Значения коэффициента расхода воздуха для различных типов двигателей внутреннего сгорания
Тип двигателя | α |
Карбюраторные двигатели | 0,80–0,98 |
Двигатели с форкамерно-факельным зажиганием | 0,85–098 и выше |
Двигатели с искровым зажиганием и впрыском топлива | 0,85–1,30 |
Дизели с неразделенными камерами и объемным смесеобразованием | 1,40–1,70 |
Дизели с неразделенными камерами и пленочным смесеобразованием | 1,50–1,60 |
Вихрекамерные дизели | 1,30–1,45 |
Предкамерные дизели | 1,40–1,50 |
Дизели с наддувом | 1,30–2,20 |
Многокамерные карбюраторы, устанавливаемые на современных двигателях, обеспечивают получение почти идеального состава смеси. Наилучший баланс между экономичностью работы двигателя и токсичностью продуктов сгорания в карбюраторных двигателях соблюдается при значениях коэффициента избытка воздуха a в пределах a=0,95–0,98. Двигатели с впрыском топлива и электронным управлением могут обеспечить еще более экономичный состав смеси с меньшей токсичностью продуктов сгорания. Это позволяет на основных режимах работы использовать стехиометрическую топливовоздушную смесь (α ≈ 1).
Лучшие образцы современных дизелей без наддува с объемным смесеобразованием устойчиво работают на номинальном режиме без существенного перегрева при α = 1,4–1,5, а с наддувом при α = 1,6–1,8.
5. Определяется количество горючей смеси для двигателей с воспламенением от искры, кмоль гор. см./кг топл.
, | (2.4) |
или количество свежего заряда для двигателей с воспламенением от сжатия, кмоль св. зар./кг топл.
, | (2.5) |
где mт – молекулярная масса паров топлива, кг/кмоль.
Молекулярная масса паров топлива для автомобильных бензинов принимается в пределах mт = 110–120 кг/кмоль, а для дизельных топлив mт = 180–200 кг/кмоль.
6. Определяется количество отдельных компонентов продуктов сгорания топлива.
При полном сгорании жидкого топлива (α>1) продукты сгорания состоят из углекислого газа CO2, водяного пара H2O, избыточного кислорода O2 и азота N2:
– количество углекислого газа, кмоль CO2/кг топл.
; | (2.6) |
– количество водяного пара, кмоль H2O/кг топл.
; | (2.7) |
– количество кислорода, кмоль O2/кг топл.
; | (2.8) |
– количество азота, кмоль N2/кг топл.
. | (2.9) |
При неполном сгорании топлива (α≤1) продукты сгорания представляют собой смесь угарного газа CO, углекислого газа CO2, водяного пара H2O, свободного водорода H2 и азота N2:
– количество угарного газа, кмоль CO/кг топл.
; | (2.10) |
– количество углекислого газа, кмоль CO2/кг топл.
; | (2.11) |
– количество водяного пара, кмоль H2O/кг топл.
; | (2.12) |
– количество свободного водорода, кмоль H2/кг топл.
; | (2.13) |
– количество азота, кмоль N2/кг топл.
, | (2.14) |
где K – постоянная величина, зависящая от отношения количества водорода к оксиду углерода, содержащихся в продуктах сгорания.
Для бензина значение постоянной K находится в пределах K=0,45–0,5.
7. Определяется общее количество продуктов сгорания топлива:
– при полном сгорании жидкого топлива, кмоль пр.сг./кг топл.
; | (2.15) |
– при неполном сгорании жидкого топлива, кмоль пр.сг./кг топл.
. | (2.16) |