Тема : Техническое обслуживание генераторов тракторов и дорожных самоходных машин. Неисправности генераторов, способы их предупреждения и устранения.
Практическое занятие №13
Тема : Техническое обслуживание генераторов тракторов и дорожных самоходных машин. Неисправности генераторов, способы их предупреждения и устранения.
Цель работы: практическое приобретение учащимися навыков и умений по проведению технического обслуживания генераторов тракторов и дорожных самоходных машин. Определение неисправности генераторов, причин их возникновения, способов предупреждения и устранения.
Материально-техническое обеспечение:
– генератор
– Контрольно-диагностические приборы;
- комплект инструмента слесаря – ремонтника.
Содержание работы
Генератор — электрическая машина, преобразующая механическую энергию первичного двигателя в электрическую энергию. Генератор служит для питания потребителей электрической энергией и зарядки аккумуляторной батареи при определенной частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Рисунок - Общее устр. и принцип работы генератора
Ежедневно перед началом работы проверяйте исправность генератора по указателю напряжения.
Перед обслуживанием очистите генератор от пыли и грязи. Проверьте состояние и надежность крепления проводов, подходящих к генератору, крепление генератора к дизелю, отсутствие повышенных осевых и радиальных люфтов в шарикоподшипниках (по повышенному шуму генератора).
Чтобы не вывести из строя элементы генератора при обслуживании электрооборудования трактора, выполняйте приведенные ниже требования
В процессе эксплуатации при ТО-1 и ТО-2 проверяют и регулируют напряжение приводного ремня генератора, а также крепление генератора и реле-регулятора.
При ТО-2 очищают генератор от грязи, снимают щеткодержатель и проверяют состояние щеток, давление пружин и контактные кольца. Устраняют выявленные неисправности и продувают сжатым воздухом внутреннюю полость генератора.
При подготовке автомобиля, трактора к зимней эксплуатации при очередном ТО-2 дополнительно выполняют следующие работы. Снимают генератор, проверяют его техническое состояние и при необходимости разбирают генератор, проверяют состояние обмоток и узлов, устраняют выявленные неисправности, заменяют дефектные узлы н детали. Перед сборкой продувают сжатым воздухом корпус, ротор и другие детали. Заменяют смазку подшипников, при этом снимают защитное кольцо, промывают подшипник, заполняют его смазкой на 70 % объема полости между шариками и устанавливают кольцо на место. В закрытые подшипники смазку не добавляют. После сборки проверяют работу генератора на стенде.
Можно проверить генератор без снятия с машины путем измерения напряжения на зажимах «плюс» и «минус» генератора, а затем напряжения на «плюсе» и «минусе» регулятора при средней и большей частоте вращения двигателя.
Через одно ТО-2 проверяют и при необходимости регулируют регулятор напряжения. При подготовке автомобиля, трактора к зимней эксплуатации в северных районах регулируют регулятор на повышенное напряжение, что необходимо для полного заряда аккумуляторной батареи
Перед регулировкой контактных регуляторов необходимо осмотреть рабочую поверхность контактов и замерить зазоры между якорьком и сердечником, якорьком и ярмом, а в реле типа РР380 и РР362 — между контактами. Окисленные контакты нужно зачистить стеклянной бумагой зернистостью 140... 170, а затем протереть замшей или плотной тканью, смоченной спиртом или очищенным бензином.
Плоскости контактов должны быть параллельны, а оси контактов Должны совпадать.
Проверка статора генератора
Подготовительные работы
— Снимаем генератор с двигателя автомобиля
— Разбираем генератор и извлекаем статор
— Очищаем статор от грязи
Проверяем на наличие обрыва
Прижимаем щупы мультиметра в режиме омметра к выводам обмотки статора. Если обрыва нет, прибор покажет сопротивление в пределах 10 Ом. Если присутствует обрыв»в обмотках статора, то есть ток по ним не проходит, то сопротивление стремится к бесконечности. Проверяем таким образом поочередно все три вывода.
Практическое занятие №14
Содержание работы
Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока, прокручивающий коленчатый вал с частотой необходимой для пуска двигателя. При прокручивании маховика двигателя стартер должен преодолеть момент сопротивления, создаваемый силами трения и компрессией. При этом пусковая частота вращения при положительных температурах для бензиновых двигателей составляет 40-50 об/мин, а для дизельных двигателей 100-250 об/мин
Рисунок 1.1 - Устройство стартера автомобиля (схема устройства)
Принцип работы стартера
Принцип работы стартера заключается в следующем: при замыкании контактов замка зажигания по втягивающей обмотке тягового реле протекает ток, плунжер электромагнита втягивается и включается удерживающая обмотка электромагнита, плунжер (сердечник) электромагнита и соединенный с ним рычаг (вилка) перемещает шестерню бендикса. Одновременно плунжер (сердечник) давит на пластину, которая в момент ввода шестерни в зацепление с венцом маховика замыкает контакты. Ток через замкнутые контакты поступает в обмотку электродвигателя, и якорь начинает вращаться. После запуска двигателя водитель с помощью замка зажигания разрывает цепь обмотки электромагнита, под действием пружины размыкаются контакты электромагнита, и шестерня бендикса возвращается в исходное положение.
Ремонт стартера
Разборочные работы, осуществляемые в процессе ремонта стартера
Перед ремонтом снимают стартер с двигателя и разбирают. Необходимо отвернуть гайку на нижнем контактном болту тягового реле и отсоединить от него вывод обмотка статора. Отвернуть гайки крепления тягового реле и снять его.
Отвернуть винты и снимять защитный кожух 8 (рисунок 3.1). Снять стопорную шайбу 9, вывернуть стяжные болты 12 и отсоединить корпус 11 с крышкой 5 от крышки 1 с якорем 13. Вынуть заглушку 2 из передней крышки.
Отвернуть винты крепления к щеткодержателям выводов обмотки статора, и отсоединить корпус от крышки 5. Снять пружины 7 и щетки 6.
Расшплинтовать и вынуть из крышки ось рычага 3 привода стартера. Вынуть рычаг и якорь с приводом из крышки, а затем отсоединить рычаг от привода.
Чтобы снять с якоря привод, удалить стопорное кольцо из-под ограничительного кольца 16. Привод разбирается после снятия со ступицы муфты стопорной шайбы.
Если тяговое реле выполнено в разборном исполнении, т.е. детали реле не завальцованы в его корпусе, то для его разборки нужно отвернуть гайки стяжных болтов и отпаять выводы обмоток от штекера "50" и от наконечника, закрепленного на нижнем контактном болту тягового реле.
После разборки продуть детали сжатым воздухом и протереть.
Рисунок 3.1 - Детали стартера 35.3708
Сборка
Сборка стартера производится в порядке, обратном разборке.
При окончательной затяжке стяжных винтов необходимо совместить штифты и пазы на крышках и корпусе.
Проверить величину осевого люфта якоря, которая должна быть примерно 1 мм.
После сборки необходимо проверить работу стартера на стенде. При включении стартера привод должен перемещаться на шлицевой части вала без заеданий и возвращаться в исходное положение под действием возвратной пружины. При повороте шестерни рукой по часовой стрелке якорь не должен трогаться с места, при обратном вращении шестерня должна вращаться вместе с валом. Необходимо произвести проверку и регулировку стартера.
Рисунок - Замер положения шестерни привода в выключенном состоянии |
Установка шестерни в выключенном положении должна соответствовать. Расстояние А от привалочной плоскости фланца стартера должно равняться 34 мм.
Практическое занятие №13
Тема : Техническое обслуживание генераторов тракторов и дорожных самоходных машин. Неисправности генераторов, способы их предупреждения и устранения.
Цель работы: практическое приобретение учащимися навыков и умений по проведению технического обслуживания генераторов тракторов и дорожных самоходных машин. Определение неисправности генераторов, причин их возникновения, способов предупреждения и устранения.
Материально-техническое обеспечение:
– генератор
– Контрольно-диагностические приборы;
- комплект инструмента слесаря – ремонтника.
Содержание работы
Генератор — электрическая машина, преобразующая механическую энергию первичного двигателя в электрическую энергию. Генератор служит для питания потребителей электрической энергией и зарядки аккумуляторной батареи при определенной частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Рисунок - Общее устр. и принцип работы генератора
Ежедневно перед началом работы проверяйте исправность генератора по указателю напряжения.
Перед обслуживанием очистите генератор от пыли и грязи. Проверьте состояние и надежность крепления проводов, подходящих к генератору, крепление генератора к дизелю, отсутствие повышенных осевых и радиальных люфтов в шарикоподшипниках (по повышенному шуму генератора).
Чтобы не вывести из строя элементы генератора при обслуживании электрооборудования трактора, выполняйте приведенные ниже требования
В процессе эксплуатации при ТО-1 и ТО-2 проверяют и регулируют напряжение приводного ремня генератора, а также крепление генератора и реле-регулятора.
При ТО-2 очищают генератор от грязи, снимают щеткодержатель и проверяют состояние щеток, давление пружин и контактные кольца. Устраняют выявленные неисправности и продувают сжатым воздухом внутреннюю полость генератора.
При подготовке автомобиля, трактора к зимней эксплуатации при очередном ТО-2 дополнительно выполняют следующие работы. Снимают генератор, проверяют его техническое состояние и при необходимости разбирают генератор, проверяют состояние обмоток и узлов, устраняют выявленные неисправности, заменяют дефектные узлы н детали. Перед сборкой продувают сжатым воздухом корпус, ротор и другие детали. Заменяют смазку подшипников, при этом снимают защитное кольцо, промывают подшипник, заполняют его смазкой на 70 % объема полости между шариками и устанавливают кольцо на место. В закрытые подшипники смазку не добавляют. После сборки проверяют работу генератора на стенде.
Можно проверить генератор без снятия с машины путем измерения напряжения на зажимах «плюс» и «минус» генератора, а затем напряжения на «плюсе» и «минусе» регулятора при средней и большей частоте вращения двигателя.
Через одно ТО-2 проверяют и при необходимости регулируют регулятор напряжения. При подготовке автомобиля, трактора к зимней эксплуатации в северных районах регулируют регулятор на повышенное напряжение, что необходимо для полного заряда аккумуляторной батареи
Перед регулировкой контактных регуляторов необходимо осмотреть рабочую поверхность контактов и замерить зазоры между якорьком и сердечником, якорьком и ярмом, а в реле типа РР380 и РР362 — между контактами. Окисленные контакты нужно зачистить стеклянной бумагой зернистостью 140... 170, а затем протереть замшей или плотной тканью, смоченной спиртом или очищенным бензином.
Плоскости контактов должны быть параллельны, а оси контактов Должны совпадать.
Проверка статора генератора
Подготовительные работы
— Снимаем генератор с двигателя автомобиля
— Разбираем генератор и извлекаем статор
— Очищаем статор от грязи