Особенности закупки материалов по системе JIT (точно вовремя)

Система разработана в Японии. Ее особенности:

- стабильный выпуск продукции;

- частые поставки небольшими партиями;

- поставки на основе долгосрочных заказов;

- минимальный объем сопутствующей документации;

- объем информации по поставкам фиксирован для всего объема, но может меняться от одной поставки к другой;

- поставки с избытком или недостатком практически исключаются;

- поставщиков ориентируют на использование стандартной тары и упаковки;

- от поставщиков требуется выпуск деталей мелкими партиями и определение системы JIT по закупке материалов;

- минимальный объем спецификации;

- поставщикам обеспечивается помощь в качестве продукции;

- количество поставщиков ограничено;

- выбираются близко расположенные поставщики;

- большое внимание в этой системе уделяется доставке грузов.

Достоинства системы:

- сокращаются затраты на содержание запасов;

- сокращение брака;

- сокращение объема спецификации;

- удобства внесения изменений (с помощью современного коммуникационного оборудования);

Достоинства для поставщика:

- полная загрузка производственных мощностей;

- сохраняется квалифицированная рабочая сила;

- сохраняются собственные запасы за счет внедрения системы;

- упрощение процедуры согласования поставок за счет близости поставщика.

Транспортная логистика

Высокая роль транспорта была отмечена еще в дологистический период. Оптимизация транспортных издержек была основой для развития логистики, но к 1970-м годам государство берет роль регулятора и регламентирует тарифы, номенклатуру и другие важные транспортные параметры. Поэтому в западных странах в это время эффективность логистические операций в области транспорта была незначительной, что обуславливалось низкой конкурентной борьбой в отрасли. В плановой экономике, где рыночные рычаги были практически не задействованы, в данный период, оптимизация транспортных издержек сводилась к регулированию перевозок. Выход в рыночной экономике был снят за счет процесса дерегулирования.

При снятии регулируемых функций с государства, экономика получила мощный рычаг к оптимизации издержек на транспортные расходы и тем самым, высвобождалась часть оборотных средств, которая уходила на синхронизацию работы транспорта и производственных подразделений. Происходит изменение в подходе к качеству перевозок, к критериям выбора транспорта, и внедряются прогрессивные способы поставки грузов. Все это приводит к изменению связей в логистической цепи, сдвигом в структуре перевозок и к новому взгляду на транспорт и пересмотру транспортной политики. Это привело к развитию транспорта на западе и формированию современной системы логистической системы, где важнейшим звеном является транспорт.

Появление таких систем как “Канбан” и “точно во время” позволило интегрировать транспорт в производственную систему и оптимизировать, как доставку необходимых ресурсов, так и объем требуемых запасов для непрерывной работы. Так в компании “Ниссан” (Япония) запас для работы конвейера для производства автомобилей составляет два часа. На сегодняшний день транспортная логистика четко сформулировала свою цель: управление материальны потоком в процессе перевозки от первичного источника до конечного потребителя, включая внутрипроизводственное перемещение потока. Выделяют следующие задачи транспортной логистики:

1. управление транспортными процессами, выполняемые различными подвижными средствами транспортных организаций (в том числе подразделений фирм);

2. управление внутрипроизводственными транспортными процессами;

3. управление внешними транспортными процессами, выполняемые собственным транспортом предприятия.

Задачи выполняемы отделом транспортной логистики на предприятии:

1. выбор вида транспортных средств;

2. выбор типа транспортных средств;

3. совместное планирования транспортных процессов на различных видах транспорта, для обеспечение смешанных перевозок;

4. совместное планирование транспортных процессов со складским и производственным планированием;

5. обеспечение технологического единства транспортно складского процесса;

6. определение рациональных маршрутов доставки.

Нужно отметить, под транспортом понимают средство перевозки материальных и нематериальных ресурсов.

По назначению транспорт подразделяется на:

1. транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения товаров и населения;

2. транспорт не общего пользования, т.е. такой как внутрипроизводственный или ведомственные;

3. транспорт личного пользования (сейчас практически любой вид транспорта)

По характеру перевозок можно разделить весь транспорт на две группы: грузовой и пассажирский.

Наши рекомендации