Устройство установок для раскряжевки хлыстов периодического действия с продольной подачей.
Для раскряжевки хлыстов применяют однопильные установки периодического действия с продольным перемещением хлыста ПЛХ-ЗАС, ПХЛ-3, ЛО-15С.
Рис. 74. Раскряжевочные установки с продольным перемещением хлыста: а — ПЛХ-ЗАС; б —ЛО-15С; / — приемная площадка; 2 — двухцепной подающий транспортер; 3 — разделительное устройство; 4 — пила АЦ-ЗС; 5 —зажимное устройство- 6 — транспортер для уборки опилок и кусковых отходов; 7 - роликовый приемный транспортер; 8 - сортировочные транспортеры; 9 — лесовозная дорога; 10 — бункер для отходов-//-манипулятор ЛО-13С; 12 -питающий валец; 13- приемный лоток с упорами
Раскряжевочная установка ПЛХ-ЗАС (рис. 74,а) включает разделитель хлыстов РХ-2, механизм подачи леса под пилу, состоящий из подающего двухскоростного транспортера ТС-29С и приемного роликового транспортера СП-ЗС с выдвижными упорами (см. рис. 73, б) и двусторонним сбрасывающим устройством, а также круглопильный станок АЦ-ЗС. Для зажима хлыста в процессе пиления имеются два боковых зажимных рычага с гидроприводом. Процесс работы этой установки протекает следующим образом. Хлысты с приемной площадки разделителем РХ-2 перемещаются поштучно на транспортер, периодически подающий хлысты под пилу для распиловки на отрезки необходимых размеров, которые затем с помощью сбрасывающего устройства подаются на один или на два сортировочных транспортера, расположенных по обе стороны приемного транспортера. На установке ПЛХ-ЗАС можно раскряжевывать хлысты с наибольшим диаметром 0,6 м. Скорость подачи хлыста (м/с): основная 1,09, замедленная 0,34. На установке можно получить 14 различных размеров по длине отрезков с точностью + 2—3 см. Общая установленная мощность электродвигателей 64,7 кВт.
Раскряжевочная установка ЛО-15С (рис. 74,6) представляет собой измененный вариант линии ПЛХ-ЗАС. Для поштучной загрузки служит гидроманипулятор ЛО-13С. Роликовый приемный транспортер заменен поворотным гладким лотком с выдвижными упорами, имеющими общий привод с гидродемпфером, позволяющим плавно воспринимать и гасить удары движущегося хлыста, применять односкоростной подающий транспортер с питающим вальцом и повышать точность размеров выпиливаемых сортиментов. Пильный механизм установки включает станок АЦ-ЗС и трехпильный блок, расположенный вдоль приемного лотка и предназначенный для распиловки вершинной части хлыста. Комлевая часть хлыста распиливается по индивидуальной схеме раскроя пилой АЦ-ЗС. Полученные лесоматериалы по лотку поступают на сортировочный транспортер. Вершинная часть хлыста длиной до 8 м скатывается при наклоне лотка на пильный блок и распиливается по обезличенной схеме раскроя на двухметровые отрезки, поступающие на отдельный сортировочный транспортер. Скорость подачи хлыста под пилу 1,86 м/с. Диаметр пил пильного блока 800 мм, скорость резания 68,6 м/с. Число размеров по длине получаемых лесоматериалов 19. Общая установленная мощность, включая манипулятор, 124 кВт.
Раскряжевочная установка ПЛХ-3 в отличие от ПЛХ-ЗАС имеет балансирную пилу АЦ-2М. Прижим хлыста в процессе пиления осуществляется двумя рычагами сверху. Подающий и приемный транспортеры имеют скорость 1,1 и 0,55 м/с. Число упоров приемного транспортера—12. Установленная мощность 43 кВт.
8.Классификация и назначение подъемно-транспортных машин. Механические захватные устройства для лесных грузов.
Подъемно-транспортные машины применяются для перемещения лесных грузов на лесосеках, лесных складах и внутри лесоперерабатывающих цехов.
Подъемно-транспортные машины можно подразделить по направлению движения груза, принципу действия, положению двигателя по отношению к перемещаемому грузу, а также по соединению разнотипных механизмов в агрегатные и комбинированные многооперационные машины.
По направлению движения груза машины подразделяются на подъемные и транспортные. Подъемные машины служат в основном для вертикального перемещения груза, а транспортные— для горизонтального.
По принципу действия машины, перемещающие груз непрерывно, без остановки их на загрузку и разгрузку, при непрерывном движении тягового органа в одном направлении, носят название машин непрерывного действия. К ним относятся лесотранспортеры всех видов. Если машина останавливается на период загрузки и разгрузки и ее ход с грузом чередуется с ходом без груза, она называется машиной периодического действия. Работа таких машин состоит из ряда циклов, включающих следующие операции: прицепку или захват груза, рабочий ход, отцепку или разгрузку и обратный ход. Машины периодического действия составляют большую группу, в которую входят канатные установки, краны, манипуляторы, машины лесосечного и лесоскладского транспорта.
В подъемно-транспортных машинах двигатель может перемещаться вместе с грузом или оставаться неподвижным. Так, при транспортировке груза тракторами, автопогрузчиками, автолесовозами двигатель этих машин перемещается вместе с грузом. У лесотранспортеров, канатных установок и отчасти у кранов двигатель приводного механизма не изменяет своего положения, а груз перемещается посредством тягового органа.
Многие из подъемно-транспортных машин соединяют в себе два или более разнотипных механизма — для горизонтального перемещения, и для подъема груза. Некоторые из таких агрегатных машин приспособлены в основном для транспортирования груза, т. е. перемещения на большие расстояния, и подъемный механизм в них по устройству отличный от транспортного, служит для загрузки и разгрузки транспортного устройства. Такие машины могут быть названы транспортно-подъемными. К ним можно отнести автопогрузчики, автолесовозы, трелевочные тракторы и т. д.
Другие машины предназначены в основном для подъема груза. В них механизм транспортирования является вспомогательным. Они относятся к подъемно-транспортным агрегатным машинам. Это стреловые и отчасти мостовые краны, челюстные тракторные погрузчики и т. д. Кабельные и мостовые краны больших пролетов в равной степени могут быть названы как подъемно-транспортными, так и транспортно-подъемными агрегатными машинами.
В некоторых случаях на транспортную или подъемно-транспортную машину помещают механизмы и устройства для обработки дерева. Такие машины следует отнести к многооперационным (например, валочно-трелевочные, валочно-пакетирующие, валочно-раскряжевочные, сучкорезно-раскряжевочные).
Захватные устройства применяются в подъемно-транспортных машинах и механизмах периодического действия. К ним относятся канатные и полужесткие захватные устройства, грейферы, челюстные и клещевые захваты. В зависимости от типа и конструкции захватные устройства используются в канатных установках, кранах, манипуляторах, погрузчиках-штабелерах, машинах лесосечного и складского транспорта.
Грейферы применяются для механизированного захвата лесных грузов при выполнении погрузочно-разгрузочных и штабе-левочных работ. Они имеют рабочие органы (челюсти), закрепленные шарнирно на раме, и приводной механизм. Принцип действия грейфера состоит в том, что при опускании его челюсти в раскрытом положении внедряются в груз, а затем под действием привода смыкаются, захватывая и поднимая часть груза, находящуюся между челюстями.
Грейферы можно классифицировать в зависимости от вида захватываемого груза, способа его захвата, числа челюстей и типа приводного механизма. От вида груза, его формы и размеров и способа захвата грейферы подразделяются на радиальные (рис. 4.3, а, б, в, г), ковшовые (рис. 4.3, е), торцовые (рис. 4.3, ж), а по числу челюстей — двух- и многочелюстные (рис. 4,3, д). Радиальные грейферы применяются для захвата круглых лесоматериалов (бревен, хлыстов). В отличие от радиального торцовый грейфер в процессе захвата бревен и кряжей выравнивает их по торцам.
При погрузке сыпучих лесоматериалов (щепа, опилки, мелкие кусковые отходы) используют ковшовые и многочелюстные грейферы.
По типу привода грейферы делятся на канатные (см. рис. 4.3, а, е) и приводные: моторные (рис. 4.3, б, в), гидравлические (рис. 4.3, г) и пневматические. По числу канатов канатные грейферы могут быть одно-, двух- и четырехканатные. В этих грейферах челюсти смыкаются с помощью каната- от лебедки, установленной на кране, а в приводных — с помощью привода, находящегося на самом грейфере. Для погрузки и штабелевки круглых лесоматериалов вразнокомелицу грейферы оснащаются разворотными механизмами.
Существующая методика расчета грейферных механизмов исходит из условия наибольшего нагружения рабочих органов приводным механизмом. При этом не учитывают вид груза, условия заполнения грейфера и ряд других факторов, влияющих на величину усилия на рабочих органах. Захват лесных грузов и заполнение ими грейферов является весьма сложным и недостаточно изученным процессом. Это значительно затрудняетаналитическое определение действительного усилия на челюсти грейфера в зависимости от различных факторов.
Челюстные захваты.Эти захваты применяются в тракторных и автомобильных погрузчиках в качестве рабочих грузозахватных органов. Они имеют две челюсти, связанные с рукоятью или подвижной рамой погрузчика.
Рис. 4.8. Типы челюстных захватов:
а — с верхней подвижной челюстью,; б — с нижней подвижной челюстью; в — с обеими подвижными челюстями; г— расчетная схема
Клещевые захваты.Они применяются в качестве грузозахватных органов в кранах-манипуляторах при поштучном перемещении лесоматериалов (поваленных деревьев, хлыстов, бревен и т. д.) и на колесных и гусеничных трелевочных тракторах при перемещении пакета хлыстов или деревьев в полуподвешенном положении. Клещевой захват состоит из двух клещевых рычагов и механизма, приводящего их в движение. Различают одно- и двусторонние клещевые захваты. В первых (рис. 4.9, а, б) один из рычагов устанавливается неподвижно, а второй имеет вращательное движение. Такие клещевые захваты более применимы при боковом захвате груза.
Рис. 4.9. Типы клещевых захватов: а, б — односторонние; в, г, д — двусторонние