Отбор источников и изучение литературы
После выбора темы нужно самостоятельно составить список литературы. Хорошо составленная библиография и тщательное изучение литературы и источников – залог успешной работы над темой.
Студент изучает:
1. Литературу, рекомендованную кафедрой в рабочей программе данного курса, в планах семинарских занятий, или непосредственно в данной теме;
2. Библиографические каталоги (систематические, предметные и алфавитные), тематические библиографии в библиотеках института и города:
3. Указатели статей и материалов, опубликованных в экономических журналах за определённый год, в последнем номере того или иного журнала.
4. Фактические материалы: нормативные и правовые документы, статистические сборники и справочники, информационные бюллетени по экономическим вопросам, отчетные данные предприятий и учреждений и др.
К сбору фактического и статистического материала необходимо подойти внимательно, использовать только те данные, которые имеют прямое отношение к теме. При отборе фактических данных, необходимо учесть, что монографии, сборники научных статей, материалы научно-исследовательских конференций обладают более высокой степенью достоверности.
Изучив отобранный материал, необходимо аккуратно составить список фактически использованной литературы и источников.
Список литературы к курсовой работе по «Международному бизнесу» должен включать в среднем 15-20 источников.
3.4 Составление плана работы
На следующем этапе работы студент должен составить тщательно продуманный план работы. Вообще составление плана работы может осуществляться двумя методами: во-первых, перед началом работы над темой – в случае, если у студента имеется достаточно знаний для видения проблемы в целом и понимания логики ее исследования и изложения, во-вторых, после того, как изучена основная литература, подобран и сгруппирован материал, сделаны необходимые выписки. Всегда нужно помнить, что план – это основа и рамки курсовой работы. От правильного составления плана зависит уровень всей письменной работы. В то же время план показывает, насколько студент осмыслил и понял тему, может ли выбрать главное, существенное, представить исследуемую проблему в полном объеме. При составлении плана студент может руководствоваться содержанием изученных первоисточников, планами семинарских занятий и лекций.
План работы тесно связан с ее структурой. И поскольку дана структура курсовой работы (введение, основная часть и заключение), то задача студента - определить 2-3 вопроса и пункты теоретической и практической глав. Вопросы плана должны быть краткими, отражающими сущность содержания, логически взаимосвязанными. Они должны обеспечивать последовательность изложения материала. Не допускается в плане повторения названия темы.
План курсовой работы разрабатывается студентом самостоятельно и согласуется с руководителем. В процессе работы над темой план может уточняться и дополняться.
Письменное изложение темы
Самый ответственный и трудоемкий – этап написания курсовой работы. Здесь студент должен проявить умение самостоятельно мыслить, анализировать данные, делать обобщения, выводы. Пока та или иная проблема не изложена, не сформулирована в определенной логической форме, она остается не до конца ясной.
При изложении работы необходимо выдержать ее соответствие предмету дисциплины «Международный бизнес», а также четкое соответствие требованиям к структуре курсовой работы.
Во введении студент, чётко сформулировав проблему, обосновывает актуальность темы. Указываются основные характеристики курсовой работы (проблема, объект, предмет, цель, задачи). Для их правильного определения достаточно ответить на вопросы:
а) проблема – это теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, задача, подлежащая исследованию | Какие существуют противоречия в реальной действительности, не обоснованные теоретически? Что надо изучить из того, что ранее не было изучено? |
б) актуальность темы | Почему данную проблему нужно изучать в настоящее время? |
в) объект – это процесс или явление, подлежащие изучению | Что непосредственно рассматривается, изучается? На что направлено исследование? |
в) предмет исследования – это то, на что направлена деятельность познания | Как рассматривается объект? Какие новые отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование? |
г) цель – это то, что намечено достигнуть | Какой результат исследования намерен получить автор? |
д) задачи | Какие вопросы требуют разрешения для достижения цели? Что конкретно нужно сделать, чтобы желаемый результат был получен? |
При этом нужно показать значимость выделенной проблемы; степень теоретической изученности темы через обзор используемой литературы; обозначить недостаточно изученные аспекты; указать методы исследования. В конце введения можно обосновать структуру курсовой работы. По объёму введение не должно превышать 3-4 страниц печатного текста.
Основная часть работы выполняется в строгом соответствии с планом. Главная задача состоит в том, чтобы аргументировано раскрыть тему, на основе анализа различных концепций выработать свою позицию или указать, почему из многообразия точек зрения выбирается данная. В работе нужно избегать отвлечённых рассуждений. Используемый материал должен быть нацелен на достижение поставленных задач.
В первой части курсовой работы рассматривается история и теория исследуемого вопроса, дается критический анализ литературы и уже имеющихся разработок по теме.
Во второй части автор увязывает теорию с фактическим положением дел в изучаемой области, раскрывает методы, организацию и результаты самостоятельно проведенного исследования. Важным моментом в работе является анализ результатов. Желательным является использование современных информационных технологий для расчетов и анализа данных.
В заключении содержатся итоги работы, последовательное и логическое изложение выводов, к которым пришел автор, указываются их практическая значимость, дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность, в нем не следует повторять содержание введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы:
Зачем предпринято студентом данное исследование?
Что сделано?
К каким выводам пришел автор?
Таким образом, работа должна быть написана логически последовательно, хорошим литературным языком. При этом должно быть соблюдено единство стиля изложения, орфографическая и синтаксическая грамотность. Следует избегать громоздких и пространных предложений и, вместе с тем, чрезмерно кратких, слабо связанных между собой фраз. Не следует превышать установленный объем работы (30-40 печатных страниц).
Оформление курсовой работы
4.1 Титульный лист, реферат, содержание
Образец выполнения титульного листа курсовой работы представлен в приложении Б.
Оформление реферата
Реферат должен содержать сведения об объеме теоретической части курсовой работы, количестве иллюстраций, таблиц, использованных источников, приложений, перечень ключевых слов и текст реферат.
Перечень ключевых слов должен включать oт 5 до 15 слов или словосочетаний из текста курсовой работы, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются строчными буквами в строку через запятые.
Текст реферата должен отражать объект исследования, цель работы, ее методы и результаты.
Выполняется на одном листе интервал между строк 1,5 или 1,0 в зависимости от объёма. Объем реферата - не более 0,75 страницы. Пример оформление реферата представлен в Приложении В.
Оформление содержания
Номера разделов приводят от начала строки, подразделов после абзацного отступа, равного двум знакам относительно номеров разделов. После заголовка каждого структурного элемента, раздела (при необходимости-подраздела) ставят отточие затем указывают номер страницы. Слово содержание располагают по центру части страницы, с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом. В элементе «Содержание» при необходимости продолжения записи заголовки раздела или подраздела на второй (последующей) строке начинают на уровне заголовка на первой строке, а при продолжении записи заголовку приложения на уровне записи обозначения приложения.
Оформление введения
Во введении обосновывается актуальность темы работы, формируются цели и задачи, определяются объект и методы исследования.
Во введении формируются теоретическое и практическое значение темы обосновываются новые её связь с состоянием развития науки и техники в конкретной области, новизна подходов к решению поставленной в работе цели.
Слово «Введение» размещают по центру страницы строчными буквам начиная с первой прописной, выделяют полужирным шрифтом увеличенным размером шрифта (кегль 16) и не нумеруют. Отступ (абзац) 1,5 см. Текст введения не делят на пункты, подпункты и т. п. Нумерация разделов начинается после структурного элемента «Введение». Рекомендуемый объем раздела-до трех страниц.
Пример
Введение
Развитие международных автомобильных перевозок играет исключительно важную роль в развитии экономики любого государства.
Оформление нормативных ссылок
Элемент «Нормативные ссылки» включают в работу, если в тексте даны ссылки и нормативные документы.
Элемент начинают со слов: «В настоящей работе использованы ссылки на следующие нормативные документы...».
Перечень документов излагают в следующем порядке:
- технические регламенты РФ;
- национальные стандарты Российской Федераций (ГОСТ Р);
- межгосударственные стандарты (ГОСТ), действующие на территории РФ;
- международные стандарты;
- правила и рекомендации по стандартизации.
В перечне ссылочных нормативных документов указывают полные обозначения этих документов с цифрами года принятия и их наименования (наименование приводят в сокращенном виде), размещая эти документы в порядке возрастаний регистрационных номеров обозначений.
При оформлении раздела необходимо проверить действие ссылок указанных стандартов.
Пример
Нормативные ссылки
В настоящей курсовой работе использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ Р 1.5-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, оформления и обозначения.
4.4 Термины и определения
В этом разделе содержатся определения, необходимые для уточнения и разъяснения терминов, используемых в курсовой работе.
Перечень начинается со слов: «В настоящей курсовой работе применяются следующие термины с соответствующими определениями...».
Стандартными считаются термины, установленные Федеральным законом Российской Федерации, ГОСТ или ГОСТ Р, термины и определения раздела 01 Общероссийского классификатора стандартов OK 001. При необходимости используют термины, принятые на международном уровне и приведенные в соответствующих документах (стандартах, директивах и пр.).
Каждой терминологической статье (термин и его определение, приведенные месте) присваивают номер. После каждой терминологической статьи ставят точку.
Термин записывают с прописной буквы и отделяют от определения дефисом.
Пример
2 Термины и определения
В настоящей курсовой работе применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира, доставить багаж в пункт назначения и выдать багаж управомоченному на его получение лицу.
Пассажир - физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира.
Сокращения
В этом разделе содержится перечень сокращений, применяемых в пояснительной записке. Запись сокращений приводят в алфавитном порядке с необходимыми расшифровкой и пояснениями.
Пример
Сокращения
В настоящей курсовой работе применяются следующие сокращения с соответствующими определениями:
АСМАП– Ассоциация международных автомобильных перевозчиков.
ДОПОГ– Конвенция о дорожной перевозке опасных грузов
Оформление текста основной части
Курсовая работа выполняется любым способом
рукописно или с помощью средств компьютерной техники на одной стороне формата А4 по ГОСТ 2.301 через полтора интервала. Отступ (абзац) 1,5 см Цвет шрифта должен быть черным, гарнитура шрифта Times New Roman высота букв - 14 пунктов. Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое - не менее 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 25 мм, левое - 30 мм.
В работе не допускается применять:
-обороты разговорной речи, техницизмы и профессионализмы;
-для одного и того же понятия различные научно-технические термины, по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
-произвольные словообразования.
Точка не ставится:после заголовков структурных элементов, разделов, подразделов, названий таблиц и иллюстраций, обозначения единиц величин (с - секунда, г -грамм, мин-минута, руб - рубль и т. д.).
Точка ставитсяпосле сносок, примечании (в том числе в таблицах), сокращений мес. - месяц, г. - год, с. - страница, р. - рубль).
Текст работы делят на структурные элементы: разделы, подразделы, пункты, подпункты. Разделы могут делиться на пункты или на подразделы с соответствующими пунктами. Пункты при необходимости могут делиться на подпункты.
Разделы, подразделы, пункты и подпункты нумеруются арабскими цифрами. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста основной части. После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта точку не ставят, а отделяют от текста пробелом.
Заголовки разделов и подразделов должны четко и кратко отражать содержание соответствующих разделов, подразделов, пунктов. Подпункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки печатают, отделяя их от текста интервалом (одной пробельной строкой (Enter), начиная с прописной буквы, не приводя точку в конце и не подчеркивая. При этом номер раздела (подраздела или пункта) печатают после абзацного отступа. В заголовках не допускается перенос слова по слогам, применение римских цифр, математических знаков и греческих букв.
Заголовки структурных элементов: «Введение», «Реферат», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложение» (обозначение и наименование) располагают по центру, не нумеруя.
При оформлении между заголовком структурного элемента и текстом основной части, заголовком раздела и текстом основной части необходимо оставлять двойной интервал (от 10 до 15 мм или пропуск одной строки).
Ссылки на используемые источники указываются в квадратных скобках [3] или [3,4,7].
Переносы
Должны соблюдаться все грамматические правила переносов, а также специальные правила, приведенные ниже.
Не должны быть разделены переносом:
- сокращения, аббревиатуры, например: АСМАП, ДОПОГ, ГОСТ 7.32;
- сокращенные выражения: и т. д., и т. п.;
- цифры, образующие одно понятие; в случае необходимости могут быть разделены числа, соединенные знаком тире, например: 1941-1945 гг., Х-ХП вв. н. э., причем знак тире оставляется на первой строке.
Не допускаются переносы, которые могут исказить смысл, а также неблагозвучие. Не отделяются при переносе из одной строки в другую:
- фамилии от инициалов или один инициал от другого;
- сокращенные слова от имен собственных, к которым они относятся, например: гр. Иванов В.В., г. Краснодар, ул. Московская;
- цифры или буквы со скобкой или точкой (при перечислении) от с за ними слова;
- римские или арабские цифры от их сокращенных или полных наименований например: 1990 г., 1000 руб, XX век;
- знаки и обозначения (№, §, %) от следующих за ними цифр, например №, 100 %, § 5 (можно переносить: 100 рублей, страница 41);
При оформлении текста работы следует использовать стандартную терминологию.
Разделение пробелами
Не разделяются пробелами:
- точки или запятые от предшествующего текста;
- многоточие, как знак паузы, от предшествующего и следующего за ними слова;
- тире между цифрами, обозначающими пределы величины;
- тире от запятой и кавычек;
- знак дефис между союзами и при переносе;
- кавычки и скобки от заключенных в них слов;
- знаки сноски от предшествующей точки или запятой;,
- знаки плюс, минус и плюс-минус.
Разделяют пробелами:
- знаки процентов, градусов, минут и секунд от цифры (исключения составляют обозначения в виде знака поднятого над строкой, перед которым пробел не оставляют;
- тире между словами с обеих сторон;
- тире в прямой речи в начале абзаца;
- знак дефис внутри текста, набранного вразрядку;
- знаки сноски-цифры и звездочки от следующего за ними
Перечисления
В тексте работы перечисления выделяют абзацным отступом, который используется только в первой строке. Перед каждой позицией перечисления ставят дефис. Если обходимо в тексте сослаться на одно или несколько перечислений, то перед каждой позицией вместо дефиса ставят строчную букву, приводимую в алфавитном порядке, а после нее - скобку.
Для дальнейшей детализации перечисления используют арабские цифры впереди которых ставят скобку, приводя их со смещением вправо на два знака относительно перечислений, обозначенных буквами.
пример
Общая система контролирующих органов и организаций включает:
- государственные органы федеральною значения, в чьем ведении находятся;
а) государственное управление:
1) Главное контрольное управление Президента РФ;
2) Счетная палата РФ;
б) здравоохранение и обеспечение безопасных условий жизни;
- негосударственные контролирующие органы:
а) союзы потребителей;
б) профессиональные союзы.
Построение таблиц
Построение таблиц в работе должно соответствовать: ГОСТ 2.105. Наименование таблицы при его наличии должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Наименование следует помещать над таблицей с интервалом 3-5 мм от границ таблиц. Слева над таблицей размещают слово «Таблица», после его приводят номер таблицы и ее наименование, точку не ставят. На все таблицы приводят ссылки в тексте работы. При этом пишут слово «таблица»указывают ее номер.
Пример
Т а б л и ц а 4 - Развитие сети автомобильных дорог России до 2015 года
Целевые индикаторы и показатели | 2010 год | Результат к 2015 г. | |
Доля автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям по сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения | % | 39,6 | 48,56 |
Доля автомобильных дорог общего пользования федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки | % | 27,6 | 34,72 |
Прирост протяженности автомобильных дорог федерального значения, на которых будут устранены ограничения пропускной способности | км |
Таблицы нумеруются арабскими цифрами, нумерация сквозная или по разделам. Например, Таблица 2.4- Наименование таблицы.
Заголовки пишут с прописной буквы, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовка и подзаголовка таблиц точки не ставят.
Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм (10 пунктов). Разрешается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.
Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается. Нумерация граф таблицы арабскими цифрами допускается в тех случаях, когда в тексте документа имеет ссылки на них, а также при делении таблицы на части.
Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице физической величины, то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа после названия.
Оформление иллюстраций
Оформление иллюстраций проводят в соответствий с требованиями ГОСТ Р 1.5. Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией либо внутри раздела Например - Рисунок 1.1. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1».
Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименования и пояснительные данные. Слово «Рисунок» и наименование помещают под рисунком после пояснительных данных и располагают следующим образом:
Например
Рисунок 6 - Распределение подвижного состава действительных членов АСМАП по маркам транспортных средств (по состоянию на 01.12.2010 г.), ед.
Сокращения
При оформлении текста работы следует использовать сокращения:
- общепринятые, например: и т. д., и т. п., д-р - доктор, г-жа - госпожа, ун-т -университет;
-сокращения-аббревиатуры, например: РФ, АСМАП, ЕСТР;
- общепринятые специальные, например: УВЧ - ультравысокая частота (техн.), ФЗ – федеральный закон;
- в ссылках и сопоставлениях внутри текста, например: том - т., пункт - п., выпуск - вып., смотри - см., издание - изд., сравни - ср., приложение - прил., страница -с., часть - ч., раздел - разд.
Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельнойнумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например - Рисунок А.З.
Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например — Рисунок 1.1.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Е, 3, И, О, Ч, Ь, Ы„ Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.
Если в документе одна таблица, она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В. 1», если она приведена в приложении В.
Приложения должны иметь общую с основной частью нумерацию страниц и перечислены в содержании, могут иметь разделы, подразделы, рисунки, таблицы, формулы, при обозначении которых должно присутствовать обозначение приложения. Например, Рисунок Б 4.
Заключение
Заключение должно содержать общие выводы по работе, предложения по использованию результатов, рекомендации по совершенствованию, возможные пути развития.
Оформление списка использованных источников
Список должен содержать сведения об источниках, использованных в ходе выполнения курсовой работы. Описания источников приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5, ГОСТ 7.80 и ГОСТ 7.82.
Источники в списке следует располагать в порядке появления ссылок на них в тексте работы, нумеровать арабскими цифрами с точкой и печатать с абзацного отступа.
При необходимости в «Список использованных источников» могут быть включены не упомянутые в тексте работы нормативные документы, документы, принятые Федеральными органами исполнительной власти России, использованные издания, а также ссылки на электронные ресурсы официальных web-сайтов.
На, каждый источник должна быть, по крайней мере, одна ссылка в тексте. При ссылке в тексте на источник ставится его порядковый номер по списку использованных источников, заключенный в квадратные скобки.
При необходимости ссылки на конкретный фрагмент текста источника, в квадратных скобках проставляют, кроме номера источника, номер страницы, на которой помещен фрагмент.
Примероформления библиографических ссылок