Сгорание в двигателях с искровым зажиганием

Во всех двигателях с принудительным воспламенением топлива в конце хода сжатия цилиндр заполнен сжатой смесью воздуха с испаренным или газообразным топливом и примесью остаточных газов. Эта смесь воспламеняется в одной или нескольких точках в зависимости от числа свечей в цилиндрах.

При нормальной работе двигателя воспламенение смеси происходит от искры в определенный момент в конце сжатия. Запал рабочей смеси происходит в момент, соответствующий по коленчатому валу некоторому углу q до ВМТ. Этот угол носит название угла опережения зажигания. Как замечено, начало видимого сгорания никогда не совпадает с моментом проскакивания искры между электродами свечи.

Сгорание в двигателях с искровым зажиганием - student2.ru

Рис. 10. Индикаторная диаграмма сгорания

При позднем зажигании уменьшаются:

– полезная работа,

– потери, связанные с теплоотдачей в стенки цилиндра,

– температура и давление газов в цилиндре,

– возможность детонации.

Ввиду того что в действительном цикле рабочая смесь не сгорает мгновенно, для получения наиболее полной диаграммы, а следовательно, и мощности необходимо зажигание производить не в ВМТ, а несколько раньше. Очевидно, что при различных скоростях сгорания смеси должны устанавливаться различные углы опережения зажигания для получения индикаторной диаграммы с наибольшей полезной площадью: чем скорость зажигания меньше, тем раньше следует зажигать смесь.

Угол опережения зажигания должен быть тем больше, чем больше длительность начальной фазы сгорания – от точки 1 – образование искры до точки 2 – начала горения, а также чем медленнее развивается сгорание в основной фазе.

В современных быстроходных двигателях легкого топлива со степенями сжатия e=8…9 максимальная мощность обычно соответствует достижению максимума давления при q = 12…15 после ВМТ, при этом длительность основной фазы сгорания составляет примерно 25…30п.к.в.

Необходим определенный промежуток времени для прохождения предварительных окислительных реакций, после чего начинается заметное повышение давления за счет сгорания. Этот промежуток времени различен для различных топлив и зависит от эксплуатационных и конструктивных факторов (температуры, давления, состава смеси, числа оборотов, дросселирования и т. д.) – период скрытого сгорания (точки 1 и 2, рис. 10). В этот период возникают небольшие очаги реакции горения.

При оценке продолжительности протекания процесса сгорания не следует смешивать два понятия: скорость сгорания и скорость распространения фронта пламени. В то время, как последняя, выражаемая в м/с, характеризует быстроту перемещения фронта пламени от места запала, скорость сгорания характеризуется продолжительностью протекания процесса сгорания в с: от момента зажигания смеси до образования конечных продуктов сгорания.

Далее от точки 2 начинается резкое повышение давления вследствие начавшегося бурного сгорания топлива. За это время пламя, двигаясь от места запала, распространяется по всей камере сгорания до максимального давления в точке 3 – это фаза эффективного (видимого) сгорания. Максимальная работа цикла, мощность и экономичность бензинового двигателя при прочих равных условиях достигаются при такой организации процесса сгорания, когда точки 2 и 3 – начала и конца основной фазы – будут располагаться симметрично ВМТ.

За точкой 3 сгорание имеет место и далее на линии расширения-догорания топлива.

Начиная с момента воспламенения, пламя распространяется от свечи по всему пространству КС по концентрическим поверхностям (сферам) с некоторой переменной скоростью, зависящей от температуры и давления смеси, а также от интенсивности завихрения и a. По мере удаления от свечи скорость движения фронта пламени возрастает, достигая от 20…40 м/с до 60…80 м/с.

В первой фазе периода сгорания газы в цилиндре имеют невысокие температуру и давление, что приводит к небольшому выделению теплоты, чтобы можно было обнаружить на индикаторной диаграмме. За границу раздела между основной и завершающей фазами сгорания в карбюраторных двигателях принимают момент достижения максимума давления на индикаторной диаграмме. Сгорание при этом не заканчивается, и температура газов в цилиндре продолжает возрастать, достигая максимума в точке 2.

В двигателях с искровым зажиганием и в дизелях смесь не бывает однородной по температуре и составу, в связи с чем предпламенные реакции всегда развиваются неодинаково в отдельных частях смеси. В зависимости от степени кинетической однородности нагретой смеси и особенности развития в ней предпламенных реакций скорость распространения воспламенения от возникающих первичных очагов может колебаться в пределах от нескольких десятков метров в секунду до сверхзвуковой, т.е. это схоже с распространением детонационной волны.

Ударные волны в КС возникают в результате быстрого развития завершающих стадий предпламенных реакций в очагах самовоспламенения. Процесс завершения сгорания в результате самовоспламенения части рабочей смеси, сопровождающийся возникновением ударных волн, который стимулирует самовоспламенение остальной несгоревшей смеси, составляет основную сущность детонационного сгорания.

Наши рекомендации