Техническая мысль — двигатель спортивного автомобилестроения
С течением времени производители спортивных автомобилей все чаще стали обращаться к новинкам технического прогресса, поэтапно отказываясь от подавляющего своими размерами двигателя. Примером такого подхода стали французские машины "Peugeot", появившиеся благодаря привлечению в компанию "Peugeot" швейцарского инженера Эрнеста Анри (ErnestHenry). В результате его творческого сотрудничества с коллегами из компании, в 1912 году родилось творение, резко отличающееся от своих предшественников: универсальный многоцелевой автомобиль с двумя распределительными валами (по четыре клапана на цилиндр) в головке цилиндров и полусферическими камерами сгорания. В силу таких изменений удалось значительно уменьшить вес клапанных пружин и, следовательно, вероятность их поломок. Благодаря наличию шестнадцати клапанов и полусферической форме камер сгорания существенно улучшилось как наполнение цилиндров горючей смесью, так и ее сгорание.
Однако и эта машина требовала дальнейшего совершенствования, так как для реализации двух последних преимуществ требовался двигатель более быстроходный, чем "Peugeot". Несмотря на это, мотор более поздней конструкции, мощность которого составляла 148 л.с. при 2200 об./мин., по сравнению с первоначальным 16-клапанным четырехцилиндровым двигателем "Peugeot", рабочий объем которого составлял 7,6 литра, заслуживал пристального внимания как производителей, так и спортсменов.
Конец конструкторской школы с лозунгом "чем мощнее, тем лучше" предопределили шестнадцатиклапанные спортивные "Peugeot", вдохнувшие новую жизнь в автомобильные гонки. Поначалу двигатели "Peugeot " отличались значительными рабочими объемами (до 7,6 литра), но вскоре им на смену пришла трехлитровая модель.
На счету "Peugeot" успешные выступления на многих FrenchGrandPrix 1912 года, а также в гонках 1913 года Indianopolis 500. Помимо описанного выше, существовал также вариант двигателя рабочим объемом 3 литра. При подготовке к соревнованиям 1913 года фирма снизила объем цилиндров с 7,6 литра до 5,6, оснастив двигатель коленчатым валом на шариковых подшипниках и системой сухой смазки при сухом картере. А когда в 1914 году были введены ограничения для гоночных автомобилей класса "гран-при", "Peugeot" откликнулся на это моделью с 4,5-литровым двигателем, пятиступенчатой коробкой передач и тормозами на четыре колеса. При этом "Peugeot" не производил впечатление маломощного, когда выходил на старт соревнований.
Разработав и запустив в производство 16-клапанный двигатель, французская фирма обеспечила себе достойное место в истории автомобилестроения. Надо отметить, что в 1914 году конструкция "Peugeot" стала основой гоночных машин британской фирмы "Sunbeam". По этому пути пошли и создатели гоночных автомобилей "Humber", участвовавшие в том же году в гонках TouristTrophy.
Постепенно схема "четыре клапана на каждый цилиндр" стала классикой для гоночных автомобилей. Но влияние "Peugeot" в спортивном автомобилестроении не иссякало: конструктором модели "HumberТТ" стал инженер, впоследствии поступивший на фирму "Bentley", а важнейшим ее достижением стала разработанная им в 1919 году 16-клапанная головка цилиндра — опять же под воздействием "Peugeot".
В последние годы перед первой мировой войной произошла эволюция нового типа автомобиля: благодаря участию самих производителей в автомобильных гонках, появился приемистый спортивный автомобиль.
Скромная малютка фирмы "Bugatti", модель "13", доказала, что такой автомобиль вовсе не обязательно должен быть массивным и подавляюще мощным, и стала самой значительной новинкой накануне войны 1914 года. Самая прогрессивная в то время, за период между двумя мировыми войнами эта машина стала базовой для всех модификаций "Bugatti", вплоть до модели "59".
На снимке — автомобиль, обладающий превосходными техническими характеристиками: легкий, с мощным двигателем, имеющим верхний распределительный вал, — модель "Bugatti 13".
ЭттореБугатти (EttoreBugatti) (1881–1947) пошел по пути широкого применения передовых технологий во имя механической эффективности и облегчения конструкции. Так появился блок цилиндров из алюминиевого сплава и коленчатый вал на шариковых подшипниках, а также распределительный вал в головке цилиндров, причем обращают на себя внимание тщательно продуманные газовые каналы в теле головки. Коробка передач отличалась компактностью, шасси — легкостью. А вот и новинка — многодисковое сцепление.
Одна из самых известных моделей ЭтториБугатти —"BebePeugeot". На ней устанавливался небольшого размера четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 850 куб. см и мощностью 10 л.с. Большинство автомобилей имело закрытый кузов; на фото — один из немногих с открытым кузовом. За период с 1913 по 1916 год их выпустили более трех тысяч.
В итоге с конвейера фирмы сошел подвижный автомобиль с гарантированной скоростью 100 км/час, управлять которым было легко и приятно. Переключение передач и включение сцепления не требовало от водителя никаких усилий, а в двойном выжиме сцепления не было необходимости. При этом никому не приходило в голову, что можно не воспринимать эту малютку всерьез: модель "13" финишировала второй на одном из FrenchGrandPrix 1911 года, пропустив вперед величественный "Fiat" с 10,5-литровым мотором.
Более традиционный инженерный подход был характерен для испанской четырехцилиндровой "Hispano-Suiza", которая в 1912 году дала жизнь известной модели "Alfonso": машине с двигателем рабочим объемом 3,6 литра, послушной на дороге и развивающей максимальную скорость 112-120 км/час.
В это же время Англия сделала ставку на модель фирмы "Vauxhall" "PrinceHenry", которая эволюционировала из трехлитровой машины, хорошо зарекомендовавшей себя в 1910 году на гонках в Германии. Консервативный, но идеально исполненный, с элегантным кузовом и ажурным радиатором, "PrinceHenry" был удобен в управлении, отличался великолепной приемистостью, что особенно стало заметно после установки на него четырехлитрового двигателя.
Модель "PrinceHenry" фирмы "Vauxhall" отличалась консерватизмом, но технически была исполнена с подкупающей тщательностью. Ее достижения открыли путь триумфатора легендарной британской модели "Vauxhall 30/98".
По другую сторону Атлантики даже идея создания такого спортивного автомобиля казалась неуместной: в стране размером с США, при соответствующем состоянии дорог, вопрос об автомобильном туризме даже не поднимался. Нужно было сначала позаботиться о производстве автомобилей, чтобы, промчавшись мимо горожан в стремительной спортивной двухместной машине, привлечь к себе их внимание. В это время самым популярным стал гоночный "Mercer".
На фото — "Mercer 35 Raceabout" 1910 года — первый спортивный автомобиль, построенный в Америке. На него ставили четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 5 литров, с двумя нижними распределительными валами. Престиж этого автомобиля был подкреплен многочисленными победами американских гонщиков.
Кузов размером чуть больше капота, поперечная перегородка внутри кузова и пара сидений — весь его облик говорил о динамике и великолепных технических возможностях. Конструкторы позаботились о том, чтобы их творение преодолевало милю за 51 секунду (114 км/час). "Mercer" стоил недешево, но цена была оправдана продуманными техническими решениями: к примеру, муфта сцепления в масляной ванне, а также рессоры из ванадиевой стали.
"Mercer 35 Raceabout" 1910 года — первый спортивный автомобиль, построенный в Америке.
К началу первой мировой войны основная техническая база автомобиля была заложена: двигатель с распределительным валом в головке цилиндров, ведущие передние колеса с независимой подвеской, тормоз на все четыре колеса. Большинство технических новинок было испробовано и использовано американцами в "Cadillac", оснащенном восьмицилиндровым двигателем; "Packard" задумал в 1915 году выпустить двенадцатицилиндровую модель