Нормы водопотребления и водоотведения на АТП, оснащенных системой оборотного водоснабжения

Размер автотранспортного предприятия Расход воды, м3/1 авт. в год Количество сточных вод, м3/1 авт. в год
для производственных целей на хозяйственно-бытовые нужды производственных бытовых
АТП на 100 грузовых автомобилей средней грузоподъемности
АТП на 100 автобусов большого класса

Источники образования, наименование и масса отходов производства на АТП

Источник образования и наименование отходов Класс опасности Масса отходов кг/1 авт. в год
Легковой Грузовой Автобус
Зоны ТО-1, ТО-2, ТР (отработанные масла, фильтры) II
Сварочный участок (огарки электродов, окалина) IV
Аккумуляторный участок (свинец, электролит, пластмасса) III
Шинный участок (осадок, нефтешлам) IV
Моечный участок (осадок, нефтешлам) III
Промасленная ветошь III
Промасленные опилки III 2,7 9,7 11,5
Металлолом черный IV
Металлом цветной IV
Люминесцентные лампы I 1,3 1,3 1,5
Смет с территории IV
ИТОГО отходов  

Выбросы тепла и парниковых газов

В ходе эксплуатации автомобилей с ОГ выбрасывается значительное количество диоксида углерода (СО2), который, как известно, скапливаясь в верхних слоях атмосферы, усиливает так называемый парниковый эффект. Автотранспортный комплекс страны ежегодно выбрасывает в атмосферу более 100 млн. т, АТК земного шара - около 2 млрд. т СО2.

Значительны и тепловые выбросы, которые порождают автомобили: 100 тыс. движущихся автомобилей и 1 млн. л горячей воды выделяют одинаковое количество тепла. Они составляют огромную величину (70 МДж на один среднестатистический автомобиль в год), что усугубляет действие «парника» и способствует изменению климата на планете в худшую сторону.

Акустическое загрязнение

Серьезным видом воздействия AT на окружающую среду, особенно в городах, является транспортный шум. Автомобили, движущиеся по магистрали и улицам, являются основным его источником. Их доля в общем уровне городского шума составляет 60 - 80 %.

Источниками шума в движущемся автомобиле являются двигатель и его системы трансмиссии, подвеска, шины и взаимодействие кузова с потоком встречного воздуха.

Уровень шума 90 дБА является пределом нормального физиологического восприятия человека. Максимально допустимый уровень - 110 дБА. При уровне шума 90 дБ А допускается 8-часовой рабочий день. Превышение его на 10 дБА в соответствии с санитарными нормами требует сокращения рабочего дня на 2 часа.

Согласно ГОСТ 27436-87, допустимый уровень внешнего шума нового автомобиля составляет:

· легкового - 80 дБА;

· грузового с полной массой до 3,5 т - 81 дБА;

· грузового с полной массой свыше 3,5 т - 86 дБА;

· автобуса с полной массой до 3,5 т - 81 дБА;

· автобуса с полной массой свыше 3,5 т - 82 дБА.

Уровень внешнего шума автомобилей, находящихся в эксплуатации, как правило, выше, но он пока не нормирован.

В соответствии с действующими санитарными нормами (СН 2.2.4/2.1.8.562-96) для территорий больниц и санаториев допустимым является уровень шума в 45 дБ А, а для районов жилой застройки - 55 дБА. Уровни шума на городских магистралях и прилегающих к ним территориях достигают 85 дБА. В результате у 50 - 60 % населения проявляются болезненные реакции: повышенная возбудимость и раздражительность, усталость, потеря слуха, расстройство зрительного и вестибулярного аппарата, различные психические заболевания. Исследования показали, что шум в больших городах сокращает продолжительность жизни людей на 8 - 12 лет.

Загрязнение воздушного бассейна

Основными источниками загрязнения воздушного бассейна являются токсичные вещества, выбрасываемые с ОГ, картерные газы и топливные испарения. Последние включают: испарения из системы питания автомобилей (0,6 - 1,4 л бензина в сутки), испарения при заправке автомобилей (1,4 г на 1 л заливаемого топлива) и испарения при хранении топлива (55 - 70 г на 1 т в сутки). Кроме того, источниками испарений топлива являются предприятия инфраструктуры AT (АТП, СТО, авторемонтные мастерские, АЗС, гаражи, стоянки и др.).

В атмосферу выбрасывается также значительное количество канцерогенных веществ. В их состав, кроме сажи с адсорбированными на ней полиароматическими углеводородами (ПАУ), входят асфальтовая и шинная пыль, образующаяся в процессе движения автомобилей, и продукты износа тормозных накладок, содержащих 30 % асбеста и 5 % свинца [15]. Попадая в воздух и на почву, а затем в воду, они несут с собой серьезную опасность для населения.

Большую опасность представляют новые и изношенные шины, хранящиеся на складах. Они активно выделяют в атмосферу более десятка чрезвычайно реакционноспособных и токсичных химический соединений, в том числе канцерогенных.

Наши рекомендации