Способы перемещения лесных грузов. Определение усилия, необходимого для перемещения груза.
С помощью подъемно-транспортного оборудования груз может перемещаться тремя способами. При первом из них груз лежит на подвижной опоре — рабочем органе (рис. 3.1, а, б) или висит под ней (рис. 3.1, в). Давление от груза на неподвижную опору при этом передается рабочим органом. И груз и рабочий орган имеют общие условия перемещения и одинаковый коэффициент сопротивления движению. В этом случае усилие, необходимое для перемещения груза, передается ему по поверхности соприкосновения груза с рабочим органом посредством силы трения (см. рис. 3.1, а). Если это условие не обеспечивается, то на рабочем органе делают выступы, через которые полностью или частично усилие передается грузу (см. рис. 3.1, б).
Рис. 3.1. Схемы перемещения груза
При втором способе перемещения (рис. 3.1, г, д) рабочий орган и груз независимо один от другого находятся на разных или на одной и той же неподвижной опоре. В этом случае рабочий орган перемещает груз перед собой, т. е. толкает его (см. рис. 3.1, г) или тянет за собой (см. рис. 3.1, д). Коэффициенты сопротивления движению для груза и рабочего органа при этом отличаются друг от друга.
Третий способ характеризуется тем, что один конец груза лежит на рабочем органе, а другой — на неподвижной опоре (рис. 3.1, е). Применение подвижных опор усложняет транспортное устройство и увеличивает его массу, но дает возможность значительно уменьшать сопротивление движению. Поэтому перемещение груза с применением подвижной опоры имеет широкое распространение.
При первом способе перемещения груз и рабочий орган имеют одинаковые по величине и направлению скорости движения, при двух других способах скорости их движения по величине и направлению могут не совпадать (рис. 3.2, а).
Рис. 3.2. Расчетные схемы
Лесные грузы имеют большую длину по сравнению с их поперечными размерами, поэтому различают продольное и поперечное перемещение. Это влияет на способ захвата груза и величину тягового усилия, необходимого для его перемещения. По величине этого усилия находят размеры рабочего и тягового органов, а также необходимую мощность двигателя подъемно-транспортной машины. . Тяговое усилие, приложенное к грузу в процессе движения, зависит от веса груза и сопротивления окружающей среды, к которой относятся воздух и поддерживающие груз опоры. Так как движение лесных грузов происходит, как правило, при небольшой скорости, то сопротивление воздуха весьма мало и при расчетах не учитывается. Сопротивление поддерживающих опор, наоборот, оказывает основное влияние на величину тягового усилия. Это сопротивление представляет собой силу трения, которая возникает между грузом (или подвижной опорой) и опорой, по которой перемещается груз.
Таким образом, величина сопротивления движению (тяговое усилие) зависит от типа опор и способов перемещения груза. Несмотря на различие в способах перемещения груза, к ним применим один общий метод определения тягового усилия, заключающийся в том, что рабочий орган, приводящий груз в движение, рассматривается как подвижная опора, а тяговое усилие, приложенное к нему, как реакция этой опоры.
Поперечное перемещение груза.Рассмотрим общий случай поперечного перемещения груза (рис. 3.2, б), когда подвижная опора (рабочий орган) посредством опорной поверхности п—п перемещает груз по неподвижной опоре а—а, расположенной под углом а к горизонту.
Движение рабочего органа происходит по прямой т—т под углом . Нормаль опорной поверхности рабочего органа «—'/г составляет с прямой т—т угол у. В процессе движения к грузу приложены следующие силы: сила тяжести груза Q = mg, где т — масса груза, g — ускорение свободного падения, реакции опор в точках А и В — Nа и Nb, силы трения в этих точках Fa = Na и Fb = Nb , где и — коэффициенты трения груза по неподвижной опоре а—а и по
опорной поверхности п—п рабочего органа. Кроме того, при неравномерном движении в соответствии с принципом Деламбера к центру тяжести груза в направлении обратном движению действует сила инерции Pi = ma, где а — ускорение движения груза.
Реакция подвижной опоры (рабочего органа) Nb является по существу тяговым усилием, необходимым для перемещения груза, а реакция Na — усилием, по которому рассчитывается неподвижная опора а—а. При движении груза вверх по опоре а—а сила трения Fa действует в точке А в обратном направлении. При >а (см. рис. 3.2, б) подвижная опора п—п скользит по грузу и поднимается по нему вверх, причем точка касания В перемещается по подвижной опоре вниз, а сила трения Fb будет направлена вверх.
Из условия равновесия сил, приложенных к грузу, сумма их проекций на ось х—х, параллельную неподвижной опоре а—а, при щ>а представлена уравнением
Nbcos[( —( + )]—Fa + Qsin -Pi—Fbsin[ —( + )]=0
А на ось у—у уравнением
Na + Nbsin[ - ( + )]-Qcos + Fbcos[( —( + )]= 0.
Решая эти уравнения относительно реакций опор Na и Nb, получим
Nb = Q__________________________________________________
(1 + ) cos [ - ( + )] + ( - ) sin [ - ( + )] (3.5)
(3.6)
Формулы (3.5) и (3.6) применимы для всех случаев поперечного перемещения лесных грузов, когда требуется определить тяговое усилие, приложенное к центру тяжести груза, или реакции его опор. В частности, они применимы для всех схем перемещения груза, показанных на рис. 3.1, с учетом условий его перемещения.
Продольное перемещение груза.В продольном направлении лесные грузы перемещают волоком, в полупогружеином (полуподвесном) положении, а также на ходовых опорах в погруженном положении. При перемещении груза волоком он полностью лежит на неподвижной опоре (рис. 3.3, а, положение /) и тяговое усилие T = , необходимое для его перемещения, в зависимости от схемы перемещения определяется по (3.7) или (3.15).
Если груз перемещается в полуподвесном положении (рис. 3.3, а, положение //), то тяговое усилие Т, необходимое для перемещения груза, направлено под углом к горизонтали и приложено в точке В к концу груза имеющего длину /. Другой конец груза С перемещается по неподвижной опоре а—а. Продольная ось груза составляет с опорой угол В точках В и С приложены составляющие Q и Qc силы тяжести груза Q.
При движении по наклонной опоре а—а в точке С вдоль оси груза будет действовать тяговое усилие Тс, необходимое для преодоления сопротивления движению составляющей силы тяжести Qc. Для определения этого усилия Tc = , тогда
(3.26)
Рис. 3.3. Схемы продольного перемещения груз;
Тяговое усилие Т, необходимое для перемещения груза, представляет собой реакцию равнодействующей R сил и Ть, приложенных в точке В (рис. 3.3, б), причем усилие Тb = ТС, но направлено в противоположную сторону.
По рис. 3.3, б, = 90°- ( ). Тогда
(3.30)
Необходимо отметить, что переход от перемещения груза волоком (см. рис. 3.3, а) к перемещению его в полуподвешенном положении возможен при условии Ty или
(3.37)
При продольном перемещении груза в полупогруженном положении, когда передний его конец лежит на ходовой опоре (рис. 3.3, в) усилие Тс, необходимое для перемещения части груза Qc по неподвижной опоре, определяется по (3.26).
Тяговое усилие Т, необходимое для перемещения всего груза Q, направленное вдоль его оси, составит
(3.38)