Особенности организации международных перевозок грузов воздушным транспортом. Международная авианакладная.

Грузы, принимаемые к перевозке на международных воздушных линиях, должны удовлетворять следующим требованиям:

1. Ввоз, вывоз и транзит грузов производится в соответствии с законами страны, территория которой затрагивается в перевозке.

2. Грузы и их упаковка не должны создавать опасность для самолета, людей или имущества и вызывать раздражение у пассажиров.

3. К грузам должны прилагаться все требуемые сопроводительные документы.

Требования к упаковке и маркировке такие же, как и для внутренних перевозок.

Большинство международных воздушных перевозок контролируется Международной ассоциацией воздушных перевозчиков – IATA.

Грузовой агент IATA уполномочен IATA действовать от имени и по поручению авиалиний IATA в сделках с клиентурой. Грузовыми агентами становятся экспедиторы.

Авиаперевозчик выплачивает экспедитору вознаграждение в виде комиссионных от объема проданных услуг.

Обычно каждый авиаперевозчик передает экспедитору запас авианакладных, на которых проставлен логотип авиалинии. Экспедитор заполняет накладную как агент авиаперевозчика. Заполненная и врученная клиенту (грузоотправителю) авианакладная является договором перевозки (и инвойсом) между клиентом и авиаперевозчиком (Master Air Waybill – MAWB).

Нейтральная авианакладная не имеет ни номера, ни логотипа авиалинии. Поэтому может выдаваться и самим экспедитором. Экспедиторы присвоили ей название «домашняя» (House Air Waybill – HAWB). В таком случае экспедитор в глазах клиента сам становится перевозчиком.

Международная авианакладная

На авиа транспорте основной перевозочный документ – грузовая накладная. Является необоротным документом.

Имеет две законные и несколько практических функций. Первая – это расписка перевозчика в приеме груза к перевозке. Вторая – это документ, содержащий условия перевозки, включая любые специальные инструкции перевозчику.

С практической стороны авиагрузовая накладная является расчетным документом, устанавливающим суммы платежей, причитающихся транспорту, и стороны, от которых он должен их получить. Если она заполнена должной информацией, то может также рассматриваться как страховой сертификат или документ, по которому груз может пройти таможенную очистку.

В общем случае авиагрузовая накладная может быть выдана в одном из двух вариантов: как MAWB или как HAWB.

Накладная имеет три оригинальных экземпляра и несколько копий. Один оригинал – перевозчику, другой – получателю, третий – отправителю.

17. Общие правила организации внутренних перевозок грузов речным транспортом. Подготовка, оформление и прием грузовой партии к перевозке. Документирование перевозок. Выдача грузов получателю.

• Регулируются Братиславскими соглашениями. Применяются для регулирования вопросов, связанных с перевозкой грузов в Дунайской системе ВВТ.

• Будапештская конвенция о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КПГВ) от 2 июня 2001 г.

Кодекс ВВТ определяет государственный статус внутренних водных путей, основные условия содержания и использования их для судоходства; статус и условия функционирования органов государственной власти в области ВВТ; условия обеспечения безопасности судоходства на ВВ путях; основные условия перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты, буксировки плотов, судов и плавучих объектов; статус порта, судна и его экипажа; права, обязанности и ответственность участников перевозки, и другую деятельность в области ВВТ. Форма и порядок заполнения перевозочных документов устанавливается Правилами перевозок грузов ВВТ.

Подготовка, оформление и прием грузовой партии к перевозке

Приём грузов, погрузка их на судна и посадка пассажиров для перевозки речным транспортом, а также выгрузка грузов из судов, выдача их получателям и высадка пассажиров производится в прибрежных пунктах. В зависимости от характера и рода деятельности, а также объёма работ эти пункты подразделяются на порты, пристани и остановочные пункты.

Документирование перевозок

Транспортная накладная является основным перевозочным документом и основанием для возможной имущественной ответственности сторон, вытекающей из осуществления перевозки груза. Накладная сопровождает груз с момента приема груза к перевозке до сдачи получателю в пункте назначения. Кроме транспортной накладной для оформления перевозки грузов, а также определения отношения сторон, участвующих в осуществлении перевозки, применяются другие перевозочные документы. Это дорожная ведомость, которая является внутренним путевым и расчетным документом судовладельца; квитанция дорожной ведомости, копия и корешок дорожной ведомости. Все они имеют одинаковый учетный порядковый номер. Этот номер переносится в накладную в качестве номера данной “отправки” (партии груза на перевозку которой оформлены транспортные документы). По получению от грузоотправителя провозных платежей и сборов отправителю груза выдается квитанция дорожной ведомости. Она является документом, удостоверяющим прием груза к перевозке и права ее владельца распоряжаться грузом, служит основанием для получения груза или возмещения в случае его утраты или повреждения. Дорожная ведомость вместе с накладной следует с грузом до пункта назначения. Копия дорожной ведомости остается в порту отправления. Форма и порядок заполнения перевозочных документов устанавливается Правилами перевозок грузов ВВТ.

Выдача грузов получателю

Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибытии в его адрес груза, выгруженного в порту, в день прибытия груза, но не позднее 12 часов следующих суток.

Груз выдается грузополучателю, указанному в транспортной накладной, на основании квитанции в приеме груза либо по его доверенности экспедитору. Грузополучатель (экспедитор) расписывается в дорожной ведомости в получении груза.

Грузополучатель обязан принять и своевременно вывезти из порта прибывший в его адрес груз. Порядок выдачи и вывоза грузов определяется Правилами перевозок грузов, если иное не установлено соглашением сторон. Прибывший груз хранится в порту назначения бесплатно в течение одних суток, не считая дня прибытия груза. Остальное время груз хранится за плату. При задержке выдачи груза по вине перевозчика плата за хранение не взыскивается.

При несвоевременном вывозе грузов грузополучателем плата за хранение может быть увеличена до пятикратного размера. Указанное повышение вводится по истечении 24 часов после уведомления грузополучателя.

Грузополучатель может отказаться от приема груза, кроме опасного и скоропортящегося, лишь в тех случаях, когда его качество вследствие повреждения или порчи изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного его использования, и если это подтверждено экспертизой, назначаемой портом или перевозчиком. Экспертиза осуществляется организацией, аккредитованной специально уполномоченным органом в области внутреннего водного транспорта. В этом случае перевозчик реализует груз по своему усмотрению.

Наши рекомендации