Классификация нижних лесопромышленных складов. График режима работы склада.

Основными признаками, характеризующими нижние лесо­промышленные склады, являются: условия примыкания лесовоз­ной дороги к транспортным путям общего пользования; грузо­оборот лесосклада; тип лесовозной дороги, по которой доставля­ется древесное сырье: уровень механизации операций: виды обра­батываемого древесного сырья, степень переработки древесины и виды выпускаемой продукции.

В зависимости от условий примыкания лесовозной дороги к транспортным путям общего пользования нижние лесосклады разделяются на три основные группы: прирельсовые, автодорож­ные и береговые (рис. 1.1).

Прирельсовые лесосклады примыкают к железной дороге МПС широкой колен. Лесоматериалы и готовая продукция доставляется в этом случае потребителям в вагонах.

 
  Классификация нижних лесопромышленных складов. График режима работы склада. - student2.ru

Автодорожные лесосклады примыкают к автомагистралям, по которым лесопродукция доставляется автомобильным транс­портом непосредственно потребителям или первоначально транс­портируется до ближайшей железнодорожной станции и пере­гружается в вагоны. Такие лесосклады в чистом виде представ­ляют малочисленную группу. На практике чаше встречается сме­шанное примыкание. В этом случае лесоматериалы доставляют­ся потребителям в зависимости от конкретных условий (желез­нодорожным транспортом и автомобилями или автомобилями и водным транспортом). Смешанное примыкание характерно для нижних лесоскладов, обеспечивающих лесоматериалами мест­ных потребителей и имеющих значительные объемы внутреннего потребления, а также для береговых лесоскладов, примыкающих к несудоходным или временно судоходным водным путям.

Береговые лесосклады примыкают к водным путям, по которым лесоматериалы доставляются потребителям в судах, плотами или молевым сплавом.

В отличие от прирельсовых и автодорожных береговые лесо­склады имеют целый ряд специфических особенностей. В зависи­мости от характеристики водных путей они делятся на три основ­ные группы. К первой из них относятся склады, примыкающие к судоходным водным путям, ко второй группе отнесены склады, примыкающие к временно судоходным водным путям, а к третьей — склады, примыкающие к несудоходным водным путям. Кроме того, каждая из этих групп в зависимости от отметки высоты и продолжительности стояния паводка подразделяется на два вида: лесные склады, расположенные на водосъемных в поло­водье участках, и лесные склады, расположенные на участках, не затапливаемых в половодье.

Особую группу лесоскладов, примыкающих к судоходным водным путям, представляют лесоперевалочные базы и склады деревообрабатывающих предприятий, расположенных в пунктах приплава. Характерным для этих лесных складов является вы­сокая концентрация древесного сырья в виде сортиментов. Однако в последнее время на береговых лесоскладах все более широкое распространение находит технология водной поставки хлыстов и полухлыстов. Это позволяет, с одной стороны, перенести значительную часть трудоемких операций в стационарные условия, где имеется возможность комплексно механизировать и автома­тизировать лесообрабатывающие процессы, используя при этом современное высокопроизводительное оборудование, а также организовать переработку древесных отходов. С другой стороны, на береговых лесоскладах лесозаготовительных предприятий до минимума сокращается число производственных операций и максимально упрощается технология первичной обработки дре­весного сырья.

В числе береговых лесоскладов необходимо выделить еще одну группу. Это лесосклады, примыкающие к озерам и водохра­нилищам, спецификой которых являются нулевые скорости тече­ния и значительные колебания уровня воды в водохранилищах.

Важным параметром лесных складов является их грузооборот, который характеризует фактический объем лесоматериалов, обрабатываемых на лесоскладе в единицу времени (в сутки, в месяц, в год). Обычно лесные склады характеризуются годовым грузооборотом, измеряемым в тысячах кубометров. В зависимости от величины грузооборота все лесосклады разделены на три категории: мелкие, средние и крупные.

Мелкие лесосклады имеют грузооборот до 100 тыс. м3 в год. Лесосклады с годовым грузооборотом от 100 до 300 тыс. м3 отно­сятся к средней категории, а склады с грузооборотом 300 тыс. м3 и более являются крупными.

Среди нижних лесоскладов преобладают мелкие и средние, которые составляют около 94 % общего их количества. При этом на долю складов с малым грузооборотом приходится 49%, а на долю складов со средним грузооборотом - около 45%. Крупных нижних складов насчитывается около 100, что составляет примерно 6% общего их количества.

По типу лесовозных дорог, по которым доставляется древесное сырье, склады разделяются на автодорожные и железнодорожные. В настоящее время преобладает вывозка древесины по автомо­бильным дорогам, которые в свою очередь подразделяются на сезонные и круглогодового действия. Однако довольно часто, особенно в северных заболоченных районах, вывозка древесины осуществляется по узкоколейным железным дорогам (УЖД). Возможно также использование смешанных видов транспорта. Например, в летний период древесина может вывозиться по УЖД. а в зимний — автомобилями.

По видам обрабатываемого древесного сырья лесосклады раз­деляются на склады, принимающие деревья, хлысты и полухлысты, а также сортименты. Имеет место поступление и обработка сме­шанных видов древесного сырья, например хлыстов и сорти­ментов.

Рассматривая нижние лесопромышленные склады с точки зре­ния их классификации, необходимо выделить еще одну специ­фическую их группу. Это нижние лесосклады предприятий лесного хозяйства, функционирующие в зоне малолесных районов.

Отличительной особенностью таких лесоскладов являются их малые грузообороты. В пределах одного предприятия, имеющего небольшой объем заготовки, функционируют два-три мелких лесосклада, средний грузооборот которых не превышает 50...60 тыс. м' в год. Этот факт свидетельствует о низкой степени концентрации лесоскладского производства и является характерным прак­тически для всех предприятий этого региона.

Таким образом, в зависимости от назначения и условий при­мыкания, степени механизации производственных операций, видов и объемов переработки древесины, типа лесовозных дорог и видов обрабатываемого древесного сырья существует довольно большое число типов и разновидностей лесных складов. Данная классификация охватывает практически все их многообразие. Вместе с тем в процессе развития лесозаготовительной промышленности появляются все новые черты и признаки лесоскладского произ­водства, поэтому приведенная классификация лесных складов не может претендовать на ее завершенность.

Одним из основных показателей нижнего лесопромышленного склада является режим его работы, который характеризует сроки и объемы поступления древесного сырья и его обработки, а также сроки и объемы отгрузки готовой продукции. Режим работы склада определяется главным образом типом лесовозного транспорта, режимом работы транспорта общего пользования, а также климатическими условиями района расположения лесозаготовительного предприятия. Обычно режимы работы представляют в виде интегральных графиков поступления, обработки и отгрузки лесоматериалов.

Графики режима работы прирельсового нижнего лесосклада приведены на рис. 1.3. График 1 характеризует поступление дре­весного сырья (хлыстов или деревьев) на нижний склад нара­стающим итогом. График II отражает характер обработки дре­весного сырья на лесоскладе. При этом объемы обработки по ме­сяцам планируются равномерно. График III отражает сроки и объемы отгрузки продукции с прирельсового лесосклада.

Для определения величины запаса древесного сырья в любой момент работы склада вычисляется разность ординат графиков / и // в соответствующих точках временной оси. Разность орди­нат графиков // и /// в соответствующих точках временной оси дает величину запаса готовой продукции у фронта отгрузки.

Разность ординат точек А и Б соответствует годовому грузо­обороту лесосклада Qг.с по сырью, а разность ординат точек Б и Г характеризует объем переходящего запаса древесного сырья qс.п на начало следующего года. Разность ординат между точ­ками О и Г определяет объем переходящего запаса готовой лесопродукции Qг.с, а разность ординат точек О и В равняется годо­вому объему отгрузки готовой лесопродукции Qг.с.

Величина Q31 соответствует объему вывозки за первый зимний

Классификация нижних лесопромышленных складов. График режима работы склада. - student2.ru

Месяцы года

Рис. 1.3. Интегральные графики режима работы прирельсового нижнего лесосклада

период t31, величина Qл соответствует объему вывозки древес­ного сырья за летние месяцы tл, а величина Q32 — объему вы­возки древесного сырья за второй зимний период t3.

Величина G31 соответствует объему переработки древесного сырья за первый зимний период t31 , величина Gл — объему перера­ботки за летний период tл, а величина G32 — объему переработки за второй зимний период t32.

Величины Eсв и Есо соответствуют максимальным объемам сезонного запаса древесного сырья, создаваемого для обеспечения ритмичной работы лесосклада соответственно во время весенней распутицы tр в и во время осенней распутицы tро.

Для нижних лесоскладов с развитой переработкой древе­сины и широкой номенклатурой выпускаемой продукции приведенные интегральные графики являются иллюстрацией лишь общего режима работы. При выборе системы машин и обосно­вании типа оборудования, а также при расчете площадей под запасы готовой продукции аналогичные графики рассчитываются и строятся для каждого вида сортиментов.

Наши рекомендации