Правила пользования автоматической коробкой передач
Вавтомобиле с "автоматом" рычага переключения передач нет, но зато есть переключатель режимов работы коробки передач, который называется рычагом селектора(рис. 43).
Рис. 43. Схема положений рычага селектора автоматической коробки передач
Рычаг селектораимеет следующие основные положения: Р, R, N, D. Есть также положения D3 (или S) и D2 (или L) (рис. 43а). Могут быть и дополнительные режимы, например W (winter – зима).
Давайте разберемся с этими буквами, одновременно поглядывая на схему переключения рычага селектора (рис. 43а).
Р (парковка) –в это положение рычаг можно переводить только после полной остановкиавтомобиля и фиксации его стояночным тормозом. Именно в этом положении следует оставлять машину на стоянке, а также осуществлять запуск двигателя.
R (задний ход) – можно включать, удерживая педаль тормоза нажатойи только после полной остановкиавтомобиля (иначе не избежать поломок).
N (нейтральное положение) –означает, что крутящий момент от двигателя не передается ведущим колесам. При этом положении рычага разрешается запуск двигателя. Во время движения автомобиля переводить рычаг селектора в положение "N" нельзя, возможна поломка коробки передач!
D (движение) –при этом положении рычага селектора обеспечивается движение автомобиля в нормальных условиях. В этом режиме передачи меняются по мере увеличения или уменьшения скорости движения автомобиля автоматически, без участия водителя.
D3 (S)– диапазон пониженных передач.Обычно включается на дороге с небольшими подъемами и спусками. Торможение двигателем более эффективно, чем в положении D.
D2 (L)– второй диапазон пониженных передач.Включается водителем в тяжелых дорожных условиях (горы, бездорожье и тому подобное). Торможение двигателем при этом более эффективно, чем в положении S.
Перевод рычага селектора автоматической коробки передач из положения D в положение D3 или D2 и обратно может производиться во время движения автомобиля.
Автоматические коробки передач последних лет выпуска могут дополнительно оборудоваться переключателями режимов разгона:
N– нормальный,
Е – экономичный,
S – спортивный.
Существуют также "автоматы" с режимом ручного переключения передач. При переходе на такой режим необходимо перевести рычаг селектора в дополнительный "коридор" (рис. 43б). Кратковременно отклоняя рычаг к отметке " + " или "–", водитель имеет возможность последовательно переключать передачи в порядке повышения или понижения.
Для начала движения автомобиля с автоматической коробкой передач следует, нажав правой ногой на педаль тормоза, рукой перевести рычаг селектора из положения Р, R или N в положение D (движение), и затем выключить стояночный тормоз.
При отпускании педали тормоза (правой ногой) автомобиль сразу же начинает движение!
Для увеличения скорости движения надо лишь перенести правую ногуна педаль "газа" и плавно ее нажать. Передачи при разгоне автомобиля будут меняться автоматически.
Для снижения скорости движения достаточно ослабить усилие на педали "газа" или просто ее отпустить, при этом передачи будут самостоятельно переключаться в нисходящем порядке.
Если вам необходимо снизить скорость более активно или вообще остановиться, то вы должны перенести правую ногуна педаль тормоза и мягко с ней поработать.
Левая нога в управлении автомобилем участия не принимает!
Для начала движения после кратковременной остановки (или после снижения скорости) снова переносим правую ногу с педали тормоза на педаль "газа" и автомобиль начинает (продолжает) движение. Причем рычаг селектора постоянно остается в положении D (движение). Перемещать его не надо, кроме как при длительных остановках.
Таким образом, при городском цикле движения водителю достаточно один раз перевести рычаг селектора автоматической коробки передач в положение D (движение) и, нажимая правой ногой на педаль "газа" или тормоза, регулировать скорость движения.
Для тех, кто усмотрел в вышеизложенном явно легкий путь в освоении автомобиля, можно добавить, что учиться вождению машины лучше с обычной коробкой передач. Научившись водить автомобиль с автоматической коробкой, в дальнейшем вы будете "обречены" управлять машинами только с "автоматом", так как не сможете правильно работать педалью сцепления. А переучиваться всегда труднее, чем учиться!
ГЛАВА III. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Ходовая часть автомобиля предназначенадля перемещения автомобиля по дороге с определенным уровнем комфорта, без тряски и вибраций. Механизмы и детали ходовой части связывают колеса с кузовом, гасят его колебания, воспринимают и передают силы, действующие на автомобиль со стороны дороги.
Находясь в салоне легкового автомобиля, водитель и пассажиры испытывают медленные колебания с большими амплитудами и быстрые колебания с малыми амплитудами. От быстрых колебаний защищают резиновые опоры двигателя и коробки передач, мягкая обивка сидений и так далее. Защитой от медленных колебаний служат упругие элементы подвески, колеса и шины.
Ходовая часть состоит из:
– передней и задней подвесок колес;
– колес и шин.
Подвеска колес автомобиля
Подвеска предназначенадля смягчения и гашения колебаний, передаваемых от неровностей дороги на кузов автомобиля.
Благодаря подвеске колес кузов совершает вертикальные, продольные, угловые и поперечно-угловые колебания. Все эти колебания определяют плавность хода автомобиля.
Давайте разберемся с тем, как колеса автомобиля связаны с кузовом, а для примера возьмем... деревенскую телегу.
Если вы никогда не ездили на деревенской телеге, то, вспоминая какой-нибудь фильм, можете догадаться о том, что колеса телеги жесткозакреплены к ее "кузову", в результате чего все проселочные ямы и ухабы отзываются на седоках. Мало того, на большой скорости телега в буквальном смысле слова "рассыпается" и происходит это именно из-за ее "жесткости".
Дабы наш транспорт служил подольше, а "седоки" чувствовали себя получше, колеса автомобилей связаны с кузовом не жестко.
К примеру, если поднять автомобиль в воздух, то его колеса отвиснут и будут "болтаться", подвешенные к кузову на рычагах и пружинах.
Вот это и есть подвеска колесавтомобиля. Конечно, шарнирно закрепленные рычаги и пружины "железные", но эта конструкция позволяет колесам перемещаться относительно кузова. А правильнее сказать, кузов имеет возможность перемещаться относительно колес, которые движутся по дороге.
Подвеска может быть зависимой и независимой.
Зависимая подвеска(рис. 44),это когда оба колеса одной оси автомобиля связанымежду собой жесткой балкой (задние колеса). При наезде на неровность дороги одного из колес второе наклоняется на такой же угол.
Рис. 44. Схема работы зависимой подвески колес автомобиля
Независимая подвеска(рис. 45), это когда колеса одной оси автомобиля жестко друг с другом не связаны(передние колеса). При наезде на неровность дороги одно из колес может менять свое положение, не изменяя при этом положения второго колеса.
Рис. 45. Схема работы независимой подвески колес автомобиля
Упругий элемент подвески (пружина или рессора)служит для смягчения ударов и колебаний, передаваемых от дороги к кузову.
Гасящий элемент подвески – амортизатор(рис. 46)необходим для гашения колебаний кузова за счет сопротивления, возникающего при перетекании жидкости через калиброванные отверстия из полости А в полость Би обратно.
Рис. 46. Схема амортизатора:1 –верхняя проушина; 2 – защитный кожух; 3 – шток; 4 – цилиндр; 5 – поршень с клапанами сжатия и "отбоя"; 6 – нижняя проушина; 7 – рычаг подвески; 8 – кузов автомобиля
Стабилизатор поперечной устойчивости автомобиля(рис. 47)предназначен для повышения управляемости и уменьшения крена автомобиля на поворотах.
Рис. 47. Детали передней подвески:1 –подшипники ступицы переднего колеса; 2 – колпак ступицы; 3 – регулировочная гайка; 4 – шайба; 5 – цапфа поворотного пальца; 6 – ступица колеса; 7 – сальник; 8 – тормозной диск; 9 – поворотный кулак; 10 – верхний рычаг подвески; 11 – корпус подшипника верхней опоры; 12 – буфер хода сжатия; 13 – ось верхнего рычага подвески; 14 – кронштейн крепления штанги стабилизатора; 15 – подушка штанги стабилизатора; 16 – штанга стабилизатора; 17 – ось нижнего рычага; 18 – подушка штанги стабилизатора; 19 – пружина подвески; 20 – обойма крепления штанги амортизатора; 21 – амортизатор; 22 – корпус подшипника нижней опоры; 23 – нижний рычаг подвески
На повороте кузов автомобиля одним своим боком прижимается к земле, в то время как второй бок хочет уйти в отрыв от земли. В отрыв ему не дает возможности уйти стабилизатор, который, прижавшись к земле одним концом, вторым своим концом прижимает и другую сторону автомобиля.
При наезде какого-либо колеса на препятствие стержень стабилизатора закручивается и стремится побыстрее вернуть это колесо на свое место.