Эксплуатация пассажирских вагонов международного сообщения габарита РИЦ, оборудованных воздухораспределителем западноевропейского типа КЕ.
2.1. Для исключения случаев нарушений безопасности движения поездов из-за не отпуска тормозовоборудованных воздухораспределителем западноевропейского типа КЕ на вагонах габарита РИЦ:
2.1.1. Для выключения и включения тормоза вагона на воздухораспределителе имеется разобщительный кран, привод от которого выведен на обе стороны вагона. Для выпуска воздуха из рабочей камеры воздухораспределителя установлен выпускной клапан с приводом на обе стороны вагона. Вагоны габарита РИЦ имеют два тормозных цилиндра, два запасных резервуара объёмом 250 или 350 литров (в зависимости от серии вагона), оборудованы противоюзными устройствами.
2.1.2. При техническом обслуживании тормозного оборудования вагонов габарита РИЦ в случаях самоторможения или не отпуска тормозов вагонов поезда на ПТО или в пути следования, необходимо проверить нет ли перекрытых концевых кранов в поезде, не приведены ли в действие ручные тормоза у данных вагонов, проверить отсутствие утечек воздуха на вагоне.
Если нарушений не обнаружено или в случае перезарядки тормозной магистрали машинистом поезда, для отпуска тормозов вагонов следует временно выключить воздухораспределитель путём постановки ручки переключателя включения и выключения тормоза вагона в положение «выключен», что обеспечит полный выпуск воздуха из запасных резервуаров.
Затем воздействием на поводок выпускного клапана выпустить воздух из рабочей камеры. Шток тормозного цилиндра должен быть в не заторможенном состоянии, тормозные колодки должны быть не прижаты к поверхности катания колеса.
2.1.3. Убедившись в отсутствии воздуха в запасных резервуарах (шток поршня тормозных цилиндров в не заторможенном состоянии, тормозные колодки отжаты) необходимо убедиться, что на локомотиве установлено требуемое зарядное давление (оно должно быть 4.8-5.0 кгс/см2), известить машиниста локомотива о наличии вагонов габарита РИЦ перед началом проверки действия тормозов. Не допускается перезарядка рабочей камеры или недозарядка магистрали при отпуске, которые могут стать причиной самоторможения или неотпуска тормоза.
2.1.4. Включить тормоза у вагонов путём постановки ручки переключателя включения и выключения тормоза вагона в положение «включен», зарядить тормозную систему вагонов до зарядного давления (время зарядки до 10 минут в зависимости от количества вагонов габарита РИЦ в поезде).
2.1.5. Произвести ступень торможения снижением давления в тормозной магистрали на 0.5-0.6 кгс/см² с последующим переводом ручки крана машиниста в положение перекрыши с питанием тормозной магистрали. Тормоза должны прийти в действие и не отпускать в течение 5 минут, выход штока поршня тормозных цилиндров должен быть 50-70 мм, тормозные колодки должны быть прижаты к поверхности катания колеса.
2.1.6. При опробовании тормозов произвести «отпуск» тормозов постановкой ручки крана машиниста в поездное положение и зарядив тормозную магистраль до первоначального зарядного давления. Шток поршня тормозных цилиндров должен вернуться в первоначальное положение (сесть на место), тормозные колодки отжаться от поверхности катания колеса, время отпуска не должно превышать 25 секунд.
2.1.7. В пути следования отпуск тормозов после служебного торможения производится переводом ручки крана машиниста № 394, 395 в 1 положение до получения давления в уравнительном резервуаре 5,3 кгс/см² и последующим переводом в поездное положение.
2.1.8. Проверить действие противоюзного и скоростного регуляторов на пассажирском режиме включения тормоза при полном служебном торможении.
Действие противоюзного регулятора проверяется на каждой оси всех проверяемых вагонов, для чего через окно в корпусе датчика расположенного сбоку буксового узла провернуть инерционный груз, при этом должен произойти выброс воздуха из тормозного цилиндра проверяемой тележки через сбрасывающий клапан. После прекращения воздействия на груз он должен сам возвратиться в исходное положение, а тормозной цилиндр наполнится сжатым воздухом до первоначального давления, что контролируется по манометру на боковой стене кузова вагона. Нажать кнопку скоростного регулятора на боковой стенке вагона. Давление в тормозных цилиндрах должно повысится до установленной величины, а после прекращения нажатия на кнопку давление в цилиндрах должно снизится до первоначального. После проверки, тормоза вагонов включить на режим, соответствующий максимальной скорости движения поезда.
2.1.9. Заполнить (сделать отметку) справку о тормозах ВУ – 45 в установленном порядке, обязательно указать в графе «Другие данные» наличие вагонов габарита РИЦ, а при наличии их в «хвостовой» части указать в этой графе ТЦПВТР. Вручить справку машинисту поезда.
3. Меры по улучшению состояния колесных пар в эксплуатации:
3.1. На технических занятиях, при проведении инструктажей на рабочих местах и у специальных стендов, регулярно изучать характерные неисправности буксового узла, колесных пар с демонстрацией признаков начинающегося разрушения подшипников, колесных пар, приводов генератора.
3.2. При техническом обслуживании в пунктах формирования пассажирских поездов замену колесных пар по обнаруженным дефектам колес (выщербина, ползун, навар) производить независимо от браковочных размеров. Для обеспечения более тщательного контроля за состоянием колес по всему кругу катания при проведении технического осмотра организовать протягивание составов поездов локомотивом.
3.3. При техническом обслуживании в пунктах оборота пассажирских поездов, следующих в пункт формирования на расстояние до 5 тыс. км, замену колесных пар по обнаруженным дефектам колес производить при ползуне или наваре более 0,5 мм, выщербине на поверхности катания глубиной более 5 мм или длиной более 15 мм. В поездах, следующих в пункт формирования на расстояние более 5 тыс. км, замену колесных пар по обнаруженным дефектам колес (выщербина, ползун, навар) производить независимо от браковочных размеров.
3.4. При выявлении во время осмотра на промежуточных станциях пассажирских вагонов с выщербинами на поверхности катания колес длиной:
от 25 мм но не более 40 мм, разрешается дальнейшее следование вагона с установленной скоростью до ближайшего пункта, имеющего средства для смены колесных пар;
более 40 мм но не свыше 80 мм, разрешается довести такой вагон без отцепки от поезда со скорость не более 100 км/ч до ближайшего пункта, имеющего средства для смены колесных пар;
более 80 мм разрешается следование поезда со скоростью не более 15 км/ч до ближайшей станции, где колесная пара должна быть заменена или вагон отцеплен.
Выщербины на колесных парах пассажирских поездов при скоростях движения 140 км/ч и выше не допускаются.
3.5. Обеспечить эксплуатацию пассажирских вагонов в одном составе с однотипными тормозными колодками.
4. Меры по предупреждению отправления вагонов загруженных свыше установленного норматива:
4.1. Перед постановкой почтово-багажных вагонов в поезда осмотрщикам вагонов загрузку вагонов контролировать:
4.1.1. По зазору между надрессорной балкой и рамой тележки или планкой на раме тележке КВЗ-5, КВЗ-ЦНИИ менее 20 и более 100 мм.
4.1.2. По зазору между рамой тележки и потолком буксы у тележек типа КВЗ-5, КВЗ-ЦНИИ, ТВЗ-ЦНИИ-М менее 56 мм; у тележки ЦМВ менее 43 мм.
4.1.3. Обеспечить своевременное внесение в базу данных АСУПВ использование эксплуатационного парка вагонов, межремонтных пробегов и сроков проведения плановых видов ремонта и единой технической ревизии пассажирских вагонов.
4.1.4. Запретить погрузо – разгрузочные работы в пути следования из вагонов сторонних транспортных организаций. Указанные операции производить при отцепке вагона от состава поезда при наличии приказа ОАО «РЖД» или начальника Свердловской региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре – в пределах дороги.