Классификация нижних лесопромышленных складов. График режима работы склада.
Основными признаками, характеризующими нижние лесопромышленные склады, являются: условия примыкания лесовозной дороги к транспортным путям общего пользования; грузооборот лесосклада; тип лесовозной дороги, по которой доставляется древесное сырье: уровень механизации операций: виды обрабатываемого древесного сырья, степень переработки древесины и виды выпускаемой продукции.
В зависимости от условий примыкания лесовозной дороги к транспортным путям общего пользования нижние лесосклады разделяются на три основные группы: прирельсовые, автодорожные и береговые (рис. 1.1).
Прирельсовые лесосклады примыкают к железной дороге МПС широкой колен. Лесоматериалы и готовая продукция доставляется в этом случае потребителям в вагонах.
Автодорожные лесосклады примыкают к автомагистралям, по которым лесопродукция доставляется автомобильным транспортом непосредственно потребителям или первоначально транспортируется до ближайшей железнодорожной станции и перегружается в вагоны. Такие лесосклады в чистом виде представляют малочисленную группу. На практике чаше встречается смешанное примыкание. В этом случае лесоматериалы доставляются потребителям в зависимости от конкретных условий (железнодорожным транспортом и автомобилями или автомобилями и водным транспортом). Смешанное примыкание характерно для нижних лесоскладов, обеспечивающих лесоматериалами местных потребителей и имеющих значительные объемы внутреннего потребления, а также для береговых лесоскладов, примыкающих к несудоходным или временно судоходным водным путям.
Береговые лесосклады примыкают к водным путям, по которым лесоматериалы доставляются потребителям в судах, плотами или молевым сплавом.
В отличие от прирельсовых и автодорожных береговые лесосклады имеют целый ряд специфических особенностей. В зависимости от характеристики водных путей они делятся на три основные группы. К первой из них относятся склады, примыкающие к судоходным водным путям, ко второй группе отнесены склады, примыкающие к временно судоходным водным путям, а к третьей — склады, примыкающие к несудоходным водным путям. Кроме того, каждая из этих групп в зависимости от отметки высоты и продолжительности стояния паводка подразделяется на два вида: лесные склады, расположенные на водосъемных в половодье участках, и лесные склады, расположенные на участках, не затапливаемых в половодье.
Особую группу лесоскладов, примыкающих к судоходным водным путям, представляют лесоперевалочные базы и склады деревообрабатывающих предприятий, расположенных в пунктах приплава. Характерным для этих лесных складов является высокая концентрация древесного сырья в виде сортиментов. Однако в последнее время на береговых лесоскладах все более широкое распространение находит технология водной поставки хлыстов и полухлыстов. Это позволяет, с одной стороны, перенести значительную часть трудоемких операций в стационарные условия, где имеется возможность комплексно механизировать и автоматизировать лесообрабатывающие процессы, используя при этом современное высокопроизводительное оборудование, а также организовать переработку древесных отходов. С другой стороны, на береговых лесоскладах лесозаготовительных предприятий до минимума сокращается число производственных операций и максимально упрощается технология первичной обработки древесного сырья.
В числе береговых лесоскладов необходимо выделить еще одну группу. Это лесосклады, примыкающие к озерам и водохранилищам, спецификой которых являются нулевые скорости течения и значительные колебания уровня воды в водохранилищах.
Важным параметром лесных складов является их грузооборот, который характеризует фактический объем лесоматериалов, обрабатываемых на лесоскладе в единицу времени (в сутки, в месяц, в год). Обычно лесные склады характеризуются годовым грузооборотом, измеряемым в тысячах кубометров. В зависимости от величины грузооборота все лесосклады разделены на три категории: мелкие, средние и крупные.
Мелкие лесосклады имеют грузооборот до 100 тыс. м3 в год. Лесосклады с годовым грузооборотом от 100 до 300 тыс. м3 относятся к средней категории, а склады с грузооборотом 300 тыс. м3 и более являются крупными.
Среди нижних лесоскладов преобладают мелкие и средние, которые составляют около 94 % общего их количества. При этом на долю складов с малым грузооборотом приходится 49%, а на долю складов со средним грузооборотом - около 45%. Крупных нижних складов насчитывается около 100, что составляет примерно 6% общего их количества.
По типу лесовозных дорог, по которым доставляется древесное сырье, склады разделяются на автодорожные и железнодорожные. В настоящее время преобладает вывозка древесины по автомобильным дорогам, которые в свою очередь подразделяются на сезонные и круглогодового действия. Однако довольно часто, особенно в северных заболоченных районах, вывозка древесины осуществляется по узкоколейным железным дорогам (УЖД). Возможно также использование смешанных видов транспорта. Например, в летний период древесина может вывозиться по УЖД. а в зимний — автомобилями.
По видам обрабатываемого древесного сырья лесосклады разделяются на склады, принимающие деревья, хлысты и полухлысты, а также сортименты. Имеет место поступление и обработка смешанных видов древесного сырья, например хлыстов и сортиментов.
Рассматривая нижние лесопромышленные склады с точки зрения их классификации, необходимо выделить еще одну специфическую их группу. Это нижние лесосклады предприятий лесного хозяйства, функционирующие в зоне малолесных районов.
Отличительной особенностью таких лесоскладов являются их малые грузообороты. В пределах одного предприятия, имеющего небольшой объем заготовки, функционируют два-три мелких лесосклада, средний грузооборот которых не превышает 50...60 тыс. м' в год. Этот факт свидетельствует о низкой степени концентрации лесоскладского производства и является характерным практически для всех предприятий этого региона.
Таким образом, в зависимости от назначения и условий примыкания, степени механизации производственных операций, видов и объемов переработки древесины, типа лесовозных дорог и видов обрабатываемого древесного сырья существует довольно большое число типов и разновидностей лесных складов. Данная классификация охватывает практически все их многообразие. Вместе с тем в процессе развития лесозаготовительной промышленности появляются все новые черты и признаки лесоскладского производства, поэтому приведенная классификация лесных складов не может претендовать на ее завершенность.
Одним из основных показателей нижнего лесопромышленного склада является режим его работы, который характеризует сроки и объемы поступления древесного сырья и его обработки, а также сроки и объемы отгрузки готовой продукции. Режим работы склада определяется главным образом типом лесовозного транспорта, режимом работы транспорта общего пользования, а также климатическими условиями района расположения лесозаготовительного предприятия. Обычно режимы работы представляют в виде интегральных графиков поступления, обработки и отгрузки лесоматериалов.
Графики режима работы прирельсового нижнего лесосклада приведены на рис. 1.3. График 1 характеризует поступление древесного сырья (хлыстов или деревьев) на нижний склад нарастающим итогом. График II отражает характер обработки древесного сырья на лесоскладе. При этом объемы обработки по месяцам планируются равномерно. График III отражает сроки и объемы отгрузки продукции с прирельсового лесосклада.
Для определения величины запаса древесного сырья в любой момент работы склада вычисляется разность ординат графиков / и // в соответствующих точках временной оси. Разность ординат графиков // и /// в соответствующих точках временной оси дает величину запаса готовой продукции у фронта отгрузки.
Разность ординат точек А и Б соответствует годовому грузообороту лесосклада Qг.с по сырью, а разность ординат точек Б и Г характеризует объем переходящего запаса древесного сырья qс.п на начало следующего года. Разность ординат между точками О и Г определяет объем переходящего запаса готовой лесопродукции Qг.с, а разность ординат точек О и В равняется годовому объему отгрузки готовой лесопродукции Qг.с.
Величина Q31 соответствует объему вывозки за первый зимний
Месяцы года
Рис. 1.3. Интегральные графики режима работы прирельсового нижнего лесосклада
период t31, величина Qл соответствует объему вывозки древесного сырья за летние месяцы tл, а величина Q32 — объему вывозки древесного сырья за второй зимний период t3.
Величина G31 соответствует объему переработки древесного сырья за первый зимний период t31 , величина Gл — объему переработки за летний период tл, а величина G32 — объему переработки за второй зимний период t32.
Величины Eсв и Есо соответствуют максимальным объемам сезонного запаса древесного сырья, создаваемого для обеспечения ритмичной работы лесосклада соответственно во время весенней распутицы tр в и во время осенней распутицы tро.
Для нижних лесоскладов с развитой переработкой древесины и широкой номенклатурой выпускаемой продукции приведенные интегральные графики являются иллюстрацией лишь общего режима работы. При выборе системы машин и обосновании типа оборудования, а также при расчете площадей под запасы готовой продукции аналогичные графики рассчитываются и строятся для каждого вида сортиментов.