Риски при осуществлении деятельности в организации

Производственные риски

Производственный риск - вероятность потерь, связанных с производством транспортных услуг и возможностью неудовлетворения спроса на транспортные услуги, производимые предприятием.

Разновидности рисков, связанных с нарушением производственного процесса:

1. технический;

2. организационный;

3. риск военных и террористических действий и гражданских беспорядков;

4. риск форс – мажорных обстоятельств.

Среди наиболее важных причин возникновения производственного риска можно отметить:

1) снижение намеченных объемов производства;

2) снижение цен, по которым планировалось реализовывать услугу, в связи с её качеством, падением спроса;

3) увеличение расхода материальных затрат в результате перерасхода материалов, сырья, топлива и т.д.;

4) низкая дисциплина поставок;

5) гибель или повреждение оборудования;

6) уплата повышенных отчислений и налогов;

7) недостатки в организации труда;

8) ошибки в диспетчеризации производства;

9) отклонения по нормам и срокам в процессах технического обслуживания и ремонта;

10) чрезвычайные ситуации.

Минимизировать производственный риск возможно с помощью следующих мероприятий:

1. повышение квалификации работников планово-экономического отдела для определения оптимальных затрат на производство, эффективного распределения материалов;

2. прохождение работниками инструктажа по бережному пользованию оборудованием, начисление штрафов и применение иных дисциплинарных взысканий за порчу имущества предприятия в соответствии с ТК РФ. Приложение

Технологические риски

Существенными рисками для автотранспортного предприятия являются риски поломки машин и перерыва в производственной деятельности.

Это может произойти в результате событий различного характера:

· природного — землетрясение, наводнение, оползни, ураган, смерч, удар молнии, шторм (на море), извержение вулкана и т. д;

· техногенного — износ зданий, сооружений, машин и оборудования, ошибки при проектировании или монтаже, злоумышленные действия, ошибки персонала, повреждение оборудования при строительных и ремонтных работах и др..

Эти события несут за собой такие последствия, как:

o взрыв;

o пожар;

o поломка механизмов и оборудования;

o нанесение ущерба окружающей среде;

o нанесение ущерба персоналу;

o экономический ущерб, связанный с вынужденной безработицей в результате остановки производства;

o нанесение ущерба третьим лицам,

o снижение производства продукции и остановка производства.

Положения по управлению рисками:

1. осуществление предупредительных мер, направленных на снижение рисков и повышение безопасности производства;

2. проведение мероприятий по ограничению масштабов возможных последствий аварий и других неблагоприятных событий;

3. создание необходимых резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия по ограничению размеров ущерба:

1. разработка различных технических средств, ограничивающих действия поражающих факторов (системы пожаротушения, аварийной вентиляции, заградительных устройств и т. д.);

2. создание систем оповещения персонала и населения о чрезвычайных ситуациях;

3. организация оперативного медицинского обеспечения; (Лицензия)

4. подготовка средств и мероприятий по защите работников.

Маркетинговые риски

Причины возникновения маркетинговых рисков:

o ошибки при выборе рынков сбыта продукции;

o неверное опреде­ление стратегии на рынке;

o неправиль­ное определение мощности производства;

o слабый анализ конкурентов;

o непродуманность, не отлаженность или отсутствие сбытовой сети на предполагаемых рынках сбыта;

o задержка в выходе на рынок.

Все это может привести к недополучению доходов, необходимых для погашения кредитов, невозможности реализовать (сбыть) продук­цию по нужной цене и в намеченные сроки.

Можно предположить следующие основы управления:

1. анализ конкурентов;

2. четкое выполнение плана контракта по перевозкам;

3. своевременный выход на торги;

4. устранение всех недостатков и недочетов средств перевозок. (Послерейсовый осмотрт)

Кадровые риски

Кадровый риск характеризуется как опасность вероятной потери ресурсов компании или недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное использование человеческих ресурсов, в результате возможных просчетов и ошибок в управлении человеческими ресурсами.

С точки зрения управления кадровыми рисками наиболее актуально подразделение на риски персонала и риски управления персоналом.

Риски системы управления персоналом разделяются по подсистемам:

1. риски, связанные с планированием и маркетингом персонала, наймом и учетом персонала;

2. риски, обусловленные трудовыми отношениями;

3. риски условий и охраны труда, мотивации персонала, деловой оценки персонала, обучения и развития персонала;

4. риски социального развития персонала;

5. риски неэффективной организационной структуры;

6. риски правового и информационного обеспечения.

Названные риски можно разделить на риски на стадии входа (набор, отбор), риски на стадии деятельности (выполнение трудовых функций и достижение результатов) и риски на стадии выхода (высвобождение).

Разделение рисков на количественные и качественные в полной мере согласуется с целью управления человеческими ресурсами организации, которая состоит в обеспечении организации персоналом необходимого качества в запланированном количестве в установленное время. Кадровые риски количественного характера могут проявляться в форме потерь из-за несоответствия фактической численности сотрудников плановым потребностям организации и включают в себя:

- риски несвоевременного замещения вакантных рабочих мест (высвободившихся или создаваемых);

- риски несвоевременного высвобождения персонала при наличии скрытой безработицы в подразделениях организации;

- риски текучести персонала.

Кадровые риски качественного характера могут проявляться в форме потерь вследствие несоответствия фактических характеристик персонала организации предъявляемым к нему требованиям и включают в себя:

- риски недостаточной квалификации сотрудников;

- риски отсутствия у сотрудников необходимых профессионально значимых качеств;

- риски отсутствия у сотрудников необходимых личностных качеств;

- риски неадекватной мотивации сотрудников;

- риски нелояльности.

Следует выполнять непрерывный мониторинг текущей деятельности персонала с целью минимизации рисков.

Финансовые риски

Оптимальное управление деятельностью автотранспортных предприятий с эффективным использованием рыночных и внутрихозяйственных возможностей требует углубленного исследования рисков на автомобильном транспорте и разработки современных методов управления ими.

Предприятия пассажирского транспорта являются объектом, требующим особого подхода к формированию и контролю финансовой безопасности, поскольку обеспечивают базовые условия жизнедеятельности общества, являются важным инструментом достижения целей.

Исследование перечня основных угроз финансовой безопасности ОАО «Унечское АТП» выявило достаточно сложную ситуацию.

К числу основных финансовых рисков ОАО «Унечское АТП» можно отнести следующие:

· риск снижения финансовой устойчивости в виде несбалансированности положительного и отрицательного денежных потоков предприятия по объемам;

· риск неплатежеспособности предприятия;

· риск неполучения в полном объеме предусмотренных дотаций;

· риск превышения суммы планируемых расходов на реализацию договора по оказанию перевозок;

· риск возникновения кассовых разрывов в связи с несоответствием сроков реализации договора и сроков фактического финансирования

· инфляционный риск как возможностью обесценения реальной стоимости капитала (в форме финансовых активов предприятия), а также ожидаемых доходов от осуществления финансовых операций в условиях инфляции;

· процентный риск как возможность возникновения финансовых потерь (убытков) из-за неблагоприятных изменений процентных ставок;

· риск природных катаклизмов.

Основными причинами, на мой взгляд, являются следующие:

· высокий износ основных фондов;

· отсутствие финансовой возможности обновления подвижного состава;

· высокая конкуренция на рынке со стороны частных организаций, осуществляющих аналогичные виды услуг;

· высокие цены на топливо и т.д.;

· недостаточный объем дотаций для покрытия убытков;

· кредитная задолженность;

· тарифы на проезд в городском, пригородном, междугородном транспорте фиксированные, устанавливаются областной администрацией, что ведет за собой риск недополучения денежных средств за оказанные услуги и т.д;

· негативные макроэкономические условия;

· устаревшая техническая база.

За 2015 год доходы за оказанные услуги в виде перевозки пассажиров составили 29549 тыс. рублей, расходы 52749 тыс. рублей.

Доходы от дотируемых перевозок составили 26326,7 тысяч рублей, расходы составили 48914,9 тысяч рублей, получено дотации на покрытие убытков от работы пассажирского транспорта 18263,4 тысяч рублей. Потребная сумма дотации 23923,6 тысяч рублей. Убыток по дотируемым перевозкам составил 5660,2 тысяч рублей. Прочие доходы составили 31110 тысяч рублей, прочие расходы 5164 тысяч рублей. Общий результат по балансу получил отрицательный результат в размере 2746 тыс. рублей. Бух отчетность

Анализируя отчет о доходах и расходах по пассажирским перевозкам можно сделать вывод, что предприятие является убыточным. Отчет

Ответственность за составление и достоверность бухгалтерской отчетности, за систему внутреннего контроля возлагается на директора и главного бухгалтера.

Информационные риски

Информационные риски связаны с созданием, передачей, хранением и использованием информации с помощью электронных носителей и иных средств связи.

Основные риски, которым подвержено предприятие:

1. потерю данных из-за сбоя в работе информационных систем;

2. хищение информации;

3. передача информации третьим лицам сотрудниками предприятия.

Техническая работа по обеспечению информационной безопасности заключается в дублировании важных функций, от которых зависят сохранность и целостность информации, а также непрерывность работы компании (например, установка запасных серверов, систем резервного копирования).

Обеспечение информационной безопасности — это, в первую очередь, вопрос эффективности затраченных средств, поэтому расходы на защиту не должны превышать суммы возможного ущерба.

Правовые риски

Правовой риск – это риск допущения правовых ошибок в деятельности организации, ведущий к возникновению финансовых потерь ввиду несовершенства правовой системы, противоречивости законодательства, отсутствия правовых норм по регулированию отдельных вопросов. Для снижения правовых рисков на постоянной основе ведется непрерывный мониторинг изменения законодательства и своевременное выявление факторов и событий, влияющих на уровень правового риска, осуществляется контроль за соблюдением всеми работниками нормативных актов, учредительных и внутренних документов.

Можно выделить наиболее часто встречаемые риски, такие как:

1. несоблюдение требований закона по обеспечению безопасности дорожного движения;

2. ненадлежащий уровень профессионализма работников, связанных с перевозкой пассажиров;

3. исполнением договора (неоформление или ненадлежащее оформление закрывающих документов, неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, исполнение обязательств по договору в адрес неуполномоченного лица);

4. недобросовестными действиями как со стороны сотрудников компании, так и со стороны контрагентов (превышение или отсутствие полномочий на заключение договора, фальсификация подписи или самого договора, внесение в договор изменений после его согласования);

5. внесением не согласованных с юристами изменений в типовые формы договоров при их заключении (не прошедшие юридическую экспертизу нововведения могут поставить под угрозу исполнение договора);

6. оспаривание факта заключения или исполнения договора. (договор)

Заключение

При прохождении производственной практики в ОАО «Унечское АТП» были применены практические и теоретические знания. Под руководством начальника планово-экономического отдела, поставленная цель практики была достигнута путем реализации сформулированных задач.

Изучив деятельность ОАО «Унечское АТП», организацию структуры управления, финансовые показатели, способы обеспечения безопасности, мною были выделены следующие риски:

- производственные: невыполнение условий контракта;

- технологические: возникновение ЧС, поломка оборудования;

- маркетинговые: недополучение доходов;

- кадровые: допуск к работе непроверенного сотрудника, профессиональный, неэффективность организационной структуры;

- финансовые: риск снижения финансовой устойчивости, риск неплатежеспособности предприятия, риск неполучения в полном объеме предусмотренных дотаций;

- информационные: потеря данных из-за сбоя в работе информационных систем;

- правовые: возникновение административной или уголовной ответственности.

На мой взгляд, все риски с большой силой влияют на безопасность ОАО «Унечское АТП». Для целей антикризисного управления наиболее существенными рисками являются риск снижения финансовой устойчивости, что может привести к несостоятельности предприятия. В ОАО «Унеческое АТП» проводится ряд успешных контрольных мер для обеспечения безопасности, но все же их не хватает для эффективной деятельности предприятия, потому что влияние оказывают такие существенные факторы, как:

- деятельность осуществляется в режиме постоянного дефицита оборотных средств;

- нет возможности активного восполнения устаревших основных производственных фондов;

- продолжающиеся процессы инфляции;

- недостаточный платежеспособный спрос на всех уровнях жизнедеятельности и хозяйствования.

Комплексный учет всех рисков в работе позволит предприятия избежать больших потерь, сохранить устойчивую позицию в период экономического кризиса и не допустить несостоятельности предприятия.

В 1 главе была рассмотрена организационно - экономическая характеристика ОАО «Унечское АТП», рассмотрены основные виды деятельности.

Во 2 главе были рассмотрены контрольные процедуры для обеспечения безопасности.

В 3 главе описываются риски при осуществлении деятельности в организации.

Все сведения по основным показателям предприятия внесены в дневник по производственной практике.


Наши рекомендации