Кофе в зернах и какао - бобы
А. Свойства и транспортные особенности
· Гигроскопические ценные пищевые продукты.
· Имеют слабовыраженный запах, восприимчивы к посторонним запахам.
· Могут быть заражены вредителями, поэтому перед перевозкой обычно фумигируются.
· Процессы жизнедеятельности практически отсутствуют.
Кондиционным считается груз, имеющий влагосодержание не выше значений, указанных в РД 31.11.25.25-96, предварительно профумигированный и имеющий сертификат качества.
Из-за высокой стоимости груза убытки от несохранной перевозки довольно велики (несмотря на небольшие объемы перевозки), что предопределяет необходимость принятия "жестких" мер по кондиционности предъявляемого к перевозке груза, к его погрузке (размещению, укладке, сепарации), вентилированию в процессе перевозки.
Основная причина несохранности - увлажнение и подмочка груза (в большей степени это относится к какао - бобам), как результат - плесневение и, следовательно, снижение качества и стоимости. Уценке зачастую подлежит груз лишь со следами увлажнения тары (темные пятна на мешках).
Подмочка груза может быть вызвана:
· - попаданием воды через неплотности люковых закрытий при плавании в штормовых условиях, протечек трубопроводов, проходящих в грузовых помещениях, и т.п.;
· - миграцией влаги внутри штабеля (от центральных районов к перифирийным) из-за большой разницы температуры груза в различных районах штабеля;
· - образовавшимся в грузовых помещениях конденсатом.
Интенсивность миграции влаги в штабеле и образования конденсата в грузовых помещениях прямо пропорциональны величине перепада температуры наружного воздуха во время морского перехода, поэтому значимость технологических мероприятий по уменьшению влияния этих факторов резко возрастает при перевозках в зимний период. Следует иметь в виду, что в отдельных, экстремальных случаях (плавание в сложных метеорологических условиях - шторм, метеоосадки и перепад температуры наружного воздуха во время рейса более 35 °C) даже строгое выполнение рекомендаций по сохранной перевозке не может гарантировать 100% качественную доставку груза, особенно если система вентиляции судна, на котором выполняется перевозка, не отвечает требованиям, изложенным в следующем разделе (Б).
Груз предъявляется к морской перевозке в новых льно - джутовых мешках стандартной массой 60 - 65 кг.
УПО (куб. м/т): какао - бобы - 1,9 - 2,26; кофе в зернах - 1,8 - 2,0.
Б. Суда, грузовые помещения
Под перевозку кофе в зернах и какао - бобов больше всего подходят среднетоннажные (не более 7 тыс. т) твиндечные суда, имеющие реверсивную вентиляцию производительностью не менее 10 обм./ч, которая может работать в режиме "рециркуляции", или оборудованные системой кондиционирования воздуха в грузовых помещениях (последних в отечественном флоте нет). Груз в пакетах или в контейнерах может с успехом перевозиться на судах типа "Ро - Ро" или контейнеровозах, имеющих, как правило, довольно мощную систему вентиляции.
Суда, не отвечающие этим требованиям, безопасно подавать под эти грузы лишь в летний период, когда ожидаемый перепад температуры наружного воздуха обычно не превышает 20 °C.
Грузовые помещения должны быть сухими, чистыми, иметь полный набор рыбинсов, не иметь посторонних запахов. Система вентиляции и приборы контроля за параметрами наружного и трюмного воздуха должны быть исправны и проверены в действии.
Почти во всех портах, учитывая ценность груза, пригодность грузовых помещений к погрузке удостоверяется сюрвейером и/или представителем грузоотправителя, о чем выдается акт установленной формы.
Перед вызовом сюрвейера грузовые помещения обычно осматриваются судовой комиссией, назначаемой капитаном судна, о чем делается запись в судовом журнале. При осмотре особое внимание уделяется отсутствию остатков ранее перевозимых грузов, масляных или иных пятен, следов влаги (отпотевание или недостаточная просушка), посторонних запахов; а также герметичности трубопроводов, люковых закрытий, лазов и т.п.
В. Особенности погрузки
Перед погрузкой следует получить от грузоотправителя или его агента необходимые документы.
Целесообразно перед погрузкой и в процессе ее выполнять предварительный осмотр груза на причале, проверять соответствие тары условиям контракта, определять влагосодержание груза (по возможности). Если груз идет по одному коносаменту (от одного отправителя), то такие осмотры можно делать 1 - 2 раза в сутки; если предъявляются к перевозке несколько партий (особенно от разных поставщиков), то желательно осматривать каждую партию груза.
В некоторых портах (но не во всех) эту работу выполняют в соответствии с обычаями порта сюрвейер независимой организации или инспектор контролирующей организации, и поэтому работа судовой администрации облегчается.
В любом случае очень важно быть убежденным, что принимается кондиционный груз. В виде исключения, особенно при перевозках между иностранными портами, по согласованию сторон, груз может быть принят и с повышенным (или неизвестным) влагосодержанием, но при этом обычно делается соответствующая оговорка в коносаменте.
В грузовых помещениях мешки укладываются на подстилочную сепарацию, которую подготавливают следующим образом:
· - в направлении тока воздуха - доски или бруски сечением около 50 x 50 мм на расстоянии 700 - 800 мм друг от друга;
· - на них поперек настилают доски толщиной 20 - 25 мм вплотную или на расстоянии до 100 мм друг от друга.
Такая сепарация необходима для лучшей аэрации нижних мешков и во избежание подмочки их в случае появления воды на пайоле (палубе), как правило, - это стекающий с бортов конденсат при плавании судна в сложных метеоусловиях.
При перевозках в летний период или в пределах одной климатической зоны (ожидаемый перепад температуры не более 15 °C) в качестве подстилочной сепарации достаточно бывает уложить доски или, в крайнем случае, несколько слоев крафт - бумаги.
От поперечных переборок штабель должен отстоять на расстоянии около 200 мм при перевозках в зимний период, в летний период может укладываться вплотную с сепарацией (крафт - бумага) от металлических переборок и других конструкций судового набора. К бортам штабель укладывается вплотную к рыбинсам.
С целью выравнивания температуры груза и уменьшения интенсивности миграции влаги штабель разделяется 2 продольными (замыкающимися на воздуховоды системы вентиляции) и 1 - 2 поперечными каналами, разделяющими груз на 6 - 9 отдельных штабелей. Масса каждого штабеля рекомендуется не более 300 тонн. Ширина каналов целесообразна 80 - 100 мм, чтобы исключить заваливание в них отдельных грузовых мест. При погрузке какао - бобов, особенно в зимний период, кроме того, по всей длине штабеля через каждые 3 - 4 метра устраивают вентиляционные колодцы сечением 200 x 200 мм на всю глубину штабеля.
Высота укладки не рекомендуется более 25 ярусов (около 8 метров) во избежание раздавливания нижних мешков и/или груза (какао - бобов) в нижних мешках. Между верхним ярусом груза и конструкциями судового набора оставляется свободное пространство не менее 300 мм.
Сверху штабель накрывают 2 - 3 слоями крафт - бумаги или полиэтиленовой пленкой для защиты груза от конденсата, проделав отверстия в местах выхода вентиляционных каналов и колодцев, для этой же цели могут быть использованы маты, циновки и другие подобные материалы.
Может быть применена и достаточно эффективна схема "двухполосной укладки", рекомендуемая МК МПОГ, том III, при погрузке самовозгорающихся грузов класса 4.2 (жмыхи, мука рыбная и пр.). См. рис. 1 <*>.
<*> Не приводится.
Все используемые сепарационные материалы должны быть сухими и чистыми.
Г. Особенности перевозки
Во время морского перехода с целью недопущения (уменьшения интенсивности) образования конденсата требуется вентилирование грузовых помещений. Режим вентилирования ("освежение" или "рециркуляция") должен выбираться в зависимости от соотношений параметров наружного и трюмного воздуха в соответствии с "Инструкцией по вентилированию грузовых помещений судов" (приложение 5 к РД 31.11.25.00-96) и "Рекомендациями по вентилированию грузовых помещений судов". Учитывая, что равновесное влагосодержание кофе в зернах составляет 60 - 65%, какао - бобов - 69 - 73%, вентиляция грузовых помещений в режиме "освежение" наиболее эффективна и целесообразна при наружном воздухе с такой же относительной влажностью и температурой на 5 °C и более меньше температуры груза (или трюмного воздуха).
С этой же целью при таких же параметрах наружного воздуха целесообразно приоткрывать на 1 - 2 часа крышки трюмов, если это не рискованно с точки зрения безопасности мореплавания. На практике такие метеорологические зоны, в которых целесообразно приоткрытие крышек трюмов, бывают в вечерние часы после выхода из тропиков в умеренные широты, после прохождения Суэцкого канала и т.д.
Факт и время приоткрытия крышек трюмов следует фиксировать в судовом журнале. При этом вентиляцию выключать не следует.
Не лишним бывает сбор и удаление воды, скопившейся на бумаге или полиэтиленовой пленке (которыми накрыт груз) после резкого похолодания: на практике таким образом можно удалить до 10 литров воды с каждого твиндека. Обычно такая мера бывает эффективна в утренние часы после прохладной ночи. Факт сбора и удаления воды из твиндеков тоже следует отметить в судовом журнале.
Если по условиям перевозки фумигация груза должна производиться во время морского перехода, то выполнять ее надо, по возможности, в районах спокойных метеоусловий (без резких суточных колебаний температуры) с минимальной экспозицией.
Д. Особенности выгрузки
Если во время морского перехода имели место обстоятельства, которые могли вызвать несохранную перевозку (обычно подмочку) груза, то по прибытии в порт назначения в целях защиты своих интересов администрации судна следует заявить морской протест.
На момент открытия трюмов, если есть сомнения в сохранности груза (наблюдались резкие перепады температур во время рейса и пр.), рекомендуется вызвать сюрвейера независимой организации на предмет внешнего осмотра верхних ярусов груза и составления акта по результатам осмотра. Это особенно важно в том случае, если по условиям перевозки фумигация груза должна осуществляться на судне в порту назначения. В этом случае осмотр груза следует выполнить дважды: до и после фумигации, что даст возможность хоть ориентировочно, по верхним ярусам мешков, определить размеры подмочки груза за время фумигации, так как судно во время проведения фумигации лишено возможности принимать какие-либо меры по предотвращению образования конденсата. Практика показывает, что при фумигации груза на судне в зимний период за время проведения фумигации количество подмоченных мешков может увеличиваться в 2 - 3 раза.
Е. Особенности перевозки УГЕ (укрупненными грузовыми единицами)
Кофе в зернах и какао - бобы могут предъявляться к морской перевозке укрупненными местами, что значительно эффективнее и в части сохранности, так как, благодаря зазорам между грузовыми местами, улучшаются условия аэрации груза.
Формирование УГЕ может производиться на складах отправителя, его агента или порта с помощью:
· - кольцевых строп - лент;
· - строп - контейнеров (СК);
· - строп - контейнеров типа "МЕТСЛИНГ";
· - пакетов, сформированных на разовых поддонах;
· - других средств укрупнения, обеспечивающих сохранность содержимого при перегрузках и перевозке.
Укладка УГЕ может производиться на настил из досок (зимний период) или на крафт - бумагу (в летний период); пакеты на поддонах можно устанавливать без применения подстилочной сепарации. Как правило, устройство вентиляционных каналов и колодцев не обязательно. Остальные рекомендации по укладке и вентилированию груза идентичны вышеизложенным.
Ж. Особенности перевозки в контейнерах
Кофе в зернах и какао - бобы могут предъявляться к морской перевозке как в стандартных (но имеющих вентиляционные отверстия), так и в специализированных контейнерах.
Как правило, перевозка этих грузов в контейнерах допускается только в грузовых помещениях судов, на перевозку их на открытой палубе требуется согласие грузовладельца.
Если контейнеры загружены на складах (площадках) грузоотправителя и подаются на борт судна в опломбированном виде, то роль администрации судна ограничивается лишь необходимостью правильного вентилирования грузовых помещений и обеспечением целостности контейнеров и пломб.
Если контейнеры загружаются на причале, у борта судна (такие случаи бывают в некоторых портах Западной Африки), то по условиям перевозки ответственность судна в какой-то мере может распространяться и на сохранность содержимого. В этом случае (как правило) администрации судна приходится контролировать (особенно, если нет сюрвейера) правильную укладку груза в контейнерах.
В специализированный контейнер груз укладывается без ограничений и какой-либо сепарации. В обычных стандартных контейнерах груз должен быть отсепарирован от пола досками или 2-мя слоями крафт - бумаги, от стенок - крафт - бумагой и сверху накрыт 2 - 3 слоями крафт - бумаги. Между потолком контейнера и верхним ярусом груза следует оставлять свободное пространство около 200 мм. Как правило, это забота грузоотправителя, но контроль судна, если он возможен, не бывает лишним.
Некоторые зарубежные фирмы, постоянно занимающиеся отправкой этих грузов (особенно какао - бобов) в порты Северной Европы, за свой счет обклеивают или окрашивают потолок и верхнюю часть стенок контейнеров специальными влагопоглощающими составами или веществами типа: "seculate", "aque-dry", "anti-condens 6890", "non-sweat", "cargo-dry" и другие. В этом случае контейнеры могут загружаться с максимальной плотностью, груз не накрывается. Эта мера оправдывает себя в том случае, если ожидаемый перепад температуры во время морского перехода превышает 35 °C.
Семена
А. Свойства и транспортные особенности
Подгруппа включает в себя обширный перечень семян злаковых, бобовых культур, семян различных трав и др.
Свойства в общем идентичны изложенным в разделах 1.1 и 1.2.
Боятся увлажнения (при этом может произойти плесневение или преждевременное прорастание) и чрезмерной сушки (могут потерять способность к прорастанию). Оптимальный режим хранения: температура - 3 - 7 °C, относительная влажность - около 75%, т.е. режим, при котором тормозятся процессы жизнедеятельности.
Требуют интенсивного вентилирования.
Предъявляются к морской перевозке обычно в льно - джутовых мешках.
УПО в куб. м/тонну: семена
горчицы - 3,15 - 3,20 вики - 1,40 - 1,45
гвоздики - 1,42 - 1,47 кунжута - 1,84 - 1,98
конопли - 1,95 - 2,00 клещевины - 1,98 - 2,12
льна - 2,33 - 2,56 люцерны - 1,60 - 1,65
мака - 2,33 - 2,46 подсолнечника - 2,50 - 2,60
сорго - 1,40 - 1,45 риса - 1,45 - 1,80
травяные - 1,45 - 2,10 хлопчатника - 2,26 - 2,58.
Условия погрузки, укладки, сепарации, перевозки, в том числе укрупненными местами, идентичны изложенным в разделе 1.3.
Мука, крупа, комбикорма
А. Свойства и транспортные особенности
Мука - пищевой продукт, получаемый дроблением зерна. Срок хранения - от нескольких месяцев до 2-х лет в зависимости от вида и сорта.
Гигроскопический, сильно пылящий груз, активно поглощает запахи.
В муке происходят сложные процессы, в результате которых снижается ее качество. Основные из них:
· - прогоркание, при этом появляется горький привкус, затем запах испорченного жира, может приобрести токсические свойства, во многом зависит от исходного качества муки (качества зерна), доступа воздуха, света, температуры и др.;
· - прокисание, характеризуется появлением кислого вкуса и запаха, происходит в результате развития кислообразующих бактерий, процесс протекает внутри массы муки;
· - плесневение, развивается при увлажнении в результате деятельности микроорганизмов, сопровождается появлением специфического затхлого запаха;
· - самосогревание - комплексный процесс, происходящий подобно самосогреванию зерновой массы, толчком к развитию может служить высокая температура, повышенное влагосодержание, неравномерное распределение влаги, предъявление к морской перевозке свежемолотой муки без достаточного охлаждения после выбоя;
· - уплотнение - естественный физический процесс, имеет практическое значение при перевозках насыпью;
· - слеживание, уплотнение, происходящее при неблагоприятных условиях, сопровождается образованием глыб (монолита), большое значение на интенсивность этого процесса оказывает изменение влагосодержания.
Кондиционное влагосодержание может меняться в зависимости от вида и сорта муки, но не должно превышать 15,5%.
Крупа - пищевой продукт, вырабатываемый из зерен некоторых злаковых культур, в оптимальных условиях может храниться без ухудшения качества до нескольких лет. Свойства в какой-то мере идентичны злаковым, но проявляются в значительно меньшей степени. Процесс дыхания практически отсутствует, самосогреванию не подвержена.
Оптимальное влагосодержание может колебаться от 10 до 14%, при предъявлении к морской перевозке - не выше 15%.
Комбикорма - непищевой продукт, но по свойствам и условиям морской перевозки тяготеющий к этой подгруппе.
Существует более 100 рецептов изготовления комбинированных кормов, включающих животные белки, жиры, травяную муку, жмых, жом, шрот, минеральные добавки (соль, соединения кальция и др.), специальные добавки, содержащие витамины, аминокислоты, антибиотики и т.п.
Являются исключительно благоприятной средой для развития бактерий и плесневых грибов, отсюда - общность свойств со злаковыми (раздел 1.1) и кормовыми грузами (раздел 22), из которых основное - самосогревание и порча груза, при этом комбикорма могут приобретать токсичные свойства. Оптимальное влагосодержание может колебаться в довольно широком диапазоне - 10 - 14%, при предъявлении к морской перевозке - не более 14,5%. Сроки хранения во многом зависят от условий хранения (параметров окружающего воздуха) и могут составлять от 1 до 6 месяцев.
Мука и крупа предъявляются к морской перевозке, как правило, в плотных тканевых мешках, комбикорма - в тканевых мешках с полиэтиленовым вкладышем, мешках из крафт - бумаги или полиэтиленовых мешках, но иногда и насыпью.
Оптимальные условия хранения: температура - 5 - 15 °C, относительная влажность - 70 - 75%.
УПО в куб. м/т составляет:
крупы - 1,64 - 1,85 мука - 1,45 - 1,75
крахмал - 1,65 - 2,00 комбикорма - 1,50 - 1,85.
Условия перевозки в таре:
- в пределах одной климатической зоны при температурах наружного воздуха 5 - 20 °C особых трудностей не представляет, вентиляция не требуется, подмочка в результате выпадения конденсата или миграции влаги маловероятна;
- в разных климатических зонах с предполагаемым перепадом температуры более 20 °C следует принимать меры по предотвращению подмочки, изложенные в разделе 1.3.
Условия перевозки насыпью идентичны изложенным в разделе 1.1.
ЖИРЫ
По происхождению подразделяются на 2 подгруппы:
2.1. Жиры животные.
2.2. Жиры растительные.
А. Свойства и транспортные особенности
Основные свойства и транспортные особенности грузов обеих подгрупп идентичные:
· - подвержены окислительной порче под действием атмосферного кислорода;
· - прогоркают под действием света;
· - поглощают и удерживают летучие ароматические вещества;
· - при высоких положительных температурах (25 °C и выше) переходят в жидкое состояние, возможно вытекание содержимого из тары;
· - вентиляции не требуют;
· - требуют определенного температурного режима (минус 5 °C и ниже), который обычно уточняется грузовладельцем.
Как правило, предъявляются к морской перевозке в деревянных бочках стандартной массой 90 - 120 кг, при перевозках в импорте и между иностранными портами - в полиэтиленовых бочках. По согласованию с перевозчиком могут быть предъявлены к перевозке в фанерно - штампованных бочках или картонных навивных барабанах. Отдельные грузы этой группы (фасованное сливочное масло, маргарин и др.) могут быть упакованы в дощатые ящики, фанерные ящики, ящики из гофрированного картона или ящики из картона.
УПО (куб. м/т) в бочках - 1,6 - 1,9; в ящиках - 1,3 - 1,5 в зависимости от содержимого.
Б. Суда, грузовые помещения
Жиры, как правило, перевозятся рефрижераторным тоннажем (реф. суда, реф. контейнеры, реф. лихтера), система охлаждения существенного значения не имеет.
Жир говяжий, технический по согласованию сторон (грузовладелец, перевозчик) может перевозиться наливом (на танкерах) или в специальных контейнер - цистернах (КЦ) на обычных судах (на палубе), а также на контейнеровозах и судах типа "Ро - Ро".
Грузовые помещения должны быть сухими, чистыми, не иметь посторонних запахов, быть предварительно охлажденными до требуемой температуры. Особых специфических требований к чистоте грузовых помещений не предъявляется, так как грузы этой группы надежно защищены от контакта с набором корпуса тарой. При погрузке в летний период, когда температура наружного воздуха значительно выше требуемой температуры перевозки, предварительное охлаждение грузовых помещений рекомендуется производить на 2 - 4 °C ниже температуры перевозки. Факт готовности грузовых помещений проверяется судовой комиссией, фиксируется в судовом журнале. Разрешение на погрузку в отечественных портах дает инспектор погранветслужбы, в зарубежных - инспектор соответствующей контролирующей организации или сюрвейер. Особое внимание при осмотрах уделяется надежности работы приборов контроля, судовых систем и механизмов, точности поддержания требуемой температуры перевозки.
В. Особенности погрузки
Груз должен подаваться в грузовые помещения таким образом, чтобы избежать деформации или иного повреждения отдельных грузовых мест. Как правило, погрузка осуществляется с помощью специальных площадок.
Груз в бочках укладывается с максимальной плотностью, без оставления каких-либо зазоров. Бочки, как правило, устанавливаются вертикально. В последнем ярусе и просветах люков бочки могут быть, при необходимости, уложены горизонтально с максимальной плотностью. Укладка должна производиться аккуратно во избежание повреждения отдельных грузовых мест. Сепарация применяется только для разделения коносаментных партий, при необходимости - для выравнивания ярусов и крепления отдельных бочек.
Груз в ящиках, при перевозках на судах с батарейной системой охлаждения, укладывается обычно с максимальной плотностью с оставлением небольших свободных пространств (200 - 300 мм) у батарей охлаждения. При перевозке на судах с воздушной системой охлаждения, если груз требует поддержания жесткого температурного режима (например, сливочное масло), могут быть оставлены небольшие зазоры (30 - 40 мм) в направлении тока воздуха для более равномерного охлаждения груза. В этом случае для обеспечения неподвижности штабеля применяются рейки такого же сечения. Зазоры от бортов, переборок и подволока обычно не оставляются. Допускается загрузка просветов люков (с согласия грузовладельца).
Сепарация, где это необходимо, должна производиться материалами, не препятствующими движению воздуха (особенно на судах с воздушной системой охлаждения): рейки, доски, старые сети и пр.
Г. Особенности перевозки
Во время морского перехода основной обязанностью перевозчика (в части сохранности) является строгое поддержание в грузовых помещениях требуемого температурного режима. Если судно оборудовано самописцами, регистрирующими температуру в трюмах, целесообразно сохранять ленты самописцев, как доказательство того, что в грузовых помещениях поддерживался требуемый режим перевозки, на случай возникновения претензий грузополучателя.
Если на судне отсутствуют самописцы, то на протяжении рейса следует вести температурный журнал, требуемый РД 31.11.25.00-96, с этой же целью.
На практике точность поддержания требуемого температурного режима до 1 °C считается достаточной.
Д. Особенности выгрузки
Выгрузка должна производиться с помощью специальных площадок во избежание повреждения отдельных грузовых мест. Применение сеток при выгрузке, как правило, не разрешается. Запрещается также сбрасывать отдельные грузовые места (особенно бочки) с верхних ярусов. Это особенно важно при выгрузке бочек с жиром в тропических странах при высокой температуре наружного воздуха, так как при повреждении их возможно вытекание содержимого, как в грузовых помещениях, так, что более вероятно, и на причале. Поэтому в процессе выгрузки в грузовых помещениях следует по возможности поддерживать температуру, близкую к температуре перевозки, включая холодильную установку (на судах с воздушной системой охлаждения) во время любых перерывов в работе. На судах с батарейной системой охлаждения холодильная установка может работать все время в течение выгрузки.
Е. Особенности перевозки УГЕ
В пакетах, как правило, грузы этой группы предъявляются к морской перевозке упакованные в ящики. В бочках или барабанах груз пакетируется значительно реже. В грузовых помещениях пакеты должны размещаться с максимальной плотностью, вплотную к бортам и переборкам. Укладку ведут от бортов к центру грузового помещения, если не вмещается пакет, то несколько последних устанавливаются так, чтобы между ними оставалось небольшое расстояние (100 - 150 мм). Ярусность ограничивается лишь высотой грузовых помещений. Обычно допускается загрузка комингсов люков, но лучше иметь на это разрешение грузовладельца. Несколько пакетов в центре каждого грузового помещения оставляется застропленными для облегчения начала выгрузки.
Ж. Особенности перевозки в контейнерах
Перевозки жиров в рефрижераторных контейнерах специфических сложностей не представляют. Требуется лишь максимальная плотность укладки груза в контейнере и поддержание требуемого режима перевозки.
При перевозке говяжьего технического жира в обычных контейнерах, контейнер - цистернах (КЦ) и других емкостях следует иметь в виду, что наименее благоприятными местами размещения контейнеров являются верхний ярус на открытой палубе (особенно, если перевозка осуществляется в тропической зоне) и вблизи нагревающихся переборок.
В мировой практике известны случаи предъявления к морской перевозке контейнеров - цистерн, отличающихся по размерам от стандартных (особенно по длине): ГОСТ 24582-81, тип СКП-4-20. Такая перевозка должна быть предварительно согласована с перевозчиком из-за сложности крепления таких КЦ на специализированных судах в особенности.