Правила приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом. Назначение и правила составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
Приказ МПС РФ от 16 июня 2003 г. N 21 "Об утверждении Правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом", Ст.11 Устава ЖТ РФ.
1. Заявка является важнейшим средством организации перевозки грузов, в ней конкретизируется задание и определяются показатели, обеспечивающие перевозку. Грузоотправитель обязан подавать заявку перевозчику не менее чем за 10 дней до начала перевозок в прямом железнодорожном сообщении, а на перевозку грузов, направляемых на экспорт, и в прямом смешанном сообщении - не менее чем за 15 дней до начала перевозки груза. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем 45 дней. Заявка подается перевозчику грузоотправителем на специальном бланке. Однако, если грузоотправитель подал заявку на перевозку грузов не на специальном бланке и с нарушением сроков, но указал в ней сведения, необходимые для осуществления перевозки, в частности объем перевозки грузов в вагонах и тоннах в соответствии с распределением по родам грузов, железнодорожным станциям назначения, а перевозчик такую заявку принял к исполнению, то при неисполнении или ненадлежащем исполнении такой заявки перевозчик и грузоотправитель несут ответственность, предусмотренную Уставом. Это разъяснение дано в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 января 2001 г. N 1 (п. 2) (Вестник ВАС РФ, 2002, N 4).
2. Подачей заявки грузоотправитель способствует выполнению перевозочного процесса. Заявка является основанием для завязки грузоперевозочного процесса и окончательно уточняет и конкретизирует порядок выполнения перевозки грузов в данный период.
3. Перевозчик, получив заявку от грузоотправителя, должен согласовать ее с владельцем инфраструктуры, с которым перевозчик заключает договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры. Перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки, утверждается ФАЖТ. Отказ в приеме и согласовании заявки может быть обжалован в судебном порядке.
Заявки на перевозку грузов в бумажном виде предоставляются перевозчику в 3 экземплярах, каждый из которых подписывается грузоотправителем, организацией, осуществляющей перевозку грузов, и заверяется печатью.
4. Приказ МПС РФ от 16 июня 2003 г. N 20 "Об утверждении Правил составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов ЖТ". На основе учетной карточки осуществляется учет выполнения заявки, в т.ч. обеспечение грузоотправителя вагонами, контейнерами.
Учетная карточка является учетным и финансовым документом. По ней осуществляется учет выполнения заявки на перевозку грузов, определяется количество предоставленных перевозочных средств для выполнения заявки, а также количество погруженных вагонов и контейнеров, устанавливается недогруз против заявки. По данным учетной карточки определяется ответственность сторон - грузоотправителя и перевозчика - за невыполнение принятой заявки на перевозку и начисляются штрафные санкции (ст. 94 УЖТ). При предъявлении к перевозчику претензии об уплате штрафа за невыполнение принятой заявки грузоотправитель обязан приложить к претензии учетную карточку (ст. 120 УЖТ).
Порядок ведения и оформления учетной карточки установлен Правилами составления учетной карточки. Она ведется отдельно по каждому грузоотправителю, а на перевозку грузов в универсальных контейнерах, кроме того, отдельно по каждому виду контейнеров. Обязанность ведения учетной карточки Правила возлагают на перевозчика. Для этой цели он устанавливает перечень своих представителей, уполномоченных вести эту карточку.
Учетная карточка подписывается перевозчиком и грузоотправителем по окончании каждых отчетных суток либо суток, установленных для погрузки в соответствии с заявкой. Ни одна из сторон не вправе уклониться от ее подписания. В случае несогласия грузоотправителя со сведениями, указанными в учетной карточке, он подписывает карточку с отметкой "с разногласиями" и не позднее следующих суток обязан предоставить перевозчику письменное обоснование причин своего несогласия. Отказ от подписания учетной карточки оформляется актом общей формы. (Приказ МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов ЖТ")
В Правилах детализирован порядок заполнения каждой графы учетной карточки. Особое внимание следует уделять графе 21 (в которой указываются коды обстоятельств невыполнения заявки и количество непогруженных вагонов, контейнеров по зависящей от перевозчика причине), графе 22 (в которой указываются коды обстоятельств невыполнения заявки и количество вагонов, контейнеров, не погруженных по зависящим от грузоотправителя причинам), а также графе 23 (в ней указываются коды обстоятельств, освобождающих стороны от ответственности, и количество непогруженных вагонов, контейнеров). На основании данных, указанных в перечисленных графах, на стороны начисляется штраф в размерах, установленных ст. 94 УЖТ.
8. Организация приема (выдачи) грузов к перевозке (на) ж/д транспорте. Правила переадресовки грузов на ж/д транспорте.
Ст. 25. УЖТ При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов ЖТ транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими НПА документы. Указанная ТЖН и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанцияо приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. Заключение договора перевозки не освобождает грузоотправителя от обязанности охраны грузов в вагонах, в т.ч. загруженных контейнерами, до момента фактической передачи вагонов с грузами перевозчику по памятке приемосдатчика.
В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.
ФАЖТ утверждает единые формы перевозочных документов на перевозки грузов. Эти формы публикуются в сборнике правил перевозок ЖТ. Правила заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 39
При приеме груза для перевозки перевозчик обязан проставить в ТЖН календарный штемпель. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости. Правила приема грузов к перевозке ЖТ, утвержденные приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 28. Перевозчик, грузоотправитель или грузополучатель обеспечивает в установленном порядке сохранность перевозочных и других документов, предусмотренных правилами перевозок грузов ЖТ и иными НПА.
Определение договора перевозки груза ЖТ несколько отличается от определения в ГК (ст. 785). По своему характеру договор железнодорожной перевозки груза является трехсторонним, возмездным и взаимным, носит публичный характер (ст. 789 ГК).
Правила переадресовки грузов на ЖТ, утвержденные приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 44.
Ст. 31. УЖТ По заявлению в письменной форме грузоотправителя или грузополучателя, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, перевозчик в порядке, установленном правилами перевозок грузов ЖТ, может переадресовывать перевозимые грузы с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения. При этом переадресовка грузов, находящихся под таможенным контролем, проводится при наличии согласия соответствующего таможенного органа.
В случае, если перевозка грузов, в том числе находящихся под таможенным контролем, угрожает здоровью или жизни граждан, безопасности движения и эксплуатации ЖТ, экологической безопасности, изменение пункта назначения таких грузов проводится перевозчиком без согласования с соответствующим таможенным органом, грузоотправителем, грузополучателем с последующим незамедлительным их уведомлением.
Переадресовка грузов, в том числе следующих в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, осуществляется перевозчиком по согласованию с владельцами инфраструктур, в зонах деятельности которых проводится переадресовка или расположены железнодорожные приграничные передаточные станции, порт, предусмотренные маршрутом следования груза.
За время простоя вагонов, контейнеров в ожидании переадресовки по независящим от перевозчика или владельца инфраструктуры обстоятельствам грузоотправителем, грузополучателем вносится плата за пользование вагонами, контейнерами по договору, если иное не предусмотрено законодательством РФ. В случае задержки переадресовки грузов по вине перевозчика плата за пользование вагонами, контейнерами не вносится.
Расходы перевозчика, возникающие в связи с переадресовкой грузов, возмещаются грузоотправителем или грузополучателем, по инициативе которых осуществляется переадресовка грузов, в соответствии с договором. Переадресовка воинских эшелонов (транспортов) осуществляется перевозчиками на основании заявок военно-транспортных органов.
1. Правила переадресовки грузов устанавливают порядок переадресовки грузов, перевозимых железнодорожным транспортом общего пользования. Указанные Правила применяются, в т.ч. при перевозках грузов в международном сообщении, если международными договорами РФ не предусмотрено иное.
В заявлении грузоотправителя или грузополучателя о переадресовке указываются: наименование перевозчика; номер вагона, контейнера; номер транспортной железнодорожной накладной; наименование груза, масса груза; наименование станции отправления и ее код; наименование нового грузополучателя и его код.
Важнейшим условием переадресовки является согласие нового грузополучателя на прием груза. При этом переадресовка грузов, находящихся под таможенным контролем, проводится при наличии согласия соответствующего таможенного органа.
2. В ч. 2 комментируемой статьи устанавливается, что перевозчик вправе осуществить изменение пункта назначения грузов без согласования таких действий с таможенным органом, грузоотправителем, грузополучателем в случае, если перевозка грузов угрожает здоровью или жизни граждан, безопасности движения, экологической безопасности, эксплуатации ЖТ. Перевозчик о такой переадресовке обязан незамедлительно уведомить таможенный орган, в регионе деятельности которого расположены станции отправления, переадресовки и назначения груза, а также грузоотправителя, грузополучателя.
При переадресовке воинских грузов в указанных выше случаях перевозчик уведомляет об этом также органы военных сообщений.
3. Переадресовка грузов может производиться на станции назначения или в пути следования. При переадресовке грузов, в т.ч. следующих в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, перевозчик регистрирует у себя поступившее заявление на переадресовку, рассматривает его и согласовывает его с владельцем инфраструктуры. По итогам рассмотрения и согласования перевозчик принимает решение в течение не более двух суток об осуществлении переадресовки либо об отказе в ее осуществлении.
4. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает, что за время простоя транспортных средств в ожидании переадресовки, который произошел не по вине перевозчика или владельца инфраструктуры, грузоотправителем, грузополучателем вносится плата за пользование вагонами, контейнерами в соответствии с заключенным договором, если иное не предусмотрено законодательством.
При этом основанием для внесения платы за простой транспортных средств в ожидании переадресовки служит акт общей формы, составляемый уполномоченным представителем перевозчика, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, их количество, а также номера, время начала и окончания задержки. Акт общей формы является основанием для расчета причитающихся перевозчику платежей.
5. В отношении воинских эшелонов (транспортов) переадресовка осуществляется на основании заявок военно-транспортных органов. Особенности их переадресовки определяются Уставом воинских железнодорожных перевозок и другими нормативными актами.