Способы обнаружения, фиксации, изъятия следов ходовой части транспортных средств.
Следы транспортного средства обнаруживают в результате визуального осмотра.
Четкие поверхностные следы остаются после пересечения транспортным средством влажного или загрязненного участка дороги.
При поиске следов транспортного средства, оставленных при столкновении, на другом транспортном средстве, рекомендуется прежде всего осмотреть бампер, облицовку передней части автомашины (трактора и т.п.), поверхности капота и крыльев, лобовое стекло, все выступающие части осматриваемого транспортного средства.
Путем измерения устанавливаются размеры и расположение следов по отношению к неподвижным ориентирам (нанесенным осевой и разделительной полосам, краям дороги, бордюрному камню тротуара, столбам на обочине и т.п.). Рекомендуется измерить:
а) ширину колеи, оставленной колесами (гусеницами, полозьями) (рис.8), т.е. расстояние между средними линиями или одноименными краями следовых колес;
б) ширину беговой части протекторов колес (гусениц, полозьев);
в) базу автотранспортного средства (расстояние между передней и задней осью) — по следам на месте разворота с применением заднего хода или по вмятинам на стоянке (рис.8);
д) длину следов торможения (если они располагаются на участках с различным дорожным покрытием, надо измерить длину следа на каждом из этих участков);
е) длину и ширину следов пролившейся жидкости, нанесенной грязи или иного вещества.
а б
Рис.8-а . Схема измерения базы автотранспортного средства:
Лп — линия передней оси (колея передних колес); Лз — линия задней оси (колея задних колес); Б — база автомобиля.
Рис. 8-б Схема измерения ширины: колеи и следа шины (беговой дорожки):
К — ширина колеи; аб — ширина следа одного ската шины; ав — ширина следа двухскатной шины.
Отдельные, наиболее четкие участки поверхностных следов фотографируются или зарисовываются и при возможности копируются на липкие пленки аналогично тому, как это делается с соответствующими следами ног.
При наличии технических средств осуществляется фотографирование всего участка дороги с расположенными на нем следами.
Участки объемных следов на сыпучем веществе закрепляются и изымаются вместе с частью следоносителя, а отобразившиеся в плотном пластичном грунте копируются при помощи гипса и полимерных материалов.
Одновременно, на случай возникновения необходимости проведения сравнительных исследований, изымаются пробы грунта, в котором оставлены следы.
Следы повреждений на транспортном средстве, возникшие в результате столкновения, наезда, опрокидывания, фиксируются путем их детальной фотосъемки. Следы наслоений, возникающие на транспортном средстве или оставленные транспортным средством на других объектах в результате происшествия, изымаются по возможности вместе со следоносителем или же отделяются от объекта и упаковываются в соответствии с правилами изъятия микрочастиц.
Обнаруженные на месте происшествия предметы с отобразившимися на них следами транспортных средств, а также предметы, отделившиеся от транспортного средства (осколки стекла, частицы краски и т.п.), перечисляются в протоколе и приобщаются к делу в качестве вещественных доказательств. Упаковка данных предметов должна быть произведена с таким расчетом, чтобы не были повреждены находящиеся на них следы.
При наличии на месте происшествия следов горюче-смазочных веществ изымаются их пробы, по возможности с частью следоносителя, и помещаются в герметичные стеклянные сосуды.
В протоколе осмотра указываются:
а) вид и состояние поверхности, на которой оставлены следы (мокрый асфальт, сухая песчаная почва, снег);
б) вид следа (объемный, поверхностный, позитивный, негативный, статический, динамический, след торможения, разлившаяся жидкость, осыпавшаяся грязь с нижней части транспортного средства и т.д.);
в) место расположения следа по отношению к неподвижным ориентирам;
г) ширина беговой части протекторов колес (гусениц, полозьев), ширина колеи, база транспортного средства, длина следа юза, ширина и длина следа пролившейся жидкости, осыпавшейся грязи и т.п.;
д) расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности следа (дефекта покрышки, застрявшего камня и т.д.);
е) обнаруженные признаки направления движения. Месторасположение обнаруженных следов транспортных средств отмечается на составляемых плане или схеме, прилагаемых к протоколу.
При описании в протоколе осмотра следов столкновения, обнаруженных на транспортном средстве и иных объектах, указываются:
а) вид следа (вмятина, царапина, разрыв металла и т.д.);
б) место расположения следа и его размеры (наибольшие длина и ширина);
в) наличие на объекте наслоений краски или других частиц от детали, оставившей след;
г) обнаруженные признаки направления приложения силы в момент столкновения;
д) иные особенности, характеризующие оставленный след.
Следы орудий взлома и инструментов, их классификация. Вопросы, разрешаемые криминалистическим исследованием этих следов. Криминалистическое значение следов орудий взлома и инструментов
Раздел трасологии, изучающий следы различных орудий и инструментов, называется механоскопией. Следы орудий и инструментов чаще всего остаются при полном или частичном разрушении (взломе) преград, причем используются, как правило, средства механического воздействия, реже — термического и химического.
Обычно объектами взлома являются двери, окна, решетки, замки, пломбы и другие. При этом преступники используют самые различные предметы и инструменты:
• инструменты производственного или хозяйственно-бытового назначения (дрель, топор, стамеска, пила, отвертка, зубило, ломик-гвоздодер и др.);
• предметы, специально изготовленные для вскрытия и разрушения преград (отмычки, «гусиная лапа», фомка и др.);
• иные «случайные» предметы (камни, пруты, обрезки труб и др.).
От применения орудий и инструментов на взломанных преградах чаще всего остаются следы-отображения. Кроме того, на месте происшествия могут быть обнаружены следы-предметы (различные обломки, части преград, запорных устройств, орудий и инструментов), а также следы-вещества (микроскопические стружки и опилки, частицы разрушенной преграды).
Типичными следами-отображениями орудий и инструментов являются объемные следы отображения, которые обычно подразделяют на три группы:
1. Следы давления, образуемые нажимом, ударом орудия взлома по поверхности преграды (оттиски, вмятины, сквозные пробоины). В этих следах отображаются форма и размеры, а также детали контактной поверхности орудия взлома в виде различного рода изъянов, выступов, зазубрин и т.д.;
2. Следы скольжения (трения) — образуются, когда орудие взлома уносит часть поверхности следовоспринимающего объекта, оставляя царапину или полосовидный след (комплекс царапин-трасс);
3. Следы резания — образуются от режущей кромки инструмента. Особенности кромки (зазубрины, заусеницы, выступы) в следе разреза отображаются с обеих сторон разрезанного объекта. По внешнему виду рельефа следы разреза похожи на следы трения.
Помимо перечисленных механических следов на преградах могут быть обнаружены следы термического и химического воздействия. Например, дверца металлического хранилища может быть взломана при помощи аппарата для газокислородной резки или электросварки.
С помощью предварительного исследования следов орудий и инструментов по месту их обнаружения можно получить информацию по трем направлениям:
- конструктивные особенности инструмента или орудия, форма и размеры его рабочей части, индивидуальные особенности контактной поверхности или рабочей кромки (лезвия);
- антропометрические данные о человеке, применявшем орудие, его физические возможности, праворукость или леворукость, наличие специальных навыков или привычек;
- обстоятельства происшествия: с какой стороны двери или стены хранилища применялось орудие; соответствует или не соответствует объем повреждений целям проникновения в хранилище (излишне большой размер взлома дает основание выдвинуть версию об инсценировке) и др.
Обнаружение у подозреваемого инструментов или орудий, аналогичных тем, которые были использованы на месте происшествия, позволяет назначить идентификационную экспертизу. При этом кроме следов, изъятых на месте происшествия, эксперту направляется проверяемое орудие.