Изучение литературы и других источников

Изучение литературы и других источников необходимо для того, чтобы:

1. Отделить известное от неизвестного.

2. Зафиксировать установленные факты, накопленный опыт.

3. Четко очертить изучаемую проблему.

Этапы работы с литературой

1. Составление списка подлежащих изучению произведений (библиографии).

А) Список должен включать:

- книги;

- журналы;

- статьи в сборниках;

- реферативные обзоры;

- авторефераты диссертаций и т.д.

Б) Где брать:

- библиотечный каталог;

- электронный каталог;

- Интернет;

- справочный и библиографический аппарат книг, имеющийся в распоряжении исследователя.

В) Библиография должна включать следующую информацию:

- кто автор или редактор книги, брошюры, статьи;

- ее название;

- место и год издания;

- издательство;

- том, выпуск и номер издания;

- город, где была выпущена книга;

- общее количество страниц в источнике.

Лучше всего выписать данные по каждому источнику на отдельную карточку или занести в базу компьютера. Полезно указать и библиотечный шифр.

2. Первичное ознакомление с литературой и другими источниками.

Для того, чтобы иметь представление о проблематике того или другого произведения, необходимо ознакомиться с аннотацией, введением, оглавлением, заключением, бегло просмотреть содержание книги.

После этого определяют способ проработки издания: тщательное изучение с конспектированием или выборочное с выписками.

Все необходимое следует выписать на карточках или отдельных листах бумаги с точными ссылками на источник. Тут же полезно зафиксировать свои мысли и замечания. В собственных книгах – пометки карандашом на полях, закладки.

3. Результаты изучения литературы по каждому вопросу можно оформить в виде тематических обзоров, в которых:

- изложить сущность отдельных положений;

- выявить основные точки зрения, вскрыть совпадающее и различающееся в них;

- обозначить малоразработанные, неясные и дискуссионные положения;

- подчеркнуть, что нового, оригинального вносит автор каждой работы;

- выразить свое отношение к авторским позициям, к полученным исследователем выводам.

Изучение литературы и документов продолжается в ходе всего исследования. Вновь обнаруженные факты побуждают по-новому продумывать и оценивать содержание изученных источников, стимулируя интерес к вопросам, на которые ранее не было обращено достаточно внимания.

Метод моделирования и интерпретационные методы.

Метод моделирования

Метод моделирования отличен как от теоретического метода, да­ющего обобщенное, абстрагированное знание, так и от эмпиричес­кого. При моделировании исследователь пользуется методом анало­гий, умозаключением "от частного к частному", тогда как экспери­ментатор работает с помощью методов индукции (математическая статистика является современным вариантом индуктивного выво­да). Теоретик пользуется правилами дедуктивного умозаключения, разработанными еще Аристотелем.

Для исследователя, применяющего моделирование, модель — ана­лог объекта. Моделирование используется тогда, когда невозможно провести экспериментальное исследование объекта. К таким объек­там относятся уникальные системы, недоступные эксперименталь­ному изучению, или системы, на которых эксперимент производить по моральным соображениям нельзя: Вселенная, Солнечная систе­ма, экосистема национального парка "Лосиный остров" и человек как объект, например, ряда медицинских и психофармакологичес­ких исследований. Иногда модель выбирается исходя из принципа удобства, большей простоты и экономичности проведения исследо­вания. Так, вместо испытания гигантского корабля первоначально исследуется его плавучесть на модели (с учетом принципиально важ­ных масштабных искажений). Вместо того, чтобы исследовать осо­бенности элементарных форм научения и познавательной активности у человека, психологи успешно используют для этого "биологичес­кие модели": крыс, обезьян, кроликов и даже свиней.

Различают "физическое" и "знаково-символическое" моделиро­вание.

"Физическая" модель исследуется экспериментально.

"Знаково-символическая" модель, как правило, реализуется в виде бо­лее или менее сложной компьютерной программы, и исследование ее поведения — дело теоретиков.

Проблема "внешней" валидности метода моделирования особенно остра, так как его успех зависит от меры сходства объекта исследования с его аналогом.

Интерпретационные методы

К интерпретационным методам относят методы представления и обработки данных. Так как в разных науках есть существеннее отличия в данной группе методов, то мы их будем рассматривать при ознакомлении с параграфом «Классификация методов психологического исследования».

Наши рекомендации