Лекция 2. Технология таможенного контроля при пересечении таможенной границы автомобильным транспортом.
Действия должностных лиц таможенных органов при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации осуществляются в следующем алгоритме.
Уполномоченное должностное лицо при сообщении перевозчиком или лицом, действующим по его поручению, сведений о прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации, установленных статьей 73 Кодекса (далее - сообщение о прибытии), принимает следующие документы:
- документы на транспортное средство;
- коммерческие документы на перевозимые товары (имеющиеся у перевозчика);
- накладную.
Перевозчик (иное уполномоченное лицо) вправе представить документы (часть документов) и сведения таможенному органу до фактического прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации, в том числе в электронном виде или в форме электронного документа.
При этом в указанных документах должны содержаться сведения, указанные в пункте 1 статьи 73 Кодекса.
Уполномоченное должностное лицо не вправе требовать от перевозчика представления иных сведений.
При представлении перевозчиком документов, составленных на иностранных языках, уполномоченное должностное лицо при необходимости вправе потребовать перевода на русский язык только тех сведений, которые предусмотрены в пункте 1 статьи 73 Кодекса. В случае представления указанных документов на английском языке требовать перевод сведений на русский язык не допускается.
При перевозке товаров автомобильным транспортом в соответствии с Конвенцией МДП уполномоченное должностное лицо принимает также книжку МДП, заполненную и оформленную в соответствии с требованиями указанной конвенции, а при перевозке товаров в соответствии с Таможенной конвенцией о карнете АТА для временного ввоза товаров, 1966, и Конвенцией о временном ввозе, 1990 - карнет АТА, заполненный и оформленный в соответствии с требованиями указанных конвенций.
Уполномоченное должностное лицо проверяет наличие на лицевой стороне талона контроля при въезде соответствующих отметок должностных лиц территориальных органов пограничной службы ФСБ России и Российской транспортной инспекции Минтранса России.
Если автомобильные пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее - автомобильные пункты пропуска) оснащены оборудованием, позволяющим проводить взвешивание транспортных средств, уполномоченное должностное лицо проверяет также наличие на оборотной стороне талона контроля при въезде сведений о весе транспортного средства с товарами.
При наличии всех соответствующих отметок органов пограничного и транспортного контроля уполномоченное должностное лицо заполняет графы 1 - 7 и 9 журнала регистрации сообщений о прибытии (приложение 1 к Инструкции), а также проставляет дату и время приема сообщения о прибытии на оборотной стороне талона контроля при въезде, заверяемые оттиском личной номерной печати (ЛНП).
Уполномоченные должностные лица таможенных органов обязаны обеспечить прием, регистрацию и проверку сообщения о прибытии в срок не более 10 минут с момента подачи перевозчиком документов, указанных в пункте 9 Инструкции.
После регистрации сообщения о прибытии уполномоченное должностное лицо проверяет документы, представленные при сообщении о прибытии, в том числе:
а) наличие всех документов, предусмотренных пунктом 9 Инструкции;
б) соблюдение правил заполнения накладной в соответствии с требованиями Конвенции КДПГ;
в) наличие в представленных документах следующих сведений:
- о государственной регистрации транспортного средства;
- о наименовании и адресе перевозчика товаров;
- о наименовании страны отправления и страны назначения товаров;
- о наименовании и адресе отправителя и получателя товаров;
- о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;
- о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;
- о наименовании, а также кодах товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД России) или Гармонизированной системой описания и кодирования товаров (далее - иная номенклатура) на уровне не менее первых четырех знаков;
- о весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;
- о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации
запрещен или ограничен;
- о месте и дате составления накладной.
При этом уполномоченное должностное лицо не требует:
- указания в документах кода товара по ТН ВЭД России, если в представленных документах такой код указан на уровне первых 4 знаков кода по иной номенклатуре;
- представления дополнительно документов, содержащих коды товаров в соответствии с ТН ВЭД России, если коды товаров указаны в документах в соответствии с иной номенклатурой;
- обязательного наличия на счетах-фактурах (инвойсах) или на счетах-проформах либо на других расчетных или коммерческих документах оттисков печатей или штампов лиц, не являющихся отправителями (продавцами).
Если представленные документы, не содержат всех необходимых сведений, перевозчик сообщает таможенному посту недостающие сведения путем представления иных имеющихся у него документов или дополнительных документов, составленных перевозчиком в произвольной форме.
Если недостающие сведения не могут быть представлены, то по желанию перевозчика товары и транспортные средства могут быть:
- подвергнуты таможенному досмотру в целях установления и фиксирования сведений о наименовании и количестве товаров, в том числе с отбором проб и образцов (с указанием номера соответствующего акта в графе 7 журнала регистрации сообщений о прибытии);
- размещены на отдельной площадке в зоне таможенного контроля (ЗТК), расположенной на территории автомобильного пункта пропуска, для последующего представления таможенному посту недостающих документов и (или) сведений.
После окончания проверки наличия документов и сведений в них уполномоченное должностное лицо формирует и проставляет в правом верхнем углу накладной, а также в графе 7 журнала регистрации сообщений о прибытии, таможенный номер накладной по следующей схеме:
АААААААА/ДДММГГ/ООООООО/ППП
1 2 3 4
где:
- элемент 1 - код таможенного поста;
- элемент 2 - дата сообщения о прибытии (день, месяц и две последние цифры года);
- элемент 3 - порядковый номер сообщения о прибытии, присваиваемый по журналу регистрации сообщений о прибытии;
- элемент 4 - порядковый номер накладной на товары, перевозимые на одном транспортном средстве (составе транспортных средств).
При перевозке товаров в место нахождения таможенного органа назначения автомобильным транспортом после их перевалки (перегрузки) в морских (речных), воздушных и железнодорожных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо по пути их следования, таможенный номер присваивается после регистрации ТД внутренней товаротранспортной накладной, на основании которой товары будут перемещаться автомобильным транспортом в место доставки.
В этом случае при формировании таможенного номера на указанной накладной во втором элементе номера уполномоченное должностное лицо указывает дату регистрации ТД, а в третьем элементе - порядковый номер ТД, содержащийся в третьем подразделе ее регистрационного номера и имеющий 7 знаков, либо при перевозке в соответствии с Конвенцией МДП - номер книжки МДП (без буквенных символов номера), имеющий 8 знаков.
После регистрации накладной уполномоченное должностное лицо заверяет оттиском ЛНП оригиналы и три копии накладных, документы (копии), в которых указаны сведения о кодах товаров на уровне не менее чем первых четырех знаков ТН ВЭД России либо иной номенклатуры, представленные перевозчиком при сообщении о прибытии. При этом копии документов уполномоченное должностное лицо изготавливает самостоятельно.
После оформления документов (копий) уполномоченное должностное лицо осуществляет в соответствии с установленным порядком таможенный осмотр транспортных средств, в ходе которого проверяет:
а) сохранность наложенных на грузовые отделения транспортных средств (контейнеров) средств идентификации, в том числе печатей и пломб таможенных органов стран вывоза (транзита) товаров (если имеются);
б) целостность состояния грузового отделения транспортного средства (контейнера);
результаты таможенного осмотра уполномоченное должностное лицо отражает:
- в акте таможенного осмотра, составляемом согласно форме, установленной нормативными правовыми актами ГТК России, номер которого указывает в графе «Примечания» журнала регистрации сообщений о прибытии (если в результате осмотра транспортного средства выявлены признаки административного правонарушения либо риски, в целях минимизации которых необходимо применить дополнительные формы таможенного контроля, содержащиеся в профилях риска);
- на оборотной стороне копий накладных, остающейся в таможенном органе отправления и направляемых в таможенный орган назначения (если в результате осмотра транспортного средства не выявлены признаки административного правонарушения либо риски, в целях минимизации которых необходимо применить дополнительные формы таможенного контроля) - путем проставления отметки «Осмотрено. Нарушений не выявлено.», заверяемой оттиском ЛНП.
На этапе приема сообщения о прибытии уполномоченное должностное лицо принимает решение о необходимости проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств только при наличии следующих оснований:
а) письменное обращение перевозчика или лица, осуществляющего перемещение товаров, в целях установления и фиксирования сведений о наименовании и количестве товаров, в том числе с отбором проб и образцов;
б) ввоз товаров, необходимость проведения таможенного досмотра которых установлена профилями риска.
По иным основаниям проведение таможенного досмотра на этапе приема и регистрации сообщений о прибытии не допускается.
Уполномоченные должностные лица обязаны проводить таможенный досмотр в следующих местах:
- только в ЗТК автомобильного пункта пропуска (в случаях, когда не предусматривается выгрузка товаров из транспортного средства);
- на складах временного хранения (СВХ) и соответствующим образом оборудованных местах, расположенных в ЗТК автомобильного пункта пропуска (в случаях, когда предусматривается выгрузка товаров из транспортного средства);
- на СВХ, расположенных в непосредственной близости от автомобильного пункта пропуска, либо, при отсутствии таковых, - на СВХ, расположенных в ближайших приграничных населенных пунктах (в случаях, когда предусматривается выгрузка товаров из транспортного средства и в автомобильном пункте пропуска отсутствует СВХ).
При этом товары и транспортные средства размещаются на СВХ исключительно на период времени, необходимый для фактического проведения таможенного досмотра и оформления соответствующих документов, подтверждающих его результаты.
По окончании проведения таможенного досмотра уполномоченное должностное лицо составляет 2 экземпляра акта таможенного досмотрасогласно установленной форме, один из экземпляров которого прикладывает к документам, поданным при сообщении о прибытии, для передачи на следующий этап таможенного оформления, а второй - передает перевозчику.
При этом уполномоченное должностное лицо указывает в графе 7 журнала регистрации сообщений о прибытии номер и дату составления акта таможенного досмотра.
После принятия решения о выдаче разрешения на ВТТ уполномоченное должностное лицо осуществляет следующие действия:
а) обеспечивает в соответствии с установленными порядком и случаях идентификацию товаров (если в качестве средств идентификации применяются описания товаров, чертежи, масштабные изображения, фотографии, иллюстрации и другие документы, то проставляет на них подпись и оттиск ЛНП и прикладывает к иным документам для последующего представления перевозчиком в таможенном органе назначения);
б) принимает решение о необходимости таможенного сопровождения в случаях, установленных нормативными актами ГТК России;
в) определяет место доставки товаров на основании информации в накладной;
г) устанавливает срок ВТТ;
д) проставляет направляющий штамп, заполняет и проставляет оттиск ЛНП во всех оригинальных экземплярах накладной и на двух ее копиях;
е) указывает маршрут перевозки в ТД и во всех трех экземплярах накладной, если перевозка товаров должна осуществляться по определенным маршрутам (п. 3 ст. 86 Кодекса);
ж) осуществляет идентификацию накладной, коммерческих и иных документов, являющихся неотъемлемой частью ТД, путем проставления во всех 3-х экземплярах указанных документов оттиска ЛНП;
з) накладывает средства идентификации (запорно-пломбировочные устройства (ЗПУ) на грузовые отделения транспортного средства (контейнера), если иностранные таможенные пломбы признаются недостаточными или ненадежными (при доставке тяжеловесных и громоздких грузов в открытых транспортных средствах средства идентификации могут налагаться на отдельные грузовые места), и указывает информацию о наложенных таможенных пломбах и печатях (ЗПУ) в ТД;
и) заполняет графы «D» и «C»комплекта ТД1(«D/J» и «C» комплекта ТД3) ТД (если ТД представлена на бланке установленного образца), проставляет подпись и оттиск ЛНП;
к) помещает в случаях, установленных правовыми актами ГТК России, лист с обозначением «4» комплектов ТД1 и ТД2 или лист с обозначением «4/5» комплектов ТД3 и ТД4 ТД вместе с остальными документами в пакет-сейф и вручает его и лист с обозначением «5» комплектов ТД1 и ТД2 или лист с обозначением «4/5» комплектов ТД3 и ТД4 ТД с накладной, содержащей направляющий штамп, перевозчику для представления вместе с товарами и другими документами в таможенный орган назначения (если в качестве ТД представлены накладная, коммерческие и (или) таможенные документы - вручает перевозчику в указанном порядке два комплекта указанных документов);
л) оставляет для последующей передачи в отдел контроля за таможенным транзитом таможни (ОКТТ) лист с обозначением "1" комплектов ТД1 и ТД2 или лист с обозначением «1/6» комплектов ТД3 и ТД4 ТД с комплектом документов, представленных перевозчиком (если в качестве ТД представлены накладная, коммерческие и (или) таможенные документы - один комплект указанных документов);
м) проверяет правильность заполнения и соответствие сведений бумажному носителю ТД, если лицом, получающим разрешение на ВТТ, дополнительно представлена электронная копия ТД (если электронная копия ТД не представлена - самостоятельно формирует электронную копию ТД), а после проверки обеспечивает направление электронного уведомления о направлении товаров в таможенный орган назначения согласно порядку и срокам, установленным иным правовым актом ГТК России;
н) разрешает выезд транспортного средства из ЗТК путем проставления на лицевой стороне талона контроля при въезде времени окончания оформления ВТТ (МТТ) подписи и оттиска ЛНП.
А. Допущение дорожных транспортных средств и контейнеров к перевозкам
Что касается требований безопасности, то в Конвенции МДП предусматривается, что грузы должны перевозиться в контейнерах или транспортных средствах, у которых грузовые отделения сконструированы таким образом, чтобы доступ к их содержимому при наложенных таможенных печатях и пломбах был невозможен, а любое их повреждение было заметно.
В этих целях в Конвенции установлены процедуры допущения к перевозкам и требования, предъявляемые к конструкции. Грузы могут перевозиться с применением книжки МДП только в том случае, если дорожные транспортные средства или контейнеры допущены к перевозкам в соответствии с этим требованием.
Если контейнер (или грузовая единица) отвечает требованиям Конвенции МДП, то национальный орган, занимающийся вопросами допущения к перевозкам, выдает свидетельство о допущении к перевозкам или табличку о допущении контейнеров.
Процедура освидетельствования
Для получения свидетельства о допущении транспортного средства его собственник или владелец подает письменное заявление в соответствующую таможню, в котором указывается вид транспортного средства, его индивидуальные признаки, государственные регистрационные номера, иные сведения, которые могут быть использованы для принятия решения о допущении. Заявление составляется в произвольной форме.
К заявлению прилагаются фотографии, а также документы, подтверждающие право собственности, полного хозяйственного ведения, оперативного управления или владения в отношении транспортного средства; могут также прилагаться чертежи и подробное описание конструкции транспортного средства.
Заявление рассматривается таможней в течение 10 дней со дня его получения. В указанные сроки таможня проверяет представленное транспортное средство на соответствие техническим требованиям, предусмотренным Правилами оборудования.
Если транспортное средство соответствует установленным техническим требованиям, таможней выдается свидетельство о допущении, оригинал которого должен находиться у водителя во время перевозки грузов.
В России за допущение прицепов и полуприцепов в индивидуальном порядке таможенные сборы не взимаются.
Б. Международная система гарантий
Эта система была разработана в целях обеспечения уплаты в любой момент национальным гарантийным объединением таможенных пошлин и сборов, которые могли быть не уплачены в ходе транзитных операций, если ответственность за нарушение операции МДП нельзя возложить на виновное лицо.
Система гарантий МДП построена по следующему принципу. Каждое гарантийное объединение, представляющее перевозчиков в государстве – участнике Конвенции МДП, 1975 г. и признанное ее таможенными органами, гарантирует уплату в этой стране пошлин и сборов, которые могут подлежать оплате в случае нарушений национального таможенного законодательства во время перевозки с применением книжки МДП.
Это объединение несет солидарную ответственность по уплате таможенных платежей как с национальными, так и с иностранными перевозчиками, осуществляющими перевозки с применением книжки МДП, выданной национальным гарантийным объединением или аналогичным объединением другой страны. Таким образом, каждая страна имеет гарантию, предоставлявшуюся на ее территории в отношении всех операций с применением книжки МДП. Следовательно, таможенные органы имеют дело с национальным гарантом, к которому они могут обращаться в случае каких-либо нарушений, на основе национального законодательства.
Все национальные гарантийные объединения составляют свое-образную гарантийную цепочку, соединяющую все государства – участники Конвенции МДП. Они образуют международную систему гарантий, управление и финансирование которой осуществляется Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ).
При наличии нарушений процедуры МДП в рамках этой международной системы гарантий предусматриваются следующие процедуры урегулирования претензий.
1. В соответствии со ст. 8.7 Конвенции МДП таможенные органы, обнаружившие нарушение, направляют уведомление о претензии перевозчику, совершившему нарушение. В случае если претензия является обоснованной, причитающиеся суммы пошлин, платежей и штрафов должны быть оплачены перевозчиком.
2. Если перевозчик не оплатил сумму претензии (по причине банкротства и т.д.), таможенные органы направляют претензию в национальную гарантийную ассоциацию.
3. Национальная ассоциация информирует о претензии МСАТ.
4. МСАТ сообщает о претензии ассоциации, выдавшей книжку МДП (выдающей ассоциации), и международному страховщику.
5. Выдающая ассоциация связывается с перевозчиком и «замораживает» все его гарантии.
6. Выдающая ассоциация предпринимает меры к держателю вплоть до прекращения выдачи ему книжек МДП.
7. Гарантийная ассоциация с согласия МСАТ урегулирует претензию путем ее оплаты национальным таможенным органам.
8. Сумма оплачиваемой претензии перечисляется МСАТ гарантийной ассоциации до ее оплаты.
9. МСАТ получает возмещение затрат от международного страховщика.
10. Международный страховщик, в свою очередь, получает возмещение от национального страховщика.
11. Национальный страховщик требует возмещения затрат от перевозчика, за исключением случаев, указанных в пункте 2.
Для ассоциации финансовые пределы гарантии по каждой книжке МДП установлены в размере до 50 000 долл. США. Ряд европейских гарантийных объединений увеличил сумму гарантий по книжке МДП до 60 000 евро.
Если размер таможенных платежей и пошлин по товарной партии, перевозимой по одной книжке МДП, превышает указанную выше сумму, таможня отправления вправе потребовать дополнительные гарантии по данной перевозке, в частности, оформление на перевозку нескольких книжек МДП. Если, однако, была оформлена одна книжка МДП, то пограничный таможенный орган страны транзита или страны назначения вправе потребовать от перевозчика использования на данную перевозку таможенного сопровождения. Тем не менее необходимо учитывать, что размеры таможенных пошлин по одним и тем же товарам различаются в отдельных странах и таможенных союзах. На практике нередко встречаются случаи, когда таможни транзитных стран или страны назначения применяют таможенное сопровождение, если размер таможенных пошлин при выпуске их в свободное обращение на территории данной страны превышает 50 000 долл. США.
Финансовая ответственность держателя книжки МДП не ограничивается суммой 50 000 долл. США. Она определяется полным размером таможенных пошлин и платежей по конкретному товару и во многих случаях включает административные штрафы за нарушение национального таможенного законодательства.
Конвенцией МДП (ст. 11) установлен срок предъявления таможенными органами претензий к гарантийному объединению. В ней предусмотрено, что в случае оформления таможенными органами книжки МДП без оговорок они могут предъявить иск гарантийному объединению, только если будет доказано, что свидетельство о произведенном таможенном оформлении было получено противозаконным или обманным путем. При этом срок предъявления иска к гарантийному объединению составляет два года.
Если книжка МДП не была оформлена или оформлена с оговорками, то таможенные органы соответствующей страны должны в течение года, считая с момента принятия книжки МДП к оформлению, письменно уведомить об этом гарантийное объединение. Требование об уплате причитающихся пошлин и сборов может быть предъявлено к гарантийной ассоциации не ранее чем через 3 месяца со дня такого уведомления. Этот срок позволяет провести детальное расследование и представить соответствующие объяснения таможенным органам.
В. Книжка МДП
Третьим и наиболее важным элементом всей системы МДП является книжка МДП, которая представляет собой основной административный элемент системы МДП. В настоящий момент Международный союз автомобильного транспорта выдает книжки МДП национальным гарантийным объединениям в соответствии с условиями, определенными в договорных обязательствах, подписанных национальными ассоциациями с МСАТ. В свою очередь, каждое гарантийное объединение выдает книжки МДП перевозчикам в своей стране в соответствии с условиями, определенными в договорных обязательствах, подписанных перевозчиком с объединением (для их получения в АСМАП перевозчики должны заполнить декларацию-обязательство, которую можно получить в Отделе по таможенным вопросам АСМАП, в региональных представительствах АСМАП или у представителей АСМАП).
Представление в таможенный орган книжки МДП, содержащей печати и подписи МСАТ и выдавшего ее объединения и должным образом заполненной перевозчиком, уже само по себе является доказательством существования и действительности гарантий.
Книжка МДП действительна до завершения операции МДП в таможне страны назначения при условии, что она была открыта в таможне страны отправления в сроки, установленные выдавшим ее объединением.
Г. Международное признание мер таможенного контроля
Согласно этому принципу грузы, перевозимые в соответствии с процедурой МДП в опломбированных дорожных транспортных средствах или контейнерах, обычно не досматриваются на промежуточных таможнях, в чем и заключается главное преимущество системы МДП для перевозчиков.
Разумеется, это не исключает права таможни проводить выборочные досмотры в тех случаях, когда имеются подозрения в каких-либо нарушениях, однако, как это понимается и даже указывается в Конвенции МДП, такие досмотры должны производиться в порядке исключения.
Эта процедура, являясь весьма привлекательной для перевозчиков, по сути означает, что досмотр, произведенный таможней места отправления, приемлем для всех других таможенных служб в ходе транзитной операции МДП. Вследствие этого таможня места отправления играет решающую роль, поскольку от нее зависит то доверие, которое все последующие таможенные органы будут иметь к эффективному выполнению операции МДП.
Поэтому крайне важно, чтобы в таможне места отправления проводился строгий и полный таможенный досмотр, поскольку от него зависит функционирование всей процедуры МДП. Эта таможня должна до наложения печатей и пломб проверить состояние дорожного транспортного средства или контейнера, а в случае использования крытых тентом транспортных средств – состояние тента и его крепление.
Основные обязанности перевозчика, которые указываются в соглашении на перевозку товаров:
– доставлять товары и документы на них без какого-либо изменения их упаковки или состояния, кроме изменений вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, обеспечивать их сохранность;
– соблюдать установленные таможенным органом отправления сроки доставки товаров и документов на них (не более двух тысяч километров за один месяц) и маршруты движения;
– не перевозить одновременно с товарами, находящимися под таможенным контролем, другие товары;
– представлять товары и вручать документы на них таможенному органу назначения, а по требованию этого таможенного органа фактически предъявлять товары;
– уплачивать таможенные пошлины, налоги в установленных случаях при внутреннем таможенном транзите;
– обеспечивать загрузку или перегрузку товаров на свои транспортные средства, выгрузку или перегрузку с них своими силами и на основании договора с другими предприятиями или организациями;
– при аварии или действии непреодолимой силы принять все необходимые меры для обеспечения сохранности товаров и недопущения какого-либо неразрешенного их использования, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об обстоятельствах дела, месте нахождения товаров и транспортных средств, обеспечить перевозку товаров в ближайший таможенный орган и предпринять другие меры, которые будут определены этим таможенным органом для обеспечения таможенного контроля.
Определенные обязанности таможенного перевозчика обусловливаются особенностями его правового статуса:
– вести учет перевозимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров;
– соблюдать конфиденциальность информации, полученной от отправителя товаров, их получателя или экспедитора.
Таможенный контроль за автомобильными перевозками
Таможенный контроль товаров и транспортных средств начинается после того, как перевозчик или лицо, действующее по его поручению, сообщит уполномоченному должностному лицу таможенного органа сведения о прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ, которые установлены ст. 73 ТК РФ. После этого должностное лицо таможенного органа принимает следующие документы:
1) документы на транспортное средство;
2) международную товаротранспортную накладную;
3) имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары.
Также следует отметить, что перевозчик или иное уполномоченное лицо вправе представить документы (часть документов) и сведения таможенному органу до фактического прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ, в том числе в электронном виде или в форме электронного документа. При этом в указанных документах должны содержаться сведения:
1) о государственной регистрации транспортного средства;
2) наименование и адрес перевозчика товаров;
3) наименование страны отправления и страны назначения товаров;
4) наименование и адрес отправителя и получателя товаров;
5) о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;
6) о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;
7) наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;
8) вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;
9) о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию РФ запрещен или ограничен;
10) о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной.
Уполномоченное должностное лицо не вправе требовать от перевозчика представления иных сведений.
В случае если перевозчик представил документы, которые составлены на иностранном языке, уполномоченное должностное лицо при необходимости вправе потребовать перевода на русский язык только тех сведений, которые предусмотрены в п. 1 ст. 73 ТК РФ, а если эти документы составлены на английском языке, требовать перевода сведений на русский язык не допускается.
При перевозке товаров автомобильным транспортом в соответствии с Конвенцией МДП уполномоченное должностное лицо принимает также книжку МДП, заполненную и оформленную в соответствии с требованиями указанной конвенции, а при перевозке товаров в соответствии с Таможенной конвенцией о карнете АТА для временного ввоза товаров, 1966 и Конвенцией о временном ввозе, 1990 – карнет АТА, заполненный и оформленный в соответствии с требованиями этих конвенций.
Уполномоченное должностное лицо проверяет наличие на лицевой стороне талона контроля при въезде соответствующих отметок должностных лиц территориальных органов пограничной службы ФСБ России и Российской транспортной инспекции Минтранса России.
Важным моментом является то, что если автомобильные пункты пропуска через Государственную границу РФ оснащены оборудованием, позволяющим проводить взвешивание транспортных средств, уполномоченное должностное лицо проверяет также наличие на оборотной стороне талона контроля при въезде сведений о весе транспортного средства с товарами.
При наличии всех соответствующих отметок органов пограничного и транспортного контроля уполномоченное должностное лицо заполняет графы 1–7 и 9 журнала регистрации сообщений о прибытии, а также проставляет дату и время приема сообщения о прибытии на оборотной стороне талона контроля при въезде, заверяемые оттиском личной номерной печати (ЛНП). Нужно отметить, что журналы регистрации сообщений о прибытии ведутся в электронном виде.
Должностные лица таможенных органов обязаны обеспечить прием, регистрацию и проверку сообщения о прибытии в срок не более 10 минут с момента подачи перевозчиком документов, которые были перечислены выше.
После регистрации сообщения о прибытии уполномоченное должностное лицо проверяет документы, представленные при сообщении о прибытии, в том числе:
1) наличие всех документов;
2) соблюдение правил заполнения накладной в соответствии с требованиями Конвенции КДПГ;
3) наличие в представленных документах сведений, которые описаны в п.1 ст. 73 ТК РФ.
При этом уполномоченное должностное лицо не должно требовать:
– указания в документах кода товара по ТН ВЭД России, если в представленных документах такой код указан на уровне первых 4 знаков кода по иной номенклатуре;
– представления дополнительно документов, содержащих коды товаров в соответствии с ТН ВЭД России, если коды товаров указаны в документах в соответствии с иной номенклатурой;
– обязательного наличия на счетах-фактурах (инвойсах) или на счетах-проформах либо на других расчетных или коммерческих документах оттисков печатей или штампов лиц, не являющихся отправителями (продавцами).
Если документы не содержат всех необходимых сведений, перевозчик сообщает таможенному посту недостающие сведения путем представления иных имеющихся у него документов или дополнительных документов, составленных перевозчиком в произвольной форме.
Если недостающие сведения не могут быть представлены, то по желанию перевозчика товары и транспортные средства могут быть подвергнуты таможенному досмотру в целях установления и фиксирования сведений о наименовании и количестве товаров, в том числе с отбором проб и образцов (с указанием номера соответствующего акта в графе 7 Журнала регистрации сообщений о прибытии), или размещены на отдельной площадке в зоне таможенного контроля (ЗТК), расположенной на территории автомобильного пункта пропуска, для последующего представления таможенному посту недостающих документов и (или) сведений.
Также необходимо отметить, что после окончания проверки наличия документов, сведений в них уполномоченное должностное лицо формирует и проставляет в правом верхнем углу накладной, а также в графе 7 Журнала регистрации сообщений о прибытии таможенный номер накладной по следующей схеме:
АААААААА/ДДММГГ/ООООООО/ППП
1 2 3 4
где элемент 1 – код таможенного поста; элемент 2 – дата сообщения о прибытии (день, месяц и две последние цифры года); элемент 3 – порядковый номер сообщения о прибытии, присваиваемый по журналу регистрации сообщений о прибытии; элемент 4 – порядковый номер накладной на товары, перевозимые на одном транспортном средстве (составе транспортных средств).
После регистрации накладной уполномоченное должностное лицо заверяет оттиском ЛНП оригиналы и три копии накладных, документы (копии), в которых указаны сведения о кодах товаров на уровне не менее чем первых четырех знаков ТН ВЭД России либо иной номенклатуры, представленные перевозчиком при сообщении о прибытии. При этом копии документов уполномоченное должностное лицо изготавливает самостоятельно.
После оформления документов (копий) уполномоченное должностное лицо осуществляет в соответствии с установленным порядком таможенный осмотр транспортных средств, в ходе которого проверяет:
а) сохранность наложенных на грузовые отделения транспортных средств (контейнеров) средств идентификации, в том числе печатей и пломб таможенных органов стран вывоза (транзита) товаров (если имеются);
б) целостность состояния грузового отделения транспортного средства (контейнера).
Результаты таможенного осмотра уполномоченное должностное лицо таможенного органа отражает в акте таможенного осмотра, который заверяется ЛНП.
Также должностное лицо таможенного органа может принять решение о необходимости проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств только при наличии следующих оснований:
а) выявление при проведении таможенного осмотра отсутствия на грузовых отделениях средств идентификации (пломб или печатей) или их нарушения либо отличия маркировки пломб или печатей от маркировки, указанной в представленных перевозчиком документах;
б) выявление при проведении таможенного осмотра нарушения целостности грузового отделения транспортного средства;
в) отсутствие в книжке МДП, карнете АТА отметок (печатей, штампов) таможенных органов стран отправления и транзита;
г) отсутствие в транспортной