Предохранительные целики около и между выработками
Для охраны выработок главных направлений (южного, северного, юго- и северо-западного, юго- и северо-восточного) от влияния очистных работ, а также для возведения в них постоянных гидроизоляционных перемычек в случае аварийного рассолопритока проектом предусматривается оставление с обеих их сторон предохранительно-гидроизолирующих целиков.
Для охраны панельных транспортных штреков вдоль них со стороны очистных работ оставляются предохранительные целики со степенью нагружения С ≤ 0,3.
При проходке выработок околоствольного двора и выработок главных направлений настоящим проектом предусматривается оставление между ними целиков шириной 20 м и более. Указанная ширина целиков в плане, превышающая трехкратную ширину выработки, и расстояние по вертикали между выработками более 5 м исключают в соответствии с «Указаниями…» взаимное влияние выработок и тем самым увеличивают их устойчивость.
Ширина целиков между блоковыми вентиляционными штреками смежных выемочных блоков принимается также в соответствии с «Указаниями…» не менее максимальной ширины междукамерных целиков (МКЦ) в смежных выемочных блоках. Ширина целиков между выемочными блоковыми штреками определялась расчетным путем в соответствии с «Указаниями…» и приведена в Приложении В. Размеры принятых проектом целиков приведены в соответствующих разделах проекта.
Предохранительно-гидроизолирующие целики, оставляемые около выработок главных направлений, предусматриваются к отработке по специальному проекту.
6.Подготовка шахтного поля
Принятая настоящим проектом схема подготовки панели и блоков в ней с учетом функционального назначения выработок выглядит следующим образом.
По оси панели проходятся 4 панельных штрека: панельные транспортные по пластам КрII и КрIIIа-б, панельные конвейерно-вентиляционный и вентиляционный штреки – по подстилающей каменной соли в 18 м ниже почвы пласта КрIIIа-б. На площадях залегания трех сильвинитовых пластов, где отработке в соответствии с проектом подлежат пласты А′Б и КрII, панельные транспортные штреки располагаются на этих пластах, а панельные конвейерно-вентиляционный и вентиляционный штреки остаются в подстилающей каменной соли.Подготовка блока с учетом функционального назначения выработок осуществляется проходкой по его оси 5 штреков, в том числе на каждом из отрабатываемых пластов КрII и КрIIIа-б по два выемочных штрека, а по подстилающей каменной соли один блоковый конвейерно-вентиляционный штрек , который располагается примерно в 10 м ниже почвы пласта КрIIIа-б. Кроме того, при принятой схеме подготовки и обратном порядке отработки блока предусматриваются также по южной и северной границам блока блоковые вентиляционные штреки. Эти штреки к моменту сдачи блока в эксплуатацию не проходятся, но они образуются (формируются) в процессе очистной выемки блока путем сбойки первого (верхнего) тупикового хода комбайна в сечении очистной камеры в конце ее с соседней отработанной камерой для обеспечения сквозного проветривания второго и последующих ходов по высоте камеры. В конце блока по отрабатываемым пластам КрII и КрIIIа-б (А′Б и КрII) для восточного блока по восточной его границе, для западного – по западной проходятся разрезные камеры и вентиляционные уклоны, которые сбиваются между собой вентиляционными сбойками для обеспечения выхода исходящей струи из блока. Вентиляционные уклоны соединяют блоковый конвейерно-вентиляционный штрек с блоковым вентиляционным штреков. В местах примыкания добычных панелей к выработкам главных направлений в панельных погрузочных пунктах предусмотрены бункера емкостью ~ 250 т, за исключением 1СВП и 1ЮЗП. Разгрузка руды с этих панелей осуществляется, в отличие от всех остальных, непосредственно на северные и южные главные конвейерные штреки через рудоспуски. Разместить здесь емкостный бункер с разгрузкой из него через рудоспуски на два главных конвейерных штрека (северного или южного направления) разнесенных друг от друга на 20 м, не представляется возможным из-за получаемых при этом малых углов наклона рудоспусков.
Подготовительные выработки
7.1 Панельные штреки
Панельные штреки представлены двумя транспортными и одним конвейерно-вентиляционным и одним вентиляционным штреками.
Панельные транспортные штреки предназначены для доставки автотракторной техникой людей, материалов и оборудования до выемочных блоков. По ним предусматривается прокладка кабелей и подача свежей струи воздуха в панель. Проходятся они по отрабатываемым пластам КрII и КрIIIа-б, которые имеют падение в северном направлении 0о 30′. На пласте КрIIIа-б панельный транспортный штрек проходятся в один ход комбайна типа Урал-20Р шириной по почве выработки 5,1 м, высотой 3,1 м. На пласте КрII в связи с наличием в кровле пласта неустойчивых, склонных к обрушению 3-х «коржей», панельный транспортный штрек проходится по опыту работы на руднике БКПРУ-3 двумя типами комбайнов – верхний ход комбайном типа Урал-61А, нижний ход – комбайном типа Урал-20Р, образуя общее сечение штрека в форме так называемой «булочки». Верхним ходом комбайна в сечении штрека подрезаются и убираются все три «коржа». При принятой суммарной мощности трех «коржей» в кровле пласта КрII, равной 0,62 м, и оставлении пачки пласта в заплечиках мощностью не менее 0,3 м над кровлей второго по высоте хода комбайна (Урал-20Р), общая высота штрека составит 4,02 м, а ширина по почве выработки – 5,1 м. Указанные габариты панельных транспортных штреков с учетом размещенных в выработках коммуникаций обеспечивают движение по ним автотракторной техники, предусмотренной проектом, с соблюдением требуемых ЕПБ зазоров.
У панельных транспортных штреков со стороны очистных работ в соответствии с «Указаниями …» предусматривается оставление предохранительных целиков со степенью их нагружения С ≤ 0,3. Произведенные в «Исходных данных …» расчеты показали, что ширина предохранительных целиков около панельных выработок со стороны очистных работ колеблется от 12 до 18,7 м.
Панельный конвейерно-вентиляционный штрек оборудуется ленточными конвейерами и предназначается для сбора и доставки руды, добытой на всех выемочных блоках панели, к конвейерным штрекам главных направлений, а также для вывода исходящей струи с панели на общую исходящую струю рудника. Панельный конвейерно-вентиляционный штрек располагается в подстилающей каменной соли и проходится согласно падению пластов под углом 0о 30′ в северном направлении в один ход комбайна типа Урал-20Р. Штрек оборудуется ленточными конвейерами типа 1Л120. По выработке вдоль конвейеров для их обслуживания предусматривается возможность проезда машины типа 1-ВОМА, при этом нахождение людей, не связанных с обслуживанием конвейеров, запрещается.
Панельный вентиляционный штрек, так же как панельный конвейерно-вентиляционный, служит для вывода исходящей струи воздуха с панели. Он располагается в подстилающей каменной соли на одном уровне с панельным конвейерно-вентиляционным штреком и проходится параллельно с ним одним ходом комбайна типа Урал-20Р (ширина по почве выработки 5,1 м, высота – 3,1 м).
Панельные транспортные по пластам КрII и КрIIIа-б и конвейерно-вентиляционный штреки проходятся соосно друг с другом.Панельный вентиляционный штрек располагается к западу от конвейерно-вентиляционного и отделен от него 10-метровым целиком.
В связи с тем, что 1СВП вводится в эксплуатацию с прямым порядком отработки, проходка панельных штреков предусматривается только на длину, обеспечивающую вскрытие и подготовку первых трех выемочных блоков, в том числе двух блоков с очистной добычей (блоки 1, 2), и одного блока (блок 3) в подготовке
Учитывая прямой порядок отработки панели, панельный транспортный штрек по пласту КрII к моменту сдачи ее в эксплуатацию проходится до оси блоков 3, 4 на длину ~ 440 м, а панельные конвейерно-вентиляционный и вентиляционный штреки проходятся за ось блоков 3, 4 примерно на 90 м, что диктуется необходимостью размещения натяжной станции конвейера типа 1Л120 и комбайнового комплекса, который будет осуществлять дальнейшую проходку в северном направлении конвейерно-вентиляционного и вентиляционного штреков. Общая длина панельного конвейерно-вентиляционного штрека составляет ~ 652 м, а вентиляционного ~ 520 м.
Панельный транспортный штрек также заходит за ось блоков 3, 4 на 90 м (общая его длина ~586 м) и соединяется с панельным конвейерно-вентиляционным штреком вентиляционной скважиной для обеспечения проветривания.
Заезд транспорта с главного северного транспортного штрека на панельный транспортный штрек по пласту КрIIIа-б осуществляется с помощью заезда, а на панельный транспортный штрек по пласту КрII – с помощью заезда. Панельный вентиляционный штрек соединяется с главным северным вентиляционным штреком вентиляционным уклоном, а панельный конвейерно-вентиляционный штрек – вентиляционным уклоном. Перегрузка руды с 1СВП на главные северные конвейерные штреки осуществляется через панельный погрузочный пункт, состоящий из камеры выносной головки конвейера типа 1Л120, двух камер приводной станции этого конвейера, заезда в камеры приводов и заезда в камеру выносной головки. Перепуск руды с панельного конвейера на оба главных конвейера северного направления осуществляется через рудоспуски с перераспределением потока руды с помощью шиберного устройства, для установки которого предусматривается приямок. Для обслуживания выносной головки конвейера и приводов предусматриваются тали грузоподъемностью 5 т, перемещающиеся по монорельсам. Панельный погрузочный пункт (исходящая струя воздуха) отделяет от главного северного транспортного штрека (свежая струя воздуха) двумя вентиляционными дверями с проемом, обеспечивающим проезд автотранспортной техники.
Блоковые штреки
В соответствии с принятой схемой подготовки каждый выемочный блок готовится проходкой по его оси четырех выемочных штреков и одного конвейерно-вентиляционного штрека. Блоковые выемочные штреки служат для доставки людей, материалов и оборудования и подачи свежего воздуха от панельных штреков к очистным камерам. С выемочных штреков осуществляется также зарубка очистных камер. Блоковый конвейерно-вентиляционный штрек оборудуется ленточным конвейером типа Л1000КУ.
Кроме того, при принятой схеме подготовки и отработки блока предусматриваются блоковые вентиляционные штреки, которые образуются (формируются) в процессе очистной выемки блока и служат для обеспечения сквозного проветривания второго и последующих очистных ходов по высоте камеры. Указанные блоковые вентиляционные штреки служат для вывода исходящей струи воздуха из очистных камер и передачи ее по вентиляционным уклонам в конце блока на блоковые конвейерно-вентиляционные штреки.
Блоковые выемочные штреки по два на каждом из отрабатываемых пластов КрII и КрIIIа-б проходятся с панельных транспортных штреков с помощью заездов. Блоковые выемочные штреки по пласту КрIIIа-б проходятся в один ход комбайна типа Урал-20Р (ширина по почве выработки 5,1 м, высота – 3,1 м), а по пласту КрII по аналогии с панельным транспортным штреком этого же пласта – двумя типами комбайна. Первый ход по высоте осуществляется комбайном типа Урал-61А, второй – комбайном типа Урал-20Р. В результате образуется сечение штрека, имеющего вид так называемой «булочки». Первым ходом отбираются все три «коржа», а в кровле второго хода в заплечиках оставляется пачка пласта мощностью 0,3 м. В связи с этим выемочный штрек по пласту КрII имеет ширину по почве выработки 5,1 м, а высоту (с учетом суммарной мощности «коржей» 0,62 м) – 4,02 м. Между выемочными штреками по одному пласту предусматривается целик, ширина которого определена расчетом. Блоковый конвейерно-вентиляционный штрек располагается в подстилающей каменной соли примерно в 10 м ниже почвы пласта КрIIIа-б, проходится по оси блока в один ход комбайна типа Урал-20Р.
Поскольку запасы в блоках отрабатываются обратным порядком, блоковые выемочные и блоковый конвейерно-вентиляционный штреки к моменту сдачи блока в эксплуатацию проходятся на всю 600-метровую длину блока.
Перепуск руды с выемочных штреков на конвейерно-вентиляционный осуществляется по рудоспускным скважинам диаметром 500 мм. Передача руды с блокового конвейерно-вентиляционного штрека на панельный аналогичного названия предусматривается через блоковый погрузочный пункт, из которого руда с обоих (четного и нечетного) выемочных блоков отгружается через рудоспуски диаметром 1100 мм.
По западной (для блока 1) и по восточной (для блока 2) границам блоков проходятся вентиляционные уклоны, соединяющие блоковые конвейерно-вентиляционные штреки с блоковыми вентиляционными штреками, образующимися в процессе отработки камер по южной и северной границам блоков. Вентиляционные уклоны служат для передачи исходящей струи из очистных камер по вентиляционным штрекам на конвейерно-вентиляционный блоковый штрек.
На момент сдачи блока в эксплуатацию, когда блокового вентиляционного штрека еще нет, для осуществления проветривания блока предусматривается проходка в конце блока разрезных камер по пласту КрIIIа-б и по пласту КрII с замыканием их на вентиляционные уклоны сбойками.
В районе примыкания выемочных штреков к панельным на пласте КрIIIа-б предусматривается участковый распределительный пункт.
Рис.22 Подготовка и отработка 1СВП
Рис. 23. Подготовка и отработка 1СВП
Рис. 24. Подготовка и отработка 1СВП