Музей Ленина «Сарай» в Сестрорецке.

Вот надо, оказывается, различать – есть музей «Сарай», а есть еще музей «Шалаш», - это совершенно разные музеи находятся в 5 километрах друг от друга. И туда не идет никакой транспорт! Нужно выйти на соответствующей остановке с таким названием, а потом пешком…

Музей «Сарай» находится в жилом массиве старых дореволюционных домиков. Конечно, я так поняла уже потом, если ехать только в этот музей – то целесообразно ехать на электричке в сторону Сестрорецка, не доезжая до него, есть остановка «Сарай», - от жд ближе получается – прямо от остановки идет улочка к музею, на это указывает скульптура Ленина на фоне «ветра». Перед музеем есть стоянка для автотранспорта - явно с советских времен, даже с большим туалетом, действующим и бесплатно открытым. И даже чистым!

Ну и можно также на автобусе 211, остановка «Сарай».

Музей крохотный, - ну как и положено сараю. Но он находится под большим стеклянным колпаком-саркофагом, - в советское время сделан для такого святого места, чтобы сохранился сарай на века. И участок – дворик маленький, где стоит еще и жилой домик для кассы и администрации. Никого из посетителей, кроме меня там не было, поэтому мне был особый почет и внимание. Полный штат сотрудников – кассир, дворник, экскурсовод и еще кто-то – все были на месте.

Билет для пенсионеров – 100 руб. Кассир позвала экскурсовода – замечательной внешности седовласый и голубоглазый старик 82 лет. Он у меня вызвал больший интерес, чем вся выставка. Кто он? Оказалось старый коммунист, который считает себя членом коммунистической партии – той советской старой, а не современной, и партийный билет хранит. Раньше работал инженером Сестрорецкого оружейного завода и еще кое-где по ракетному секретному производству. Из династии таких же, как и он, преданных делу партии большевиков – оружейников. Заинтересовала меня примечательная внешность – глаза открытые ярко-голубые, но нос и уши – большие, рост высокий, сухощавый. Думала – это из шведов корни. Спрашиваю, а он меня огорошил – чистокровный еврей. Говорю – ну, наверное, из смешанного брака, откуда такие голубые глаза? Он категорически отказывается - чистокровный еврей: и мать еврейка и отец еврей. Отец погиб на фронте, мать - инвалид одна его поднимала. Спрашиваю – ходит ли на шабат к евреям, в синагогу. Категорически отказывается – нет, не верит им, считает, что они там от лукавства за благотворительностью собираются, а он ни в чем не нуждается, пенсия у него хорошая.

Уж какая такая хорошая, что ли не хочется съездить за границу, отдохнуть в теплых краях в такую промозглую погоду? Нет! У него есть дача, он на ней прекрасно отдыхает и всё сам выращивает!

Вот прямо достоин уважения! Но я к его родословной опять возвращаюсь, - а каково его потомство? Тут он сник – и сын умер и внук умер… Живет он с женой вдвоем… Вот жалко стало старика, больше уж не стала его тревожить – как это так, что он остался без потомства? Но стала говорить о празднике предстоящем – как будет отмечаться в таком святом для коммунистов месте – в ленинском сарае 100 лет революции? А никак, - грустно ответил он. Сейчас же этот праздник не отмечается в стране. Вот очень захотелось его утешить, и сказала, что еще приеду, и мы с ним будем отмечать этот праздник. Вот правда, очень хочется туда съездить прямо 7 ноября. Он мне и телефон свой дал. А еще он меня поразил, что на любую тему у него есть свое мнение и он очень много знает всего, даже не относящегося к его прямой теме с музеем. Узнав, что я из Павловска, назвал фамилию пастора из прихода Венйоки, спросил как там пасторский сад поживает, далеко ли от меня Царская Славянка. Это бывший ВИР – Всесоюзный институт растениеводства, который Вавилов развел прямо в том пасторском саду. Я сама-то недавно об этом узнала, тоже заинтересовалась этой темой, а литературы-то нет особо по этой теме, - я расспрашивала одну бабушку из КЦСОНа, она – кандидат сх наук, доживает свой век в этом поселке, приехала туда молодой в 60-х годах, она мне всё и рассказала недавно, как там финны доживали да уехали при ней, как в их церкви администрацию ВИР сделали.

Ну, в общем, - стоит поехать к этому старику-экскурсоводу. Зовут его Борис Еремеевич Ривкин. Ну по фамилии-то понятно каких он кровей… Интересно с ним еще пообщаться. Хочется ему что-нибудь и в подарок привезти – утешить старика, ведь нет у него ни детей, ни внуков…

А в музее у него – полный порядок. Всё чисто и аккуратно. А ключ от «Сарая» он в кармане своем носит, - прямо настоящий хозяин. И интересно он рассказывает про «Сестрорецкую большевистскую республику», - именно так называлась эта местность в годы революции, - поэтому там и Ленина прятали…

Наши рекомендации