И природу в их истинном, первозданном
Виде, отваживаясь на путешествие и экскурс,
Пренебрегая комфортом и придаваясь стихии
Первородных теорий и практике самооткрытий
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….. 4
I. Целевая установка и задачи дисциплины……………………………………………………………………………… 5
II. План изучения дисциплины по темам и видам занятий…….……………………………...………………… 7
III. Содержание дисциплины по темам..…………………………………………………………………………………… 10
IV. Вопросы к итоговому контролю…………………………………………………………………………………………… 15
V. Литература и источники информации………………………………………………………………………………….. 16
VI.Организационно-методические указания (гарантийные условия)……………………………………….. 17
VII. Глоссарий (словарь терминов)……………………………………………………………………………………………. 21
VIII. Задания для самостоятельной работы и тесты для самопроверки……………………………………… 67
IX. Примеры опорных тематических конспектов……………………………………………………………………… 70
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………… 74
Об авторе…………………………………………………………………………………………………………………………………. 75
Введение
Гостеприимство, туризм, экскурсизм, социально-культурный сервис как отрасли экономики представлены в целом ряде дисциплин высшего профессионального образования. С точки зрения организации обслуживания, сферы услуг эти феномены общественной жизни изучаются только в рамках данного курса. Слияние туристского и экскурсионного обслуживания в один предмет изучения имеет очевидные основания. Во-первых, и туризм, и экскурсионизм есть суть поездки для смены обстановки и стиля обыденного образа жизни, отдыха, развлечений, узнавания нового, т.е. имеют родственные функции. Во-вторых, тур и экскурсия, схожи по структуре. В том и другом случае главным атрибутом (существенным признаком определения) является перемещение в пространстве. Различие лишь в сроке временного пребывания в иной местности. В-третьих, организация тура и экскурсии связаны, с одной стороны, задействованием одних и тех же элементов инфраструктуры гостеприимства, ресторации и отельерства, с другой стороны, их содержание выстраивается вокруг одних и тех же компонентов суперструктуры: культурных и природных объектов (ресурсов), вызывающих туристский и экскурсантский спрос. Есть и другие основания для их совместного рассмотрения в рамках формирования профессиональной квалификации и компетентности специалиста менеджмента организации.
В то же время туристское и экскурсионное обслуживание не может быть сведено в единую сферу. В современном туризме основные потребительские потоки формируются на базе, как правило, глобальных параметров смены места и цели путешествия. Экскурсии базируются на потребностях регионального масштаба и внутри туров. Это значит, что вполне практичным является существование экскурсионизма вне туризма, и наоборот. Легко представить тур без экскурсий (пляжный туризм и т.п.). Более того, несмотря на существующую практику включения в пакет услуг турфирм экскурсий, экскурсионный бизнес в большей степени представлен на рынке как самостоятельное направление сферы услуг. Экскурсионная деятельность в большей степени сосредоточена на формировании содержательной (суперструктурной) составляющей организации путешествия. В туристской сфере экскурсия нередко выступает как дополнительная услуга, заполняющая вынужденные времяпустоты основной линии тура. Например, так обстоят дела в деловом, научном и других целеопределениях туризма. К этому же отсутствие функции приюта (размещения, проживания в отеле) делает экскурсию (поездку до 24 часов) принципиально иным продуктом, нежели тур, где наличие пристанища на ночлег принципиально изменяет потребительские свойства предлагаемого продукта (товара, услуги).
Рассмотрению значимых моментов этих совпадений и различий в туристско-экскурсионном обслуживании с теоретической и практической позиций, организации управления хозяйственной деятельностью (менеджмента) и посвящена представляемая образовательная дисциплина.
Познание основ туристско-экскурсионного обслуживания (ТЭО) с учётом овладения базовыми положениями психологии и педагогики, философии, культурологии и других фундаментальных наук, закономерно (неотвратимо) создают надёжный каркас профессиональной культуры и успешной деятельности специалиста в бизнесе и жизни в целом. В отличие от Западной традиции в России туристско-экскурсионное обслуживание на протяжении более 100 лет выстраивалась сначала на энтузиазме пионеров новых видов деятельности, а позже как элемент общественной жизни. Переход на рельсы рыночного характера построения в связи с этим представляет для российской жизни некоторые сложности. В то же время это позволяет российскому туризму и экскурсионизму культивировать свои привлекательные стороны, определяющие конкурентные свойства. Понимание этих взаимосвязанных особенностей может обеспечить профессионалам повышенную прибыльность бизнеса. В противном случае, попытки копийно воспроизводить в России Западные механизмы организации бизнес-процессов, обречены на неуспех. При этом не сулит выгоды и пренебрежение общими законами организации производства услуг в сфере туризма и сервиса. Так, наличиствующие пробы строить, например, рестарационное (восстановительное) и отельное (разместительное) обслуживание на поддержке высоких цен априори оказываются несостоятельными. Принятие же общеевропейской стратегии «работы на обороте» в долгосрочной перспективе оказываются рентабельными практически при любых колебаниях рынка. Превышение спроса над предложением сохраняется за счёт постоянных клиентов и базирования на реальных запросах, а не искусственно выстраиваемых предпочтениях.
Из представленного ниже курса явствует, что базовая подготовленность в области основ ТЭО помогает специалисту осознать и планомерно использовать конкурентное преимущество только ему принадлежащего видения процессов формирования, продвижения и реализации продукта в границах организационно-правовых регламентаций деятельности. Опыт убедительно свидетельствует, что только измеряемое и воспроизводимое (научное) производство услуг может быть управляемым и, как следствие, прибыльным, несмотря на «фортели» рыночной конъюнктуры. Полидесятилетний опыт Уоррена Баффета, Билла Гейтса, компании Кола и других неопровержимо указывает на сбыточность формулы успешного бизнеса на базе научного профессионального подхода к организации бизнес-процессов. В совокупности с устойчивым мнением о перспективности качественного ТЭО это создаёт мотивацию к внимательному отношению и реальному овладению теоретическим положениями и практическими рекомендациями курса. Для менеджмента организации это по определению архиважно.
I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И задачи дисциплины
Учебно-методический материал по дисциплине «Туристско-экскурсионного обслуживания» разработан на базе федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки по «Менеджменту организации» и предназначен для студентов (образовантов). Научно-методологической основой его являются традиционные положения классических наук, а также авторское видение проблем культурогогики и педагогического конструирования как направления развития педагогического проектирования в контексте теории социального проектирования.
Целевая установка дисциплины по туристско-экскурсионному обслуживанию (ТЭО) определена в соответствии со стандартом и «Требованиями к обязательному минимальному уровню подготовленности лиц, успешно завершивших обучение» по программе «Менеджмента организации» с учётом требований работодателей и их общественных объединений профессионалов.
Практически установлено, что овладение курсом занятий этой дисциплины позволяет каждому человеку успешно задействовать весь потенциал конкурентных особенностей, гармонично дополняющих сильные стороны других участников бизнес-процессов и системы управления ими. В обыденной жизни знания и умения, приобретённые при изучении ТЭО, открывают новые горизонты для диагностики состояния субъектов рынка (организаций) и нахождения оптимального (с высшим доходом и наименьшими потерями) разрешения текущей и перспективной ситуации в хозяйственной деятельности в сфере туризма, экскурсионизма и социально-культурного сервиса.
Практическая значимость дисциплины определяется рядом параметров. Вооружённость рыночными инструментами ТЭО позволяет своевременно и эффективно решать целый ряд профессиональных задач в отведённое реальностью жизни время. В целом изучение организации и технологии ТЭО повышает производственный потенциал специалиста, делает его более осмысленным и, как следствие, более предсказуемым и действенным (результативным), что, в конечном итоге, и определяет успешность и наполненность профессиональной деятельности человека в современных условиях быстро изменяющейся жизни.
В связи с установленными целевыми параметрами дисциплины основной задачей изучения ТЭО определяется формирование научного системно-деятельностного подхода к решению профессиональных задач и проблемных хозяйственно-управленческих ситуаций на основе осознания юридической и материальной ответственности за итоги своей работы в должности.
Для решения этой задачи учебным планом отводится 124 академических часа, включая самостоятельную работу образованта. В качестве итоговой формы отчётности по результатам формирования профессионально важных качеств и свойств планом установлен экзамен.
В результате изучения дисциплины образовант обязан сформировать ряд культурных (самоосознанных) профессиональных (деятельностных) позиций, поддающихся формальному (экзаменационному) контролю. Отчётными, определяющими сформированность квалификации, среди них являются принятые в практике высшего профессионального образования:
Знание (словесное отражение значения и смысла в терминологической и понятийной форме): сущности тура, экскурсии и туристско-экскурсионной деятельности; диалектики концептуальных положений организации обслуживания в туризме и экскурсионизме; динамики общей и специальной нормативно-правовой базы этих бизнес-сфер на уровне конкретного содержания актуальных документов и действующих законодательных актов; организации и технологии формирования, продвижения и реализации туристского и экскурсионного продукта; практики современного транспортного, экскурсионного и информационного обеспечения в туризме.
Навыков (автоматизированных осознанных оптимальных действий, обретаемых в ходе практики в виде тренировок и запланированных учебным планом пребываний в производстве): формирования, продвижения и реализации продукции ТЭО; участия в оказании и оформлении услуг по транспортному, экскурсионному и информационному обеспечению в туризме.
Исходя из этого, в содержание и тематику дисциплины включены два раздела. Для овладения этими дидактическими единицами образовант (студент, интернетер) должен задействовать ранее приобретённые знания и навыки.
Поскольку цель проведения курса занятий состоит в формировании у студентов системы знаний и компетенции по технологии и организации туристско-экскурсионного обслуживания туристов и основ организации технологических процессов в туристских фирмах, как составной части подготовки специалистов-менеджеров туристской отрасли, дисциплина по организации и технологии ТЭО органически связана с дисциплинами «Индустрия туризма и гостеприимства», «География», «Менеджмент турфирмы» и «Экскурсоведение».
Поскольку частной задачей данной дисциплины является ознакомление студентов с правилами и методами обслуживания туристов на транспортных маршрутах, с деятельностью по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, с принципами организации технологических процессов в туристских фирмах в перечень текущего и рубежного контроля включёны: тестирование; письменные ответы на контрольные вопросы; устные выступления на занятиях и (по желанию) подготовку докладов, сообщений, реферативных работ (по выбору).
II. План изучения дисциплины по темам и видам учебных занятий
Учебное время образовательной дисциплины включает проведение аудиторных плановых занятий и самостоятельной работы студентов (образовантов), а также основные виды контроля. Время исчисляется академическими часами (45 мин.). Тематическое распределение учебного времени включает необходимое количество академических часов для изучения тем. При этом общее время изучения очной (дневной) формы обучения, очно-заочной (вечерней) и заочной остаётся неизменным (124 часа). Разница в часах аудиторных занятий восполняется обязательной самостоятельной работой студентов (образовантов). Это обуславливает равенство дипломов выпускников вуза на рынке труда. При индивидуальной и дистантной (дистанционной) форме обучения время очной сдачи всех видов контроля оговаривается отдельно в соответствии с договором.
Очная форма образования подразумевает максимальное время непосредственного взаимодействия с преподавателем в целях усвоения потенциала квалификации и компетентности посредством живой речи и диалога. Очная форма обучения предполагает меньшее время самостоятельной работы и большее время изложения информации в устном виде. По сложившейся традиции такое взаимодействие представляется наиболее эффективной траекторией образования требуемых знаний и навыков. Помимо информации живое слово несёт эмоциональную компоненту, воздействующую на чувственную область человека, наиболее эффективную у россиян. Кроме этого, очная форма в большей степени окутывает образованта (студента) вынужденными условиями пребывания в учебной аудитории. Для большинства учащихся это становится определяющим фактором включения в процесс. Самостоятельно заставить себя заниматься удаётся не всем.
Для очно-заочной (вечерней) формы в меньшей степени свойственна диалоговая манера передачи сведений. Здесь значима самостоятельная работа образованта (студента). Его собственное умение правильно (в соответствии с правилами) организовать и методически грамотно (без ошибок) выстроить дидактический (обучающий) цикл, а затем и процесс (совокупность циклов) становится основной гарантией успешности (производительности) изучения дисциплины в рамках избранного направления (специальности) и профиля (специализации) образования.
В то же время, при условии умения образованта правильно и эффективно организовать свой труд (самостоятельную работу), данная форма образовательного процесса становится более предпочтительной в части формирования компетентности, поскольку позволяет совмещать процесс образования с практикой профессиональной деятельности по избранному направлению. Ещё в большей степени это свойственно заочной форме обучения.
При заочной форме на способность образованта (студента) к самоорганизации и волевой саморегуляции возлагается ещё большая доля ответственности. В данном случае потребитель образовательной услуги обязан самостоятельно организовать не только закрепление знаний и выработку навыков, но и получение информации. В то же время эта форма позволяет максимально учитывать особенности индивидуального способа восприятия и практического освоения данных.
Кроме этого, изучение дисциплины возможно в индивидуальном и дистантном (дистанционном) формате. В первом случае в соответствии с договором образовант получает возможность свободного посещения занятий и индивидуальных консультаций. Во втором случае исключает транспортные расходы на получение образования и компенсирует отсутствие педагогического сопровождения компьютерной программой самостоятельного изучения дисциплины.
Наименование раздела, темы | Число учебных часов | ||||
Всего | Аудиторные | Самостоятельные | |||
Всего | Лекции | Практич. | |||
Раздел 1. Туристское обслуживание | 32/8/4 | 16/4/2 | 16/4/2 | 30/46/53 | |
Тема 1. Организационно-правовые основы туристского обслуживания | 15,5 | 8/2/1 | 4/1/0,5 | 4/1/0,5 | 7,5/11,5/13,5 |
Тема 2. Формирование туристского продукта | 15,5 | 8/2/1 | 4/1/0,5 | 4/1/0,5 | 7,5/11,5/13,5 |
Тема 3. Продвижение туристского продукта | 15,5 | 8/2/1 | 4/1/0,5 | 4/1/0,5 | 7,5/11,5/13,5 |
Тема 4. Реализация туристского продукта | 15,5 | 8/2/1 | 4/1/0,5 | 4/1/0,5 | 7,5/11,5/13,5 |
Тема 8. Туристские формальности | 15,5 | 8/2/1 | 4/1/0,5 | 4/1/0,5 | 7,5/11,5/13,5 |
Раздел 2. Экскурсионное обслуживание | 32/8/4 | 16/4/2 | 16/4/2 | 30/46/53 | |
Тема 5. Транспортно-экскурсионное обслуживание | 15,5 | 8/2/1 | 4/1/0,5 | 4/1/0,5 | 7,5/11,5/13,5 |
Тема 6. Экскурсное обслуживание | 15,5 | 8/2/1 | 4/1/0,5 | 4/1/0,5 | 7,5/11,5/13,5 |
Тема 7. Информационное обслуживание | 15,5 | 8/2/1 | 4/1/0,5 | 4/1/0,5 | 7,5/11,5/13,5 |
Тема 8. Анимационное обслуживание | 15,5 | 8/2/1 | 4/1/0,5 | 4/1/0,5 | 7,5/11,5/13,5 |
Итого | 64/32/16 | 32/16/8 | 32/16/8 | 60/92/106 |
Примечание: дробью определяется время на дневную/очно-заочную/заочную формы, которые оказываются равными с точки зрения качества получаемого образования (диплома).
III. Тематическое содержание программы