Изучение технологии, организации и управления перевозками
Под технологией перевозок пассажиров понимают совокупность методов транспортного обслуживания, организации и осуществления перевозочного процесса, форм использования подвижного состава и линейных сооружений, а также научную дисциплину, изучающую соответствующие закономерности.
Остановки для совершения пассажирообмена могут назначаться перевозчиком (так работают маршруты ГПТ, пригородные и междугородные маршруты) и подразделяются на постоянные, по требованию пассажиров и временные либо делаются по требованию пассажира в любом месте маршрута, где это не запрещено Правилами дорожного движения (такая форма приемлема при малом числе пассажиров и применяется при режиме движения «маршрутное такси»)
Технология автобусных перевозок предусматривает рациональную организацию движения подвижного состава на маршрутах, на основе выявления и использования технических, эксплуатационных, экономических, организационных и других закономерностей перевозочного процесса с целью полного и своевременного удовлетворения потребностей в перевозках при соблюдении действующих законодательных норм, устанавливающих требования безопасности дорожного движения, качества транспортного обслуживания пассажиров, режимы труда и отдыха персонала. Задачи организации и осуществления перевозок пассажиров автобусами группируются по функциональным блокам: технологическая организация перевозок; организация труда, учет и анализ работы, стимулирование водителей; диспетчеризация внутрипарковая и линейная; собственно работа водителей и автобусов на линии. Наиболее трудоемкими и творческими являются задачи технологической организации перевозок. Диспетчеризация перевозок осуществляется в реальном масштабе времени, что предъявляет повышенные требования к качеству и быстроте принятия и реализации решений по корректировке перевозок. Задачи организации, учета, анализа и стимулирования труда водителей предусматривают выполнение установленных требований к режимам труда и отдыха водителей, других требований безопасности дорожного движения и соблюдения принципа социальной справедливости (равномерное чередование работы в «удобные» и «неудобные» смены).
Содержание задач технологической организации перевозок определяется информационной, структурной и логической последовательностями принятия управленческих решений, наличием функциональной самостоятельности каждой задачи и существованием критерия оптимальности её решения. Разделение на отдельные задачи позволяет формировать для каждой из них технические требования и методики решения применительно к реальным ситуациям.
Особенности технологии междугородных автобусных перевозок определяются эксплуатационными условиями на маршрутах и спецификой пассажиропотоков. Наиболее значимым фактором является большая протяженность маршрутов и перегонов на них. По действующим правилам к междугородным относят автобусные маршруты протяженностью свыше 50 км от границы города. По обслуживаемой территории междугородные автобусные маршруты подразделяют на внутриобластные и межобластные. Длина перегонов внутриобластных маршрутов несколько меньше и определяется удаленностью различных населенных пунктов, в том числе сельского типа.
Для краткости и универсальности терминологии под внутриобластными
маршрутами понимают также внутриреспубликанские и внутрикраевые маршруты. Аналогично к межобластным относят маршруты, выходящие за пределы одного субъекта Федерации.
Особое внимание обращают на организацию труда водителей междугородных автобусов. Правилами дорожного движения Российской Федерации скорость движения междугородных автобусов на дорогах ограничена пределом 90 км/ч. По сложившейся эксплуатационной практике при скорости сообщения свыше 50 км/ч междугородный маршрут считают скоростным, а при скорости свыше 55 км/ч — экспрессным. Высокие скорости движения на трассах требуют применения автобусов с повышенной удельной мощностью двигателя.
В междугородном сообщении автомобильным транспортом перевозится около 57 % всех пассажиров. Интенсивность спроса на перевозки пассажиров в междугородном автобусном сообщении в течение года не постоянна.
Владельцы автобусов при осуществлении перевозок в междугородном сообщении обязаны застраховать пассажиров.На технологию и организацию перевозок пассажиров в международном сообщении влияют: особенности эксплуатационных условий и национального транспортного законодательства различных государств, по территории которых проходит маршрут; специфика пассажиропотоков; необходимость преодоления погранпереходов. В междугородном автобусном сообщении продолжительность рейса может достигать нескольких суток, в связи с чем решающим фактором организации перевозок становится соблюдение установленных режимов труда и отдыха водителей.