Соотношения значений политроп и адиабат сжатия для

Различных типов двигателей внутреннего сгорания

Тип двигателя n1
Бензиновый (k1–0,00)–(k1–0,04)
Дизель (k1+0,02)–(k1–0,02)

При одинаковых значениях ε и Ta значение n1 для бензиновых двигателей обычно ниже, чем для дизелей, т.к. в процессе сжатия топливовоздушной смеси происходит испарение топлива с поглощением теплоты. Кроме того, наличие паров топлива повышает теплоемкость смеси, что также снижает величину n1.

2. Определяется давление в конце процесса сжатия, МПа

Соотношения значений политроп и адиабат сжатия для - student2.ru . (5.1)

3. Определяется температура в конце сжатия, К

Соотношения значений политроп и адиабат сжатия для - student2.ru . (5.2)
Соотношения значений политроп и адиабат сжатия для - student2.ru
Рис. 5.1. Номограмма для определения показателя адиабаты сжатия

В современных двигателях давление и температура в конце процесса сжатия изменяются в пределах, указанных в табл. 5.2. Для дизелей с наддувом значения pc и Tc повышаются в зависимости от степени наддува.

Таблица 5.2

Давление и температура в конце процесса сжатия в двигателях внутреннего сгорания

Тип двигателя Давление, МПа Температура, К
С электронным впрыском 1,0–2,5 650–850
Карбюраторный 0,9–2,0 600–800
Дизель без наддува 3,5–5,5 700–900

4. Определяется средняя мольная теплоемкость в конце сжатия.

а) Средняя мольная теплоемкость свежей смеси в конце сжатия принимается равной теплоемкости воздуха и определяется по табл. 5.3 или может определяться по формулам, кДж/(кмоль·град):

– в интервале температур 0–1500 ºC

Соотношения значений политроп и адиабат сжатия для - student2.ru ; (5.3)

– в интервале температур 1501–2800 ºC

Соотношения значений политроп и адиабат сжатия для - student2.ru . (5.4)

Таблица 5.3

Средняя мольная изохорная теплоемкость газов

Темпе-ратура, ºC Средняя мольная изохорная теплоемкость отдельных газов, кДж/(кмоль·град)
Воздух O2 N2 H2 CO CO2 H2O
20,759 20,960 20,705 20,303 20,809 27,546 25,185
20,839 21,224 20,734 20,621 20,864 29,799 25,428
20,985 21,617 20,801 20,759 20,989 31,746 25,804
21,207 22,086 20,973 20,809 21,203 33,442 26,261
21,475 22,564 21,186 20,872 21,475 34,936 26,776
21,781 23,020 21,450 20,935 21,785 36,259 27,316
22,091 23,447 21,731 21,002 22,112 37,440 27,881
22,409 23,837 22,028 21,094 22,438 38,499 28,476
22,714 24,188 22,321 21,203 22,756 39,450 29,079
23,008 24,511 22,610 21,333 23,062 40,304 29,694
23,284 24,804 22,882 21,475 23,351 41,079 30,306
23,548 25,072 23,142 21,630 23,623 41,786 30,913
23,795 25,319 23,393 21,793 23,878 42,427 31,511
24,029 25,549 23,627 21,973 24,113 43,009 32,093
24,251 25,763 23,849 22,153 24,339 43,545 32,663
24,460 25,968 24,059 22,333 24,544 44,035 33,211
24,653 26,160 24,251 22,518 24,737 44,487 33,743

Окончание табл. 5.3



Темпе-ратура, ºC Средняя мольная изохорная теплоемкость отдельных газов, кДж/(кмоль·град)
Воздух O2 N2 H2 CO CO2 H2O
24,837 26,345 24,435 22,698 24,917 44,906 34,262
25,005 26,520 24,603 22,878 25,089 45,291 34,756
25,168 26,692 24,766 23,058 25,248 45,647 35,225
25,327 26,855 24,917 23,234 25,394 45,977 35,682
25,474 27,015 25,063 23,410 25,537 46,283 36,121
25,612 27,169 25,202 23,577 25,666 46,568 36,540
25,746 27,320 25,327 23,744 25,792 46,832 36,942
25,871 27,471 25,449 23,908 25,909 47,079 37,331
25,993 27,613 25,562 24,071 26,022 47,305 37,704
26,120 27,753 25,672 24,234 26,120 47,515 38,060
26,250 27,890 25,780 24,395 26,212 47,710 38,395
26,370 28,020 25,885 24,550 26,300 47,890 38,705

б) Средняя мольная теплоемкость остаточных газов в конце сжатия определяется по табл. 5.4 для бензина или по табл. 5.5 для дизельного топлива

При невозможности определить среднюю массовую изохорную теплоемкость остаточных газов по табл. 5.4 или табл. 5.5, вследствие несоответствия элементарного состава топлива, ее можно определить по формуле, кДж/(кмоль·град)

Соотношения значений политроп и адиабат сжатия для - student2.ru (5.5)

в) Средняя мольная теплоемкость рабочей смеси (свежая смесь плюс остаточные газы) определяется по формуле, кДж/(кмоль·град)

Соотношения значений политроп и адиабат сжатия для - student2.ru . (5.6)

Расчет процесса сгорания

Процесс сгорания – основной процесс рабочего цикла двигателя, в течение которого теплота, выделяющаяся вследствие сгорания топлива, идет на повышение внутренней энергии рабочего тела и на совершение механической работы.

Целью расчета процесса сгорания является определение температуры и давления в конце видимого сгорания.

Таблица 5.4

Наши рекомендации