Корректировка действий вертолета

В целях оказания помощи пилоту вертолета при приземлении на незнакомую посадочную площадку необходимо корректировать с земли его действия. Корректировка может осуществляться двумя способами: с помощью радиостанции или с помощью сигналов, подаваемых руками одним из спасателей. Возможно также использование ракет, сигнальных костров, флагов, а в вечернее или ночное время - электрических фонарей.
Сигналы должны подаваться заблаговременно, чтобы у сигнальщика был запас времени для отмены, в случае необходимости, первого сигнала и подачи второго сигнала.

Корректировка действий вертолета - student2.ru Для лучшего и быстрого обнаружения посадочной площадки при появлении вертолета необходимо пускать ракеты вверх и в сторону от направления его движения так, чтобы не попасть в него. Пуск производится, когда до посадочной площадки остается примерно 100-200 м полета. При обнаружении площадки экипажем вертолета следует пускать ракеты по ветру, тем самым указывая экипажу его направление.

Корректировка действий вертолета - student2.ru Если сигнальных ракет нет, то направление ветра можно показать следующим образом. Спасатели должны стать спиной к ветру, выстроившись при этом в затылок друг к другу в 3-4 м правее центра площадки, расставив руки в стороны. При посадке пилот видит людей, стоящих слева от него и лицом к нему. При переменном или порывистом ветре необходимо делать вращательные движения туловищем на 80-90 вокруг вертикальной оси.

Корректировка действий вертолета - student2.ru Для указания направления и силы ветра можно также воспользоваться специальным конусом, укрепляемым на шесте, дымовыми шашками, кострами, флагами. В летнее время в основном используются флаги белого цвета, а зимой - красного или черного. Полотнища закрепляются на палках длиной не менее 1 м и забиваются в землю или укрепляются с помощью камней. Размещаются флаги на ровной поверхности на расстоянии 15-20 м друг от друга по линии приземления, то есть параллельно направлению ветра. Если в наличии имеется только один флаг, то он также размещается на ровной поверхности посадочной площадки справа по направлению ветра (слева от вертолета) и на 15-20 м от точки приземления вертолета.
При использовании дымовой шашки или костра дым не должен застилать посадочную площадку. В противном случае приземление вертолета становится невозможным.

Корректировка действий вертолета - student2.ru После контрольных проходов вертолета над посадочной площадкой, когда пилот определил направление ветра по знакам, подаваемым ему с земли (о чем он сообщает запиской, брошенной с вымпелом), спасателям можно уйти с площадки, оставив на ней темные предметы (рюкзаки, ветки, палатки, прижатые камнями). Если маркировочные предметы отсутствуют, то необходимо до посадки вертолета не сходить с места, чтобы дать возможность пилоту сориентироваться в условиях плохой видимости (снежный вихрь, пасмурная погода). В этом случае вертолет совершит посадку рядом с группой, слева от нее, в центр посадочной площадки. Несущий винт будет находиться тогда выше головы человека.
При взлете вертолета необходимо выстроиться по тем же правилам, что и при посадке, или же использовать темные предметы (камни, ветки) для ориентации пилота относительно снежной поверхности. Если предполагается посадка вертолета на незнакомое место, где нет людей и подготовленной площадки, то спасатели должны заготовить и взять на борт вертолета 5-6 веток длиной 1,5-2,0 м, привязав к их комлевой части груз весом 8-10 кг. Перед посадкой ветки сбрасываются с вертолета для привязки к месту приземления и для пространственного ориентирования.
Принимающие вертолет должны также знать, что обычно его посадка осуществляется против ветра; в случае же захода вертолета на посадку по ветру спасателям нужно постоянно следить за его приземлением.

Корректировка действий вертолета - student2.ru Корректирующий посадку вертолета спасатель должен одеться контрастно по отношению к земной поверхности и растительности (деревья, кустарники, трава). Кроме того, голову следует защитить каской, застегнутой на подбородке, а глаза - очками. Спасатель, стоя спиной к ветру, примерно на расстоянии 10 м от места приземления, принимает сигнальное положение, напоминающее форму буквы Y; при этом он должен помнить о том, что пилот вертолета видит несколько измененный его силуэт. Положение фигуры спасателя должно быть поэтому абсолютно правильным, жесты - точными, чтобы они были однозначно истолкованы.

Сигналы управления с земли

Наши рекомендации