Определение сопротивления движению на прямолинейных участках лесотранспортера.
Для передвижения тягового органа к нему от ведущего колеса прикладывается тяговое усилие, необходимое для преодоления сопротивлений, которые препятствуют этому движению. При установившемся движении в транспортерах имеет место два вида сопротивлений движению: сопротивление от трения о неподвижную опору и сопротивление от подъема. Первое из них зависит от типа рабочих органов и коэффициента трения. Второе находится в зависимости от изменения высоты подъема груза и тягового органа.
На рис. 9.7, а представлена расчетная схема транспортера, у которого обе ветви тягового органа, верхняя и нижняя, поддерживаются неподвижными опорами, ведущее тяговое колесо Л находится наверху, груз лежит на верхней ветви и движется вверх к ведущему колесу. Путь, проходимый тяговым органом, состоит из четырех участков, из них два прямолинейных, 1—2 и 3—4, и два криволинейных, 2—3 и 4—1. Усилие, которое необходимо приложить к тяговому органу для приведения его в движение, должно преодолеть сопротивления на прямолинейных и криволинейных участках путитягового органа.
Сопротивление движению на участке /—2 (холостая ветвь). Сопротивление на прямолинейном участке равно усилию, которое необходимо приложить к тяговому органу в конце этого участка, чтобы привести в движение тяговый орган. Участок /—2 представляет собой холостую ветвь, без груза. Сопротивление движению на участке 1—2 Р равно усилию, необходи мому для передвижения тягового органа вниз по наклонной опоре. Оно определяется по
, (9.34)
где w — коэффициент сопротивления движению; а — угол наклона транспортера; Qi — вес тягового органа и рабочих органов на участке 1—2. Q,= (q — вес 1 м тягового органа вместе с рабочими органами, L — расстояние между колесами транспортера).
Так как L0cosa = L и L0sina = Н, то
(9.35)
При wL>H величина Р\-2 будет положительной и для передвижения тягового органа вниз по опоре следует приложить к нему в точке 2 тяговое усилие Т2 = Р\-2. Если wL<H, то сопротивление Р\-2 будет отрицательным, к тяговому органу не требуется прикладывать никакой силы в точке 2, и он сам под влиянием силы тяжести будет опускаться по наклонной опоре и создавать натяжение в точке 1, равное Т\ = —Р\-2. Если участок /—2 горизонтален, то а = 0, Н = 0 и
. (9.36)
Сопротивление движению на участке 3—4 (рабочая ветвь).
Этот участок представляет собой рабочую или грузовую ветвь тягового органа, поэтому общий вес тягового органа и груза на участке 3—4 Q2= (q + qr)L0. Сопротивление движению Р3-4 по (6.5) при = w и движении вверх составит
(9.37)
или (9.38)
Если участок горизонтален, то Н=0
(9.39)
Формулы (9.35) и (9.39) дают возможность определять сопротивление движению на прямолинейных участках для различных схем транспортеров.
где q — вес 1 м тягового органа (цепи, каната, ленты); qP — вес одного рабочего органа; i — расстояние между ними.
В формулах (9.35) и (9.39) коэффициент. сопротивления движению w принимается в зависимости от типа рабочих органов. При скользящих рабочих органах он равен коэффициенту трения скольжения w = .