Нормы водопотребления и водоотведения на АТП, оснащенных системой оборотного водоснабжения
Размер автотранспортного предприятия | Расход воды, м3/1 авт. в год | Количество сточных вод, м3/1 авт. в год | ||
для производственных целей | на хозяйственно-бытовые нужды | производственных | бытовых | |
АТП на 100 грузовых автомобилей средней грузоподъемности | ||||
АТП на 100 автобусов большого класса |
Источники образования, наименование и масса отходов производства на АТП
Источник образования и наименование отходов | Класс опасности | Масса отходов кг/1 авт. в год | ||
Легковой | Грузовой | Автобус | ||
Зоны ТО-1, ТО-2, ТР (отработанные масла, фильтры) | II | |||
Сварочный участок (огарки электродов, окалина) | IV | |||
Аккумуляторный участок (свинец, электролит, пластмасса) | III | |||
Шинный участок (осадок, нефтешлам) | IV | |||
Моечный участок (осадок, нефтешлам) | III | |||
Промасленная ветошь | III | |||
Промасленные опилки | III | 2,7 | 9,7 | 11,5 |
Металлолом черный | IV | |||
Металлом цветной | IV | |||
Люминесцентные лампы | I | 1,3 | 1,3 | 1,5 |
Смет с территории | IV | |||
ИТОГО отходов |
Выбросы тепла и парниковых газов
В ходе эксплуатации автомобилей с ОГ выбрасывается значительное количество диоксида углерода (СО2), который, как известно, скапливаясь в верхних слоях атмосферы, усиливает так называемый парниковый эффект. Автотранспортный комплекс страны ежегодно выбрасывает в атмосферу более 100 млн. т, АТК земного шара - около 2 млрд. т СО2.
Значительны и тепловые выбросы, которые порождают автомобили: 100 тыс. движущихся автомобилей и 1 млн. л горячей воды выделяют одинаковое количество тепла. Они составляют огромную величину (70 МДж на один среднестатистический автомобиль в год), что усугубляет действие «парника» и способствует изменению климата на планете в худшую сторону.
Акустическое загрязнение
Серьезным видом воздействия AT на окружающую среду, особенно в городах, является транспортный шум. Автомобили, движущиеся по магистрали и улицам, являются основным его источником. Их доля в общем уровне городского шума составляет 60 - 80 %.
Источниками шума в движущемся автомобиле являются двигатель и его системы трансмиссии, подвеска, шины и взаимодействие кузова с потоком встречного воздуха.
Уровень шума 90 дБА является пределом нормального физиологического восприятия человека. Максимально допустимый уровень - 110 дБА. При уровне шума 90 дБ А допускается 8-часовой рабочий день. Превышение его на 10 дБА в соответствии с санитарными нормами требует сокращения рабочего дня на 2 часа.
Согласно ГОСТ 27436-87, допустимый уровень внешнего шума нового автомобиля составляет:
· легкового - 80 дБА;
· грузового с полной массой до 3,5 т - 81 дБА;
· грузового с полной массой свыше 3,5 т - 86 дБА;
· автобуса с полной массой до 3,5 т - 81 дБА;
· автобуса с полной массой свыше 3,5 т - 82 дБА.
Уровень внешнего шума автомобилей, находящихся в эксплуатации, как правило, выше, но он пока не нормирован.
В соответствии с действующими санитарными нормами (СН 2.2.4/2.1.8.562-96) для территорий больниц и санаториев допустимым является уровень шума в 45 дБ А, а для районов жилой застройки - 55 дБА. Уровни шума на городских магистралях и прилегающих к ним территориях достигают 85 дБА. В результате у 50 - 60 % населения проявляются болезненные реакции: повышенная возбудимость и раздражительность, усталость, потеря слуха, расстройство зрительного и вестибулярного аппарата, различные психические заболевания. Исследования показали, что шум в больших городах сокращает продолжительность жизни людей на 8 - 12 лет.
Загрязнение воздушного бассейна
Основными источниками загрязнения воздушного бассейна являются токсичные вещества, выбрасываемые с ОГ, картерные газы и топливные испарения. Последние включают: испарения из системы питания автомобилей (0,6 - 1,4 л бензина в сутки), испарения при заправке автомобилей (1,4 г на 1 л заливаемого топлива) и испарения при хранении топлива (55 - 70 г на 1 т в сутки). Кроме того, источниками испарений топлива являются предприятия инфраструктуры AT (АТП, СТО, авторемонтные мастерские, АЗС, гаражи, стоянки и др.).
В атмосферу выбрасывается также значительное количество канцерогенных веществ. В их состав, кроме сажи с адсорбированными на ней полиароматическими углеводородами (ПАУ), входят асфальтовая и шинная пыль, образующаяся в процессе движения автомобилей, и продукты износа тормозных накладок, содержащих 30 % асбеста и 5 % свинца [15]. Попадая в воздух и на почву, а затем в воду, они несут с собой серьезную опасность для населения.
Большую опасность представляют новые и изношенные шины, хранящиеся на складах. Они активно выделяют в атмосферу более десятка чрезвычайно реакционноспособных и токсичных химический соединений, в том числе канцерогенных.