Горючее сливается из цистерн через сливной фильтр самотеком или под напором.
Перед сливом поступившего горючего в резервуары необходимо:
• отобрать контрольную пробу горючего по ГОСТ 2517;
• определить полноту заполнения горючим автомобильной цистерны;
• проверить наличие подтоварной воды.
Пробу горючего из автомобильной цистерны отбирают переносным пробоотборником с уровня, расположенного на высоте 0,33 диаметра цистерны от нижней внутренней образующей.
Донную пробу горючего отбирают переносным металлическим пробоотборником.
Пробу горючего одной марки для нескольких цистерн отбирают из каждой четвертой цистерны, но не менее чем из двух цистерн, по выше изложенной методике.
Объединенную пробу для цистерн, отправляемых в один пункт назначения, составляют смешением точечных проб пропорционально объему продукта в цистернах.
Донную пробу из транспортного средства отбирают следующим образом:
- пробоотборник опускают на днище резервуара, извлекают пробку и выдерживают его до заполнения. Заполненный пробоотборник поднимают и сливают пробу в подготовленную тару.
В отобранной пробе определяется плотность при 20 °С, фактическая температура и визуально - цвет, прозрачность, содержание воды и механических примесей.
Цель приемо-сдаточного анализа -определить, что нефтепродуктза время транспортировки не утратил качества, указанного в документах отправителя.
Объединенную пробу горючего делят на две равные части. Одну часть пробы анализируют, другую - хранят опечатанной на случай разногласий в оценке качества.
Бутылки с пробами должны быть герметично закупорены пробками или винтовыми крышками с прокладками, не растворяющимися в горючем. Горловину закупоренной бутылки обвертывают полиэтиленовой пленкой или другим плотным материалом, обеспечивающим сохранность пробы, и обвязывают бечевкой, концы которой продевают в отверстие этикетки. Концы бечевки пломбируют или заливают сургучом на пластине из плотного картона и опечатывают. Допускается приклеивать этикетку к бутылке.
На этикетке указывается:
• номер пробы по журналу учета;
• наименование или марка горючего;
• наименование предприятия-поставщика;
• высота налива;
номер партии, единицы транспортной тары, цистерны;.
• дата, время отбора;
• срок хранения пробы;
• обозначение стандарта или технических условий на горючее;
• должности и фамилии лиц, отобравших пробу.
Пробы хранят в шкафу или ящике с гнездами из несгораемого материала.
На случай разногласий в оценке качества горючего пробы хранят в течение 45 суток со дня отгрузки.
В случае обнаружения нестандартности горючего после его слива в резервуар претензии к поставщику предъявляются на основании арбитражного анализа. Резервуар с нестандартным горючим необходимо опечатать в присутствии представителей заинтересованных сторон в соответствии с ГОСТ 2517 отобрать пробу нефтепродукта и отправить ее в независимую лабораторию для проведения арбитражного анализа.
11.Технические характеристики нефтепродуктов (электропроводимость, взрывоопасность, релаксация, старение, стабильность).
Взрывоопасность
Взрывоопасность,самовозгораемость и ядовитость транспортируемых грузов учитывается по специальным техническим
условиям, которые необходимо обязательно выполнять при проектировании машины.
Взрывоопасностьпредставляет выделяющийся в процессе заряда аккумуляторных батарей водород, который образует с кислородом воздуха гремучий газ, легко взрывающийся при наличии искры.
Взрывоопасностьпри любых режимах обеспечивается искро-безопасностью при любом количестве повреждений в нормальном и аварийном режимах, за исключением повреждений в искробезопасных защитных элементах схемы.
Взрывоопасность жидкостей и горючих газов характеризуется температурой вспышки паров данной жидкости и температурой С.
Взрывоопасность нефтей и нефтепродуктовхарактеризуется величинами нижнего и верхнего пределов взрываемости.
Нижний предел взрываемости - это концентрация паров жидкости в воздухе, ниже которой не происходит вспышки смеси из-за избытка воздуха и недостатка паров при внесении в эту смесь горящего предмета.
Верхний предел взрываемостисоответствует такой концентрации паров нефти и нефтепродуктов в воздухе, выше которой смесь не взрывается, а горит. Значения концентрации паров между нижним и верхним пределами взрываемости называют интервалом взрываемости.амовоспламенения взрывоопасной смеси горючих паров и газов с воздухом
Старение
Старение нефтяных эмульсий имеет большое практическое значение для подготовки нефти к переработке, так как свежие эмульсии разрушаются значительно легче и при меньших затратах, чем после старения.
Старение нефтяных эмульсий имеет большое практическое значение, так как свежие эмульсии разрушаются значительно легче и быстрее, чем постаревшие. Для прекращения процесса старения необходимо как можно быстрее смешивать свежеполученные эмульсии с деэмульгатором, если невозможно предупредить их образование, деэмульхадор -, с высокой поверхностной активностью, адсорби-руясь на поверхности глобул воды, не только способствует вытеснению и разрушению образовавшегося гелеобразного слоя, но и препятствует дальнейшему его упрочнению. Поэтому процесс старения эмульсии, оставшейся в нефти после смешения ее с деэмульгатором, должен полностью прекратиться. Процесс старения нефтяных эмульсий в начальный период происходит весьма интенсивно, затем постепенно замедляется и часто уже через сутки прекращается.
Объясняется это старением нефтяных эмульсий:
- при перемешивании нефти в насосных агрегатах и магистральных нефтепроводах эмульсия дополнительно диспергируется, становится более прочной, поэтому разрушить ее и удалить из нефти остаточные соли весьма трудно.
Стабильность нефти обеспечивается поддержанием давления насыщенных паров стабильной нефти Ps2 на заданном уровне.
Стабильность нефти обеспечивается давлением насыщенных паров стабильной нефти PS.
Стабильность нефти обеспечивается поддержанием давления насыщенных паров стабильной нефти Ря.
Стабильность нефти обеспечивается поддержанием давления насыщенных паров стабильной нефти Рч: на заданном уровне.
Наблюдения за стабильностью нефтипри условии взбалтывания ее с водой, когда нефть находилась не только в пленке, но также во взвешенном и эмульгированном состоянии, показали, что степень разрушения нефти и в этом случае лежит ла том же уровне, что и пленочной нефти.
Поэтому понятие остабильностинефтей условно и зависит от конкретных условий: летучести нефти, схемы ее сбора, транспортирования я хранения, степени герметизации промысловых, транспортных и заводских сооружений, возможности реализации продуктов стабилизации, экономической целесообразности проведения тех или иных мероприятий по стабилизации, а также влияния стабилизации на потенциальное содержание бензиновых фракций в нефти, направляемых на переработку. По ГОСТ 1756 - 52 стабильность нефти характеризуется давлением насыщенных паров по Рейду.
12. Перечислить основные причины возникновения пожаров и взрывов на АЗС.
Возникновение пожаров и взрывов на АЗС зависит от многих обстоятельств, связанных со свойствами нефтепродуктов, организацией производства и внешних условий.
Основные причины пожаров:
- применение открытого огня при ремонтах и осмотрах оборудования и заправочных колонок;
использование негерметичных осветительных приборов и арматуры;
- неисправность электропроводки;
грозовые разряды;
самовозгорание горючих веществ;
- электризуемость топлива.
Особую опасность в эксплуатации резервуаров,трубопроводов и заправочных колонок представляет электризация горючего, которая может вызвать пожар.
Аналогично тому, как при трении стеклянной палочки о шерстяную ткань возникают заряды статического электричества, так и при трении топлива о металл происходит электризация топлива.
В условиях эксплуатации АЗС тотиво электризуется при:
прокачке по рукавам и трубопроводам;
• прохождении через фильтры;
• ударе струи о твердую поверхность;
• разбрызгивании в воздухе при падении с высоты;
контакте с шелковыми и шерстяными тканями. г
Наэлектризованные частицы горючего отдают свои заряды поверхностицистерны или резервуара, и, если последние не заземлены, на их поверхности может накопиться статическое электричество напряжением в несколько тысяч вольт. Это очень опасно в пожарном отношении, так как напряжение в300-500 В уже может вызвать искру, сопровождающуюся таким повышением температуры, которое способно воспламенить смесь паров топлива с воздухом.
Удельная электрическая проводимость горючего характеризует его способность релаксироватьэлектрические заряды.
Электризуемость горючего характеризует его способность накапливать электрические заряды.
Разряд электростатических потенциалов через паровоздушную среду может явиться одним из источников зажигания горючих смесей при сливо-наливных операциях и заправке техники.
В этом отношении электризуемость рассматривается как характеристика пожаро-, взрывоопасности горючего.
Электризуемостьобусловлена явлениями разделения электрического заряда в адсорбированном слое на границе раздела фаз.
Электризациягорючего пропорциональна концентрации молекул, склонных к адсорбции. Если таких молекул нет или их мало, то горючее не электризуется. Если их много, то горючее электризуется, но заряд из него быстро уходит (релаксирует) через стенки в землю, т. е. горючее становится проводником электрических зарядов.
В обычных условиях горючее имеет нулевой заряд, т. е. содержание положительных и отрицательных
зарядов одинаково. Удельное сопротивление углеводородных горючих10 Ом.
Если заряды одного знака из горючего убрать, то оно станет заряженным или наэлектризованным.
Электризация горючего — процесс разделения зарядов на границе раздела фаз и концентрация зарядов одного знака на границе раздела фаз, а противоположного знака — в объеме топлива. В основе механизма электризации лежит процесс перехода электронов между молекулами, а также между молекулами и поверхностями.
Скорость разделения зарядов зависит от скорости адсорбции, которая определяется свойствами составляющих горючее компонентов.
В статических условиях электризация не возникает. Она появляется в динамических условиях и интенсивность ее возрастает с увеличением скорости течения.
Электризуемостьзависит от содержания в горючем воды, продуктов окисления, механических примесей, вязкости, наличия электрических и магнитных полей.
Растворенная вода способствует электризации, эмульсионная вода — препятствует. Влияние воды объясняется ее высокой адсорбционной способностью, апри наличии примесей (солей) — способностью проводить заряды. Вязкость влияет на время релаксации зарядов.
Для предупреждения возникновения пожара по причине разрядов, вызываемых статическим электрическом, предусматривается:
- тщательное заземление автоцистерны, трубопроводов и резервуаров при сливе горючего;
- запрещение налива открытой струей и разбрызгивания горючего;
- не прерывать струю горючего при заправке,
13. Классификация нефтебаз.
Нефтебазы- являются комплексом сложных многофункциональных инженерно-технических сооружений с различными объектами производственно-хозяйственного назначения. Эти объекты обеспечивают необходимые условия приема и отпуска нефтепродуктов, сбор, отгрузку и регенерацию отработанных масел, тем самым отвечая за бесперебойное и надежное снабжение потребителей нефтью и нефтепродуктами.
Обычно нефтебазы классифицируются по:
1.назначению:оперативные, хранения и гражданского запаса;
2.основному виду транспорта:трубопроводные, железнодорожные, водные, глубинные;
3.виду проводимых операций:перевалочные, распределительные и перевалочно-распределительные;
4.объему резервуарного парка
нефтебазы первой группыподразделяются на три категории: нефтебазы с общим объемом резервуаров более 100 тыс.м3 (РВС-100),
- общимобъемомрезервуаров от 20 до 100 тыс.м3(РВС-20 — РВС-100),
- общим объемом резервуаров до 20 тыс.м3 включительно (РВС-20);
на складах второй группы допускается хранение в наземных хранилищах 2000 м3 легко воспламеняющихся продуктов и 10000 м3 горючих продуктов, в подземных – 4000 м3 и 20000 м3 соответственно.виду хранимого продукта: для темных и светлых нефтепродуктов.
Нефтебазы подразделяются:
А) по характеру производимых операций – на перевалочные, распределительные, перевалочно-распределительные и хранения;
Б) по транспортным связям – на железнодорожные, водные, водно-железнодорожные, трубопроводные и глубинные, получающие нефтепродукт автотранспортом;
В) по номенклатуре поступающих и хранимых нефтепродуктов –на базы общего хранения и базы хранения светлых и темных нефтепродуктов, масел и нефтей.
По СНиП 2.11.03.-93. Склады нефти и нефтепродуктов в зависимости от их общей вместимости и максимального объема одного резервуара подразделяются на категории согласно таблице 1.
Таблица 1 - Склады нефти и нефтепродуктов
Категория склада | Максимальный объем одного резервуара, м3 | Общая вместимость склада, м3 |
-- | Св. 100000 | |
-- | Св. 20000до 100000включ. | |
3а | До 5000 включ. | Св. 10000 до 20000включ. |
3б | До 2000 включ. | Св. 2000 до 10000 включ. |
3в | До 700 включ. | До 2000 включ. |
14. Перечислить документацию на АЗС.
Документация АЗС:
- лицензия на право эксплуатации;
- паспорт с технологической и электрической схемой станции и отметкой
- о ежегодной проверке на соответствие реальному объекту;;
В паспортеуказывается:
- номер автозаправочной станции и ее точный адрес;
- название собственника станции и эксплуатирующей организации;
- величина используемого земельного участка и срок окончания его аренды
- дополнительные услуги автосервиса (мойка автомашин, автостоянка,
- количество постов техобслуживания и ремонта автотранспорта, кафе, магазины и др.); -
- данные о проведении реконструкции;
- сведения об используемом технологическом оборудовании (ТРК, резервуары, электрооборудование, - - системы вентиляции и отопления, очистные сооружения).
- При описании топливораздаточного оборудования указывается количество ТРК и их марка, год ввода в эксплуатацию, вид реализуемого топлива, количество топливораздаточных рукавов (пистолетов).
При описании резервуаров указывается:
- общее количество;
- количество эксплуатируемых (наземных и заглубленных);
- год изготовления и дата ввода в эксплуатацию;
- номинальная вместимость и вид топлива;
- общая вместимость резервуарного парка;
- технические мероприятия, проводимые по каждому резервуару (дата зачистки, проверки на герметичность, дефектоскопии).
Технологическая схемапредставляет собой безмасштабную схему сети трубопроводов с оборудованием и запорно-регулирующей арматурой, обеспечивающей выполнение всех технологических операций с топливом.
На электрической схеме в паспортедолжны быть указаны потребители электроэнергии (электродвигатели, светильники, нагревательные приборы и др,), аппаратура (пускатели, выключатели и др.), электролинии (кабели, провода, марки и площади их сечений, способы прокладки).
формуляры и технические описания топливо- и маслораздаточных колонок.
Разделы формуляровдолжны постоянно заполняться в процессе эксплуатации оборудования. Особое внимание уделяется отметке госповерителя о погрешности, которое заверяется оттиском Государственного поверочного клейма и подписью.
паспорта и технические паспорта на резервуары.
Разделы паспортов содержатотметки о зачистке, проверке на герметичность, проверке высотного трафарета, проведении дефектоскопии. Базовую высоту или высотный трафарет резервуаров проверяют ежегодно в летнее время и после ремонта. Результат оформляется актом (протоколом).
градуировочные таблицы на резервуары;