Формирование и изучение материалопотока
Материальные потоки логистики состоят из материальных ресурсов которые можно поделить следующем образом
- сырье;
- основные материалы (материалы, входящие в продукт и составляющие его основу);
- вспомогательные материалы (материалы в небольших количествах являющиеся составной частью);
- полуфабрикаты;
- комплектующие изделия (могут быть приобретены со стороны или на предприятии);
- незавершенное производство (предметы труда, незаконченные обработкой в данном цехе);
- деталь (готовая часть механизма, используемая при сборке готовой продукции);
- узел (сборочная единица из 2-х и более деталей);
- блок (укрупненные сборочные единицы);
- готовые изделия (соответствующие всем требованиям ГОСТ);
- система (совокупность устройств).
Материальный поток - поток материальных ресурсов, перемещаемых на всем протяжении логистического процесса. Материальные ресурсы могут быть материальным потоком при условиях:
Что? - речь идет о конкретном наименовании.
Сколько? - четкость определения объемов ресурсов.
Кто? - указан поставщик ресурсов.
Откуда? - где хранились материальные ресурсы, подлежащие перемещению.
Куда? - место, куда должны быть доставлены ресурсы.
Когда? - срок, определяющий перемещение ресурсов от места хранения у поставщика до места хранения у потребителя.
Материальный поток - материальные ресурсы определенных видов, в определенных количествах перемещаемые от определенного поставщика к определенному получателю из одного определенного места в другое в заранее оговоренный срок.
Если материальные ресурсы собраны на складе, они не материальный поток, а материальные запасы.
Характеристики материального потока:
1: - Ассортимент
- Габариты
-Качество (сорт, марка)
2: - количество материальных ресурсов и интенсивность потока (штучные грузы оцениваются в штуках; легковесные, но объемные - по объему; тяжеловесные и крупногабаритные - по площади, по массе).
- начальная точка пути - поставщик, конечная - потребитель.
- траектория
- длина пути
- время движения.
Выделяют следующие разновидности материальных потоков:
- по номенклатуре (простые или сложные, одно- или многоассортиментные);
- по степени готовности (планируемые, формируемые, расформировываемые)
- по месту в процессе обращения (ожидающие отгрузки, отгруженные, в пути, прибывшие, ожидающие разгрузки, принятые на склад).
- по непрерывности (непрерывные и дискретные).
- по частоте прибытия или отправления (срочные, длительные, часовые, ежедневные и т.д.).
- по различиям массы или объема (массовые, крупные, средние, мелкие)
Массовые потоки - перемещение которых осуществляется ни в единичных транспортных средствах, а в большой их группе, крупные - мельче массовых (1-2 вагона, но часто).
Мелкие потоки - масса которых меньше грузоподъемности транспортных средств.
Таблица 1 - Классификация материалопотока
Признак | Классификация |
По различиям массы: | - тяжеловесные - - легковесные |
По степени агрессивности, огнеопасности, взрывоопасности: | - неагрессивные - агрессивные - неогнеопасные - огнеопасные - взрывоопасные - взрывобезопасные |
По степени совместимости: | - совместимые - несовместимые |
По способу затаривания: | - грузы контейнеров - ящиков - мешках и другие бестарные грузы. |
Материальные потоки делят на: | - напряженные потоки, к которым относят многоассортиментные потоки, в больших объемах, с учетом сложности разгрузки или приемки. - ненапряженные - узкоассортиментные, - одноассортиментные, маленькие объемы. Но одноассортиментные потоки могут быть напряженными. |
Материальные потоки по степени определенности делятся на: | - детерминированные - стохастические (если отсутствует какая-то характеристика) |
По ритмичности отправок: | - ритмичные М.П. - в которых синхронизированы сроки поставки (отгрузки) в соответствии с заранее спланированным графиком. - неритмичные |
По степени равномерности: | - равномерные характеризуются постоянством скорости перемещения. - Неравномерные - с переменной скоростью |
Материальные потоки по месту в системе на: | - внешние перемещаются за пределами логистической системы. - внутренние - внутри ее. |
По месту их поступления М.П бывают: | - входные - выходные |
По динамики и постоянству потоков | - стабильные и нестабильные М.П. - стационарные (для установившегося технологического процесса) и нестационарные М.П (для вновь осваиваемых изделий). |
Предложение и спрос — это две взаимосвязанные и взаимообусловленные экономические категории. Предложение формируется под воздействием потребительского спроса, а спрос материалопотока формируется и реализуется благодаря предложению.
Нельзя купить то, что не произведено и не предусмотрено на рынке. Бесцельно производить то, что не найдет признания у покупателей и фирм. Продукты могут быть быстро реализованы лишь в том случае, если они полностью, т.е. не только количественно, но и по своим потребительским свойствам, соответствуют спросу потребителей. Поэтому продукт или услуга имеет свои измерители.
Основными измерителями материального потока являются: транспортная масса, транспортный путь и транспортное время.
Транспортная масса М — это количество исследуемых транспортных или производственных единиц. В логистике рассматриваются скалярная и векторная транспортные массы.
Скалярная транспортная масса состоит из находящихся в покое или в движении единиц. Направление намечающегося или происходящего перемещения неизвестно.
Векторная транспортная масса — пространственно-временная информация об источнике и стоке (пункте назначения), а в некотором случае и об определенном моменте времени перевозки.
Транспортным источником являются пункты и районы, в которых зарождаются и возникают перевозки.
Транспортными стоками являются пункты или районы, в которых перевозки заканчиваются.
Единицы измерения транспортной массы:
• скалярная транспортная масса измеряется в тоннах и др. единицах;
• векторная транспортная масса — это количество продукции и транспортных средств в определенной момент времени на определенном участке. В зависимости от того, рассматриваются транспортные средства или нет, применяют уточнения «брутто» или «нетто», если транспортная масса выражается в единицах физических величин. Транспортный путь L можно рассматривать не только как расстояние от пункта зарождения перевозки до пункта назначения доставки продукции, но и как расстояние между источником и стоком. Транспортный путь с точки зрения транспортников является вектором. Транспортный путь, как правило, изображают прямолинейными соединениями источника со стоком. В действительности надо учитывать фактический путь, который в зависимости от конкретной задачи обозначается как путь следования, маршрут следования, маршрут перевозки, или же как кратчайший путь.
Единицами измерения транспортного пути являются единицы длины: метр, километр, морская миля и др.
Транспортное время Т— это время, необходимое для процесса перевозки. Следует различать время движения транспортной массы tдв и время нахождения транспортной массы в пути toб.
Для различных видов транспорта по-разному рассматривают транспортное время. В процессе продвижения транспортной массы оцениваются как отдельные транспортные перевозки, так и процессы перемещения между отдельными пунктами в их совокупности, т.е. оценивают так называемые материальные (транспортные) потоки.
Транспортная работа МL, определяется как скалярное произведение транспортной массы М на векторный путь L. При определении транспортной работы МL первый из сомножителей может быть взят в измеряемых единицах массы, а второй — как действительно пройденный путь или как тарифное расстояние.
Материалопоток может измеряться массой груза в тоннах, перевозимой в одном направлении в определенный период времени. Материалопоток может иметь структуру трех видов: отраслевую, групповую и родовую.
Логистика — область деятельности, имеющая большое практическое значение; применение логистики возможно как в рыночной системе, так и в иерархии (административно-хозяйственной системе). Однако при любой системе взаимоотношения субъектов хозяйствования проходят через рынок и его механизм.
Иерархия основана не на ценовых сигналах, а на власти в лице руководителя организации, или управляющего государственным органом. Она руководствуется не экономическими показателями и категориями, а волевыми решениями, определяя что, как, сколько и для кого производить. При этой системе предусматриваются жестокое фондирование материальных ресурсов, лимит на транспортные средства и другие ограничения, которые свидетельствуют о деформации рыночных связей в результате формальных актов купли-продажи.
Другим недостатком иерархии является то, что каждый участник сферы обращения имеет свои показатели оценки деятельности. В таблице 2 приведены участники сферы обращения и показатели оценки их деятельности.
Таблица 2 – Участники сферы обращения и основные показатели их деятельности
Участники сферы обращения | Показатели работы |
Поставщик | Материальные ресурсы (штуки, тонны) |
Потребитель | Материальные ресурсы (единицы, штуки, тонны) |
Снабсбытовая организация (региональный склад) | Товарооборот (руб.) |
Транспорт | Тонны; т - км |
По этим показателям невозможно выявить единую систему — отсутствует единый показатель. Указанные показатели только имитируют благополучие и эффективность участников сферы обращения.
Материалопоток в условиях рынка формируется на базе экономической модели с двумя типами переменных: экзогенные и эндогенные: первые - это исходная информация; вторые – результат решений, они формируются внутри модели. Целью модели является выяснение влияния экзогенных переменных на эндогенные.
Составим экономическую модель. Для этого введем исходные данные:
QD — спрос на материалопоток, усл. ед.;
Рт - тариф на перевозку продукции, усл. ден. ед.;
Y — совокупный доход потребителя, усл. ден. ед.;
Рf — цена на горюче-смазочные материалы (ГСМ), усл. ден. ед.;
Qs — предположение материалопотока, усл. ден. ед.
Экономическая модель состоит из трех уровней:
1. Спрос на материалопоток зависит от тарифа на перевозку продукции Рт и совокупного дохода потребителя К Поэтому уравнение спроса выразим так:
QD =D(PT;Y).
2. Предложение зависит от тарифа на перевозку Pт и цены Pf на ГСМ. Эту зависимость выразим уравнением предложения:
Qs=S(PT :Pf)
3. Оптимальный объем материалопотока и оптимальная цена будут обеспечены при равенстве спроса и предложения (рисунок 5):Оптимальный объем материалопотока определяется в точке А - точке пересечения кривых спроса и предложения. В этой точке устанавливается равновесная цена P0 на перевозку продукции и оптимальный материалопоток Qo, который соответствует спросу по этой цене.
Однако могут происходить различные изменения материалопотока. Так, при увеличении совокупного дохода потребителей увеличивается спрос на материалопоток, т.е. изменение одной экзогенной переменной (совокупный доход - Y) оказывает влияние на обе эндогенные переменные (тариф на перевозку и материалопоток) - рисунок 6. Увеличивается как материалопоток, так и тариф на перевозку продукции при росте совокупного дохода потребителей (рисунок 6).
Аналогично, при повышении цены на ГСМ, предложение S на перевозку продукции (материалопоток) уменьшается, а цена на перевозку продукции (материалопоток) увеличивается (рисунок 7).
Таким образом, экономическая модель и графики спроса и предложения наглядно демонстрируют, как изменение совокупного дохода или цены на ГСМ влияют на материалопоток.
Существуют и другие показатели, которые могут влиять на изменение величины материалопотока. Их называют ценовыми детерминантами, т.е. другие факторы помимо цены.
К ценовым детерминантам рыночного спроса относят:
• вклады или предпочтения потребителей;
• число потребителей на рынке;
• денежные доходы потребителей и др.
К основным детерминантам предложения относят:
• цены на ресурсы;
• технологию производства;
• налоги и дотации;
• число продавцов на рынке и др.
В конкретной экономике материалопоток рассматривают, как скалярную величину, если единицы продукции находятся в покое, или в случае движения единиц продукции ничего не известно о направлении происходящего перемещения. Материалопоток может рассматриваться как векторная величина, если перевозка транспортной массы (материалопотока) осуществляется либо имеется соответствующее на то распоряжение.
Измерители транспорта оценивают как отдельные транспортные перевозки, так и процессы перемещения между отдельными пунктами в их совокупности, т.е. оценивают так называемые транспортные потоки.
Мощность потока — это количество транспортной массы, проходящее в единицу времени через определенный пункт в определенном направлении.
Материалопоток может характеризоваться структурой (отраслевой, групповой и родовой).
Отраслевая структура определяется принадлежностью груза к какой-либо отрасли народного хозяйства, например продукция машиностроительной, текстильной, горнорудной, или другой отрасли промышленности. Групповая структура характеризуется принадлежностью грузов к определенной группе по их общему назначению (строительные материалы, топливо, т.п.), а родовая — распределением грузов по свойствам, только им присущим, например зерновые, нефтепродукты, овощи. Родовая структура позволяет наиболее правильно решать вопросы планирования и организации перевозок, а также выбирать подвижной состав для выполнения транспортной работы.
Для изучения материалопотоков составляют «шахматные» (косые) таблицы, в которых указываются массы груза между источником (грузоотправителями) и стоком (грузополучателями). Пример приведен в таблице 3.
Таблица 3 – Шахматная таблица, значение грузопотока в тоннах
Из | В пункт | ||||
пункта | А | B | C | D | Всего |
A | |||||
B | |||||
C | |||||
D | |||||
Итого |
Расстояния между грузовыми пунктами принимаем равными оптимальными из рисунка 3 предыдущего задания. На отрезке АВ равное 2,1, для ВС – 1,15 и между пунктами СD – 1,78.
Графически материалопотоки могут быть представлены в виде эпюр, схем, или картограмм.
Рассмотрим построение эпюры материалопотока на автомобильном транспорте. Эпюру строят в координатах «Масса груза Q, т — расстояние l, км». Значение Qоткладывают по оси ординат, l — по оси абсцисс в соответствии с выбранным масштабом.
Эпюра соответствует прямому и обратному направлениям движения грузов. Прямым направлением считается то, по которому следует наибольшее количество грузов. Отношение размера материалопотока в прямом направлении к размеру материалопотока в обратном направлении называется коэффициентом неравномерности грузопотоков.
Массы грузов, т.е., перевозимых в прямом направлении, откладывают вверх от нулевой отметки, а в обратном - вниз от нее. Согласно условиям, приведенным в таблице 3, в прямом направлении будет перевезено:
DA = DA + DB + DC + СВ + СА + BA = 50 + 30 + 30 + 30 + 20 + 80 = 240, в обратным направлении будет перевезено:
AD = AD + BD + CD + ВС + АС + АВ = 20 + 10 + 80 + 20 + 30 +80 = 240.
Следовательно, коэффициент неравномерности грузопотоков:
n = Qпр/Qоб = 240/240= 1.
В данном случае грузопоток в прямом и обратном направлении равны, об этом свидетельствует, и коэффициент неравномерности грузопотоков, несмотря на это необходимо строить эпюру грузопотока, которая позволит проанализировать трафик между пунктами и выявить направление и величину порожнего транспорта.
Построение эпюры начинают с грузопотока, идущего от пункта D, т.е. самого дальнего, к пункту A(рисунок 8). На графике откладываем от нулевой отметки и проводим линию, параллельную оси абсцисс, до пересечения с ординатой точки А. Полученное пространство между осевой и проведенной линией заштриховывают (различно по участкам).
Затем откладывают материалопоток 30 т, идущий из пункта С в пункт А, и проводит линию от ранее отложенной и параллельную ей до пересечения с ординатой точки А. Полученное пространство также заштриховывают. Аналогично откладывают и следующие грузопотоки. Нижняя часть строится таким же способом, как и верхняя. Полученная эпюра представляет собой графическое изображение грузопотоков на данном участке трассы (с расстояниями с А до В - 430 км, В до С - 173 км и С до D - 210 км.
Эпюры материалопотока дают возможность определить: количество груза, отправляемого из каждого пункта, прибывающего и проходящего через него; объем перевозок и грузооборот на каждом участке и на всей линии; среднее расстояние перевозки грузов. Они также помогают выявить нерациональные встречные перевозки, т.е. перевозки одинакового груза во встречных направлениях. Также эпюра материалапотока позволяет определить разницу между объемом перевозок в прямом и обратном направлении между пунктами, что не позволяет сделать косая (шахматная) таблица. На рисунке 8 такие значение обведенные окружностью указывают на объем грузопотока, который избыточен на данном участке и является причиной возникновения порожнего транспорта. Для данного примера выявляется неравномерность потоков между пунктами при равном количестве обратного и прямого грузопотока.
Грузопотоки могут быть изображены в виде схемы. Для этого используют карту района перевозок, на которую наносят пункты отправления и назначения. Карту района перевозок делят на квадраты последовательным нанесением на равном расстоянии перпендикулярных линий. Полученные таким образом квадраты кодируют в буквенно-цифровой системе (по типу шахматной доски): по горизонтали - буквы, по вертикали — цифры. Зная количество тонн груза, подлежащего перевозке из пунктов отправления и назначения, выбирают масштаб и в соответствии с ним наносят грузопотоки линиями определенной ширины.
Грузопотоки могут также иметь вид картограммы. Картограмма — это графическое изображение грузопотоков на карте по действительным путям перемещения грузов.
При помощи схем и эпюр создают наглядную схему перевозок между пунктами отправления и назначения грузов, определяют транспортную работу, устанавливают наиболее выгодное расположение стоянки автотранспорта, чтобы непроизводительные пробеги из гаража к месту работы и обратно были минимальными.
Необходимо рассмотреть некоторые показатели оценки спроса на материалопоток. Изучение спроса на материалопоток предполагает глубокий экономический анализ данных, изученных в результате деятельности транспортно-складских организаций, и проведение специальных наблюдений.
Задача экономического анализа заключается не только в том, чтобы установить факты и констатировать цель событий и регулярность их наступления, но и в том, чтобы указать место проявления этих фактов, выявить закономерность, которая позволит сделать ряд выводов для оценки прошлого и прогноза развития спроса в будущем.
Наиболее распространенным методом обработки информации о спросе является пересчет абсолютных показателей в относительные, поскольку экономист в результате анализа, выражает показатели средними или относительными величинами.
Для изучения структуры поступления и спроса продукции широко применяются величины в виде долей и процентов. В общем виде эти относительные величины можно определить так:
a/b или a/b*100%,
где а — поступление и спрос отдельной группы товаров; b — общее количество поступления и спроса товаров.
Для изучения спроса на материалопоток применяется факторный анализ, который позволяет установить виды связи, существующие между спросом и основными факторами, определяющими его уровень.
Для установления вида связи используется теория корреляции. Ее использование в факторном анализе связано с двумя задачами:
• выявление зависимости в фактическом информационном материале и определение формы связи;
• измерение силы и тесноты связи.
Первая задача решается при обработке материала — ранжированием, группировкой и выводом уравнения корреляционной связи; вторая — расчетом специальных показателей тесноты связей (коэффициент корреляции, стандарт корреляции, коэффициент детерминации).
После анализа потребительского спроса следующим этапом может быть прогноз на перспективу товарооборота и объема материалопотока.
Логистика запасов
Запас является определенным буфером, который сглаживает изменение спроса и предложения. Запас позволяет избежать дефицита (необеспеченного спроса). Существуют следующие виды дефицита:
- естественный (отсутствие тех или иных видов ресурсов);
- технологический (образуется из-за того, что делали не то, что нужно);
- искусственный.
Производственного запаса является элементом увеличение надежности работы предприятия.
Простые запасы - различные виды материальных ресурсов, предназначенных для производственного потребления.
Причины образования простых запасов:
- несоответствие объемов поставки объему разового потребления;
- разрыв во времени между моментами поступления материалов и его потреблением;
- климатические условия местности;
- снижение транспортных расходов.
Производственный запас включает:
- текущий запас (необходимый между двумя очередными поставками);
- подготовительный запас (служит для обеспечения бесперебойной работы предприятия в период, необходимый для подготовки механизмов для эксплуатации);
- страховой или гарантийный запас (необходим на случай перебоев в процессе снабжения).
- товарные запасы (запасы готовой продукции и запасы в каналах сферы обращения).
Каждый из видов запаса может быть измерен:
а) в натуральном выражении (шт., м2) для определения степени обеспеченности запасами конкретного вида продукции;
б) в стоимостном выражении (надо знать, сколько ресурсов и по какой цене) необходимом для общей величины запаса и сравнения с реализацией продукции, издержками и другими показателями.
в) в днях обеспеченности (необходимый объем запасов в натуральном выражении разделить на среднесуточный расход).
Для регулирования запасами необходимо производить расчет оптимальной величины партии поставок. Необходимо ответить на следующие вопросы:
- сколько должно содержаться в запасе материальных ресурсов?
- сколько мы можем заказать за один раз?
- когда нам заказывать?
Периодизация пополнения запасов представлена на рисунке 9, и может быть записана формулой:
q тек(t) = q max - *t; где - среднесуточный расход.
За норму текущего запаса в натуральном выражении принимается половина максимального запаса:
qср = (qmax + qmin)/2 = qmax /2
Период времени между двумя поставками:
Т= q max / ; где q max - величина партий.
Норма текущего запаса в днях обеспеченности определяется как половина интервала между поставками.
Уровни запасов - макс., средний, мин.
ПЗ max = q max текущий + q страховой.
ПЗ средний = q текущий средний + q страховой
ПЗ min = q страховой
Особенностью рыночной экономики является неравномерность спроса, поэтому в логистике применяют расчет в условиях неопределенности.
Экономический размер партии - такая величина партии товаров, которая позволяет сократить до минимума ожидаемую общую потребность на запасы при определенных условиях и ценах.
Методика определения экономического размера партии заключается в сравнении достоинств и недостатков больших и малых запасов. При определении экономического размера партии используются следующие допущения:
- общее число единиц, составляющее годовую потребность, известно;
- величина спроса постоянна;
- выполнение заказов происходит немедленно;
- расходы на оформление заказа не зависят от величины партии;
- цены на материалы не меняются в рассматриваемом периоде.
Определяем затраты на приобретение материалов.
Смат = Ц*q (Ц - цена товара, q - объем партии) С1 - затраты с выполнением заказа на поставку, условно-постоянные расходы (не зависящие от объема партии) по размещению заказа, оформлению или подписанию договора, командировочные расходы. Административные расходы (почта, телеграф), расходы по приемке и складированию грузов.
где Схр- затраты на хранение, t- период поставки, p- среднесуточный расход t=q/p
С2 - затраты на хранение единицы товара, q - хранимый запас, p - среднесуточный расход.
Формула общей величины затрат на партию:
Cобщ=Ц*q+C1+Cхр
Общая зависимость от величины партии тогда будет иметь вид:
Затраты, связанные с содержание запасов составляют 10-40% от стоимости самих запасов. С2-переменные расходы, включают в себя:
- затраты, связанные с отоплением, освещением;
- заработная плата работников;
- затраты, связанные с проведением инвентаризаций, замораживанием оборотных средств, порча товаров, естественная убыль;
- расходы, связанные с комплектованием.
Несколько случаев определения величины оптимальной поставки:
- затянувшаяся партия;
- ускоренное использование запасов;
- поступление материалов в течение определенного периода времени при наличии дефицита.
Модель затянувшейся поставки позволяет планировать поставки параллельно с потреблением:
Суть метода в том, что период времени разделяется на две части. В период t1: поступление материальных ресурсов и их расход (b>p) где b-поступление, в период t1: идет расход запасов, т.е. производство.
Максимальная величина запаса и средний запас рассчитывается как:
qmax=(b-p)/t=(b-p)q/b=(1-p/b)/q
qсред=(1-p/b)qmax/2
Cобщ=Схр+С1+Стр=(1-p/b)C2q/2+C1n+Cтр (руб/год) ;
где Стр - транспортн. расходы, n-количество партий.
Оптимальны запас можно вычислить по формуле:
Ускоренное использование запасов: интенсивность потребления материальных ресурсов такова, что может возникнуть определенный дефицит материалов (рисунок 11). Если этот дефицит сопоставим с затратами на содержание запасов, то дефицит допускается.
t1 - время, в течение которого запас на складе в наличии.
t2 - время, которое запас отсутствует.
qн - начальный размер запаса (как правило, меньше величины оптимальной партии)
Определяется Собщ и текущие затраты:
Средний размер дефицита:
С3 - затраты, связанные с потерями дефицита
Сдеф=С3
Собщ=
( - поправка на дефицит)
Модель поступления материалов в течение определенного периода времени при наличии дефицита изображена на рисунке 12.
t1 - время поступления с одновременным расходом материальных ресурсов
t2 - период расхода запаса.
t3 - период дефицита.
t4 - период пополнения дефицита.
qопт= *
C3 включает:
- штрафы потребителям за несвоевременную поставку;
- оплата простоя рабочим;
- оплата сверхурочных часов работы;
- потери, связанные с увеличением среднесуточной продолжительности.
- потери, связанные с поставками неправильного ассортимента.
Так же используется метод предельных величин: анализ начинается с минимального объема заказа и определяется вероятность продажи этого объема: Р(МРU) (1-Р)МСО
Р - вероятность продажи еще 1-й единицы продукции;
МСО - предположительные издержки избыточного заказа
МРU - предположительный доход от продажи дополнительной единицы.
Р МСО/(МСО+МРU)=0,1/(0,1+0,05)=0,67
Расчет гарантийного (страхового) запаса можно рассчитать следующими способами:
1 Величина гарантийного запаса определяется по интервалу отставания поставок материальных ресурсов
qстр=(t1+t2+t3+t4)
t1 - время, необходимое покупателю на заказ;
t2 - время, необходимое поставщику на отгрузку материалов;
t3 - время движения материалов от поставщика к заказчику;
t4 - время на разгрузку и складирование.
2 Изучение фактических опозданий поставок и отклонений в объемах поставок по алгоритму:
1. Определение суммарного объема поставки;
2. Определение средневзвешенного интервала поставки
3. Определение интервала опоздания
tоп=ti-tср. вз
4. Определение объема опоздания (вся величина поставки, по которой имеется опоздание)
5. Определение средневзвешенных интервалов опоздания
6. Определение среднесуточного расхода;
7. Определение величины страхового запаса
3Исходя из среднеквадратичного отклонения интервала поставок
где ti - интервалы, k- количество интервалов
основываясь на нормальном распределении и тройного стандарта, при котором вероятность равна 0,998
4 Исходя из среднеквадратичного отклонения в объеме поставок:
1. Определяется средняя величина объема поставок
2.
3.
4.
Определение общей величины производственного запаса.
З - запасоемкость
ПЗ=З*Т З=(Sм*t)/(Sп*360)