Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания

Индикаторная диаграмма ДВС строится с использованием данных расчета рабочего процесса.

1. При построении диаграммы ее масштабы рекомендуется выбирать с таким расчетом, чтобы получить высоту равной 1,2–1,7 ее основания. Масштабы диаграммы принимаются в следующих пределах: масштаб хода поршня MS = 0,5; 1,0; 1,5 мм в мм; масштаб давлений Mp = 0,020; 0,025; 0,040; 0,050; 0,070–0,100 МПа в мм.

2. Определяется длина отрезка AB, соответствующего рабочему объему цилиндра, а по величине равного ходу поршня S в масштабе MS, мм

Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания - student2.ru . (12.1)

3. Определяется отрезок OA, соответствующий объему камеры сгорания, мм

Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания - student2.ru . (12.2)

Для дизелей, работающих по циклу со смешанным подводом теплоты, также определяется величина отрезка z′z, соответствующего перемещению поршня, при котором продолжается подвод теплоты в цикл в процессе расширения (при постоянном давлении), мм

Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания - student2.ru , (12.3)

где ρ – степень предварительного расширения.

4. Из точки O, являющейся началом координат диаграммы, по оси абсцисс откладывается отрезок OA (мм). Далее от точки A по оси абсцисс откладывается отрезок AB. Таким образом, абсцисса A соответствует положению поршня в верхней мертвой точке (в.м.т.), а абсцисса B – в нижней мертвой точке (н.м.т.).

5. На основании данных теплового расчета определяется максимальная высота диаграммы (точка z), а также ординаты характерных точек, мм: Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания - student2.ru ; Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания - student2.ru ; Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания - student2.ru ; Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания - student2.ru ; Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания - student2.ru ; Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания - student2.ru .

6. Характерные точки a (B, Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания - student2.ru ); b (B, Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания - student2.ru ); c (A, Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания - student2.ru ); r (A, Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания - student2.ru ); z (A, Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания - student2.ru ) наносятся на диаграмму. Также показывается величина давления окружающей среды p0.

7. Производится построение политроп сжатия и расширения аналитическим методом.

Построение политропы сжатия производится с использованием зависимости, МПа

Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания - student2.ru , (12.4)

где px, Vx – давление и объем в искомой точке процесса сжатия.

Если привести параметры состояния рабочего тела в надпоршневом пространстве к масштабу диаграммы, то зависимость 12.4 может быть преобразована к следующему виду, мм

Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания - student2.ru , (12.5)

где OX – расстояние по оси абсцисс от начала координат до искомой точки процесса сжатия, мм.

Отношение Va/Vx, а соответственно и OB/OX, изменяется в пределах от 1 до ε (степень сжатия).

Построение политропы расширения производится с использованием зависимости, МПа

Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания - student2.ru , (12.6)

где px, Vx – давление и объем в искомой точке процесса расширения.

Если привести параметры состояния рабочего тела в надпоршневом пространстве к масштабу диаграммы, то зависимость 12.6 может быть преобразована к следующему виду, мм

Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания - student2.ru . (12.7)

Для бензиновых двигателей отношение Vb/Vx, а соответственно и OB/OX, изменяется в пределах от 1 до ε, а для дизелей – от 1 до δ=ε/ρ (степень последующего расширения).

Определение ординат расчетных точек политроп сжатия и расширения удобно производить в табличной форме (см. табл. 12.1).

Точки a и c соединяют плавной кривой, проходящей через вычисленные и нанесенные на поле диаграммы точки политропы сжатия, а точки z и b – кривой, проходящей через точки политропы расширения (координаты точек в табл. 12.1 приведены в графах 2 и 5 для политропы сжатия и в графах 2 и 8 для политропы расширения).

8. Для бензинового двигателя прямыми линиями соединяются точки с и z, а также b и a, а для дизеля – точки c и z′; z′ и z, а также b и a. Принимается, что процесс выпуска протекает сначала при постоянном объеме от давления pb до давления pr (из точки b вертикально вниз), затем – при постоянном давлении pr от н.м.т. до в.м.т. (горизонтально до точки r), а процесс впуска сначала протекает также при постоянном объеме от давления pr до давления pa (из точки r вертикально вниз), затем – при постоянном давлении pa от в.м.т. до н.м.т. (горизонтально до точки a).

Таблица 12.1

Расчетная таблица к построению политроп сжатия и расширения

№ точек OX, мм OB/OX, мм Политропа сжатия Политропа расширения
Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания - student2.ru Рxр, мм Рx, МПа Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания - student2.ru Рxр, мм Рx, МПа
1 2 3 4 5 6 7 8 9
               
. . .                
m*                

*m – количество расчетных точек.

9. Действительная диаграмма отличается от расчетной по ряду причин:

– в реальном двигателе за счет опережения зажигания (момент зажигания характеризуется точкой c′ на действительной диаграмме) или впрыска топлива рабочая смесь воспламеняется до прихода поршня в в.м.т. (момент воспламенения характеризуется точкой f) и повышает давление в конце процесса сжатия (на действительной индикаторной диаграмме конец процесса сжатия характеризуется точкой c′′);

– процесс видимого сгорания происходит при изменяющемся объеме и протекает по некоторой кривой от точки, соответствующей концу процесса сжатия на действительной диаграмме (точка c′′), до точки zд, а не по прямой cz для бензиновых двигателей или прямым cz′ и z′z для дизеля. При построении индикаторной диаграммы бензинового двигателя точка zд лежит на пересечении политропы расширения и изобары Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания - student2.ru , а при построении диаграммы дизеля – на прямой z′z ориентировочно вблизи точки z;

– открытие выпускного клапана до прихода поршня в н.м.т. (характеризуется точкой b′ на действительной диаграмме) снижает давление в конце расширения (точка b′′, характеризующая параметры рабочего тела в конце процесса расширения на действительной диаграмме, обычно располагается между точками a и b).

Для правильного построения характерных точек действительной индикаторной диаграммы необходимо установить взаимосвязь между углом φ поворота коленчатого вала и перемещением поршня Sx. Эта связь устанавливается на основании выбора длины шатуна Lш и отношения радиуса кривошипа R к длине шатуна λ=R/Lш (принимается в пределах λ=0,25–0,31).

Скругление индикаторной диаграммы осуществляется на основании следующих соображений и расчетов. Фазы газораспределения необходимо устанавливать с учетом получения хорошей очистки цилиндра от отработавших газов и обеспечения дозарядки в пределах, принятых в расчете. В современных быстроходных двигателях открытие впускного клапана (на действительной индикаторной диаграмме момент открытия впускного клапана характеризуется точкой r′) происходит в среднем за 10–35º до прихода поршня в в.м.т., а закрытие (момент закрытия впускного клапана на диаграмме характеризуется точкой a′′) – через 40–85º после н.м.т. Открытие выпускного клапана происходит за 40–80º до н.м.т., а закрытие (момент закрытия выпускного клапана на диаграмме характеризуется точкой a′) – через 10–30º после в.м.т.

Угол опережения зажигания, т.е. угловой интервал от момента подачи искры до прихода поршня в в.м.т., в бензиновых двигателях принимается в пределах 15–50º. Угол опережения впрыскивания, т.е. угол, на который повернется коленчатый вал от момента начала впрыскивания топлива до прихода поршня в в.м.т., в дизелях принимается в пределах 20–30º. Продолжительность периода задержки воспламенения может быть принята в пределах 5–10º.

В соответствии с принятыми фазами газораспределения и углом опережения зажигания или впрыска (в зависимости от типа двигателя) определяют положение точек r′, a′, a′′, c′, f, b′ по формуле для перемещения поршня, мм

Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания - student2.ru . (12.8)

Для удобства построения диаграммы расчет абсцисс точек сводится в табл. 12.2.

Ордината точки c" определяется из выражений:

Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания - student2.ru МПа и Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания - student2.ru мм. (12.9)

Таблица 12.2

Расчетная таблица к скруглению индикаторной диаграммы

Обозначение точек Положение точек j Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания - student2.ru Расстояние от в.м.т. (AX), мм
(10–35)º до в.м.т. (10–35)º    
(10–30)º после в.м.т. (10–30)º    
(40–85)º после н.м.т. 180–(40–85)º    
с¢ бенз: (15–50)º до в.м.т. диз: (20–30)º до в.м.т. (15–50)º (20–30)º    
f бенз: (10–40)º до в.м.т. диз: (10–20)º до в.м.т. (10–40)º (10–20)º    
(40–80)º до н.м.т. 180–(40–80)º    

Ордината точки zд для бензиновых двигателей определяется следующим образом, мм

Построение индикаторной диаграммы двигателя внутреннего сгорания - student2.ru . (12.10)

Точки r с a′; c′ с f и c′′ и далее с zд соединяются плавными кривыми; далее точка zд соединяется кривой расширения с точкой b′, а она – плавной кривой – с точкой b′′, которая соединяется с точками r′ и r линией выпуска. В итоге получается скругленная действительная индикаторная диаграмма ra′ac′fc′′zдb′b′′r.

Пример теплового расчета карбюраторного двигателя

Исходные данные

Произвести тепловой расчет четырехтактного карбюраторного двигателя, предназначенного для легкового автомобиля. Эффективная мощность двигателя Ne = 47 кВт при частоте вращения коленчатого вала nN = 5600 мин–1.

Двигатель четырехцилиндровый с рядным расположением. Система охлаждения – жидкостная закрытого типа. Степень сжатия ε = 8,5. Ход поршня S = 66 мм, диаметр цилиндра D = 79 мм.

Тепловой расчет двигателя

Наши рекомендации