7. Что понимают под пропускной способностью остановочного пункта?
Глава 3 ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДЕ