Построение индикаторной диаграммы двигателя с воспламенением от сжатия
Расчет и построение индикаторной диаграммы производится следующим образом.
1. Принимаются масштабы диаграммы:
– масштаб хода поршня MS = 1,5 мм в мм;
– масштаб давлений Mp = 0,08 МПа в мм.
2. Длина отрезка AB
мм.
3. Определяется отрезок OA
мм.
Определяется величина отрезка z′z
мм.
4. Из точки O, являющейся началом координат диаграммы, по оси абсцисс откладывается отрезок OA = 5 мм. Далее от точки A по оси абсцисс откладывается отрезок AB = 80 мм. Таким образом, длина отрезка OB составит
OB = OA + AB = 5 + 80 = 85 мм.
5. Определяется максимальная высота диаграммы (ординаты точек z′ и z), а также ординаты характерных точек
мм;
мм;
мм;
мм;
мм;
мм;
мм.
6. Характерные точки a (85; 1,99); b (85; 6,06); c (5; 94,23); r (5; 2,03); z¢ (5; 141,3) наносятся на диаграмму. Также на диаграмму наносится точка z, абсцисса которой равна
OXz = OA + z′z = 5 + 2 = 7 мм,
а ордината – = 141,3 мм.
Показывается величина давления окружающей среды p0.
7. Производится построение политроп сжатия и расширения аналитическим методом:
а) политропа сжатия строится при помощи выражения
мм;
б) политропа расширения строится при помощи выражения
мм.
Результаты определения точек политроп сжатия и расширения заносятся в табл. 14.1.
Таблица 14.1
Расчетная таблица к построению политроп сжатия и расширения
№ точек | OX, мм | OB/OX, мм | Политропа сжатия | Политропа расширения | ||||
Рx/Мр, мм | Рx, МПа | Рx/Мр, мм | Рx, МПа | |||||
5 | 17,00 | 47,41 | 94,35 | 7,55 | – | – | – | |
7 | 12,14 | 29,98 | 59,66 | 4,77 | 23,65 | 142,61 | 11,41 | |
10 | 8,50 | 18,44 | 36,70 | 2,94 | 15,05 | 90,76 | 7,26 | |
15 | 5,67 | 10,62 | 21,13 | 1,69 | 9,00 | 54,30 | 4,34 | |
20 | 4,25 | 7,18 | 14,28 | 1,14 | 6,25 | 37,71 | 3,02 | |
25 | 3,40 | 5,30 | 10,54 | 0,84 | 4,71 | 28,43 | 2,27 | |
35 | 2,43 | 3,35 | 6,66 | 0,53 | 3,08 | 18,56 | 1,48 | |
45 | 1,89 | 2,38 | 4,73 | 0,38 | 2,24 | 13,50 | 1,08 | |
55 | 1,55 | 1,81 | 3,60 | 0,29 | 1,74 | 10,47 | 0,84 | |
70 | 1,21 | 1,30 | 2,59 | 0,21 | 1,28 | 7,71 | 0,62 | |
85 | 1,00 | 1,00 | 1,99 | 0,16 | 1,00 | 6,03 | 0,48 |
8. Точки a и c соединяют плавной кривой, проходящей через вычисленные и нанесенные на поле диаграммы точки политропы сжатия, а точки z и b – кривой, проходящей через точки политропы расширения. Прямыми линиями соединяются точки точки c и z′; z′ и z, а также b и a. Принимается, что процесс выпуска протекает сначала при постоянном объеме от давления pb до давления pr (из точки b вертикально вниз), затем – при постоянном давлении pr от н.м.т. до в.м.т. (горизонтально до точки r), а процесс впуска сначала протекает также при постоянном объеме от давления pr до давления pa (из точки r вертикально вниз, если pa < pr или вверх, если pa > pr), затем – при постоянном давлении pa от в.м.т. до н.м.т. (горизонтально до точки a). Теоретическая индикаторная диаграмма приведена на рис. 14.1, а.
9. Скругление индикаторной диаграммы осуществляется на основании следующих соображений и расчетов. Учитывая достаточную быстроходность двигателя и величину наддува, ориентировочно устанавливаются следующие фазы газораспределения: впуск – начало (точка r′) за 25º до прихода поршня в в.м.т., а окончание (точка a²) – через 60º после прохода поршнем н.м.т.; выпуск – начало (точка b¢) принимается за 60º до прихода поршня в н.м.т., а окончание (точка a¢) через 25º после прохода поршнем в.м.т. Учитывая быстроходность дизеля, угол опережения впрыска q принимается равным 20º, а продолжительность периода задержки воспламенения – Dj1 = 8º.
В соответствии с принятыми фазами газораспределения и углом опережения зажигания определяют положение точек r¢, a², a¢, b¢, с¢ и f по формуле для перемещения поршня:
,
где l – отношение радиуса кривошипа к длине шатуна.
При построении индикаторной диаграммы предварительно принимается l = 0,270.
Расчеты абсцисс точек r¢, a², a¢, b¢, с¢ и f сведены в табл. 14.2.
Таблица 14.2
Расчетная таблица к скруглению индикаторной диаграммы
Обозначение точек | Положение точек | j | Расстояние от в.м.т. (AX), мм | |
r¢ | 25º до в.м.т. | 0,1178 | 4,7 | |
a¢ | 25º после в.м.т. | 0,1178 | 4,7 | |
a² | 60º после н.м.т. | 1,6013 | 64,1 | |
с¢ | 20º до в.м.т. | 0,0761 | 3,0 | |
f | 12º до в.м.т. | 0,0277 | 1,1 | |
b¢ | 60º до н.м.т. | 1,6013 | 64,1 |
Положение точки c² определяется из выражения
МПа;
мм.
Точка zд лежит на линии z′z ориентировочно вблизи точки z.
Точки r с a′; c′ с f и c′′ и далее с zд соединяются плавными кривыми; далее точка zд соединяется кривой расширения с точкой b′, а она – плавной кривой – с точкой b′′, которая соединяется с точками r′ и r линией выпуска. В итоге получается скругленная действительная индикаторная диаграмма ra′ac′fc″zдb′b″r.
Действительная индикаторная диаграмма (в уменьшенном масштабе) приведена на рис. 14.1, б.
Рис. 14.1. Индикаторная диаграмма дизеля: а – теоретическая; б – действительная |
Заключение
В данные методические указания входят методика теплового поверочного расчета двигателя внутреннего сгорания, примеры тепловых расчетов карбюраторного двигателя на режиме номинальной мощности и дизеля с наддувом. Приведены рекомендации по выбору справочных данных или эмпирических зависимостей, необходимых при осуществлении теплового расчета двигателя.
Знания, умения и навыки, полученные студентами в ходе выполнения курсовой и расчетно-графической работы, необходимы будущим инженерам для проведения теплового расчета силового оборудования транспортных средств, являющегося основой для последующих расчетов указанного оборудования, а, кроме того, для поиска оптимальных режимов работы силовых агрегатов и путей совершенствования конструкций двигателей.
Библиографический список
1. Автомобильные двигатели: учебник для студ. высш. учеб. заведений / М.Г. Шатров, К.А. Морозов, И.В. Алексеев и др.; под ред. М.Г. Шатрова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2010. – 464 с.
2. Автомобильные двигатели: Курсовое проектирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.Г. Шатров, И.В. Алексеев, С.Н. Богданов и др.; под ред. М.Г. Шатрова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2011. – 256 с.
3. Буров, А.Л. Тепловые двигатели: Учеб. пособие / А.Л. Буров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МГИУ, 2008. – 224 с.
4. Двигатели внутреннего сгорания: учебник для вузов / А.С. Хачиян, К.А. Морозов, В.Н. Луканин и др.; под ред. В.Н. Луканина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1985. – 311 с.
5. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 1. Теория рабочих процессов: учебник для вузов / В.Н. Луканин, К.А. Морозов, А.С. Хачиян и др.; под ред. В.Н. Луканина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2005. – 479 с.
6. Колчин, А.И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей: учеб. пособие для вузов / А.И. Колчин, В.П. Демидов. – 4-е изд., стер. – М.: Высшая школа, 2008. – 496 с.
7. Сборникзадач по технической термодинамике: Учеб. пособие для студентов вузов / Т.Н. Андрианова, Б.В. Дзампов, В.Н. Зубарев и др. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский дом МЭИ, 2006. – 356 с.
Содержание
Введение………………………………………….……………………........ | |
1. Исходные данные для проведения поверочного теплового расчета.…………………………………..………………………………. | |
2. Расчет параметров рабочего тела………………………….…………… | |
3. Расчет параметров окружающей среды и остаточных газов…………. | |
4. Расчет процесса впуска.………………………………………………… | |
5. Расчет процесса сжатия…………………………………………………. | |
6. Расчет процесса сгорания.……………………………………………… | |
7. Расчет процесса расширения…………………………………………… | |
8. Расчет процесса выпуска……………………………………………….. | |
9. Расчет индикаторных параметров рабочего цикла…………………… | |
10. Расчет эффективных показателей двигателя………………………… | |
11. Расчет основных параметров цилиндра и двигателя………………… | |
12. Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания………………………………………............... | |
13. Пример теплового расчета карбюраторного двигателя…….............. | |
14. Пример теплового расчета дизеля……................................................ | |
Заключение………………………………………………………………… | |
Библиографический список………………………………………………. |
Учебное издание