Развитие навыков самообслуживания
Ниже перечислены те способности и действия, которыми ребёнок может овладеть на данном этапе развития:
- самостоятельно или с небольшой помощью мыть руки и вытирать их насухо полотенцем;
- пользоваться носовым платком;
- вытирать ноги у входа;
- опрятно есть, правильно держа ложку, пользоваться салфеткой;
- снимать и надевать одежду, обувь при небольшой помощи взрослого;
- расстёгивать и застёгивать большие пуговицы спереди;
- развязывать шнурки ботинок;
- аккуратно складывать снятую одежду;
- замечать неопрятность в одежде и приводить себя в порядок с помощью взрослого;
Выполнение маленьких дел и поручений способствует приобретению определенной сноровки, а главное - развитию самостоятельности и ответственности. И чем больше у малыша возможностей, тем лучше. Конечно же, не обойдется без сложностей, но это научит ваше сокровище самостоятельно справляться с ними. Если малыш никак не может попасть пуговицей в петлю на рубашке, вы не должны бросаться помогать ему, а стараться поддержать, пусть малыш приложит определенные усилия, пока, наконец, не научится с легкостью застегивать эти пуговицы. Постепенно малыш привыкнет к тому, что, так же как мама и папа, он должен и может что-то делать сам, например: накрывать на стол, мыть фрукты и овощи, класть грязную одежду в стиральную машину и т.д.
Мудрые взрослые позволят ребенку экспериментировать в безопасных ситуациях, контролируя не столько действия малыша, сколько пространство вокруг него. Они позволяют ему отбежать на несколько шагов, но не дают пропасть из виду, разрешают пробовать еду ложкой, но отодвинут нож, позволят проползти под столом, но помогут пригнуть голову и не ушибиться. такое отношение помогает ребёнку приобрести уверенность в себе и осознать, что "я сам - это хорошо".
Для того, чтобы ребёнок тренировался в самостоятельных действиях со шнурками и различными застёжками, сшейте для его любимой игрушки (куклы, зайки, мишки) одёжку с 2 – 3 пуговками, молнией, кнопками; пинетки на шнуровке с 2 – 4 дырочками.
Покажите сначала, как действовать с какой-нибудь застёжкой. Сопровождайте свои действия словами: “Сейчас мы оденем лялю, застегнём молнию. Вот так”. После этого предложите ребёнку справиться с застёжкой самостоятельно. Для начала, пусть расстегнёт её сам, а потом учиться застёгивать.
Постепенно добавляйте кукле в гардероб одежду с другими застёжками, каждый раз, терпеливо показывая ребёнку как обращаться с застёжкой. Постепенно навыки из игры войдут в обычную его жизнь.
Мойдодыр Для формирования положительного отношения к умыванию используйте стихотворение К. Чуковского "Мойдодыр", а также стишки-прибаутки, например,
Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтоб глазки блестели, Чтоб щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок! | Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, То вода нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук. (по О. Тарнопльской) |
Над индивидуальной программой развития для Вашего ребенка работал коллектив специалистов:
педагог-психолог Иванова Анна, психолог Мирошников Сергей, логопед Юнтунен Ольга, педиатр-реабилитолог Пикалева Елена, психолог Кравец Ольга,специалист по движению Быковская Екатерина, художникКоськов Илья.
Рекомендуем пройти следующее обследование через 6 - 8 месяцев и затем пользоваться новой "Программой развития", которая будет подготовлена с учетом достижений Вашего ребенка и особенностей его развития в следующий возрастной период.
Рекомендации по распечатке "Программы развития".
Для распечатки из Internet Explorer или другой подобной программы вы можете использовать меню "Файл" - пункт "Печать". Если используемая вами версия программы "разрезает" рисунки так, что разные части печатаются на разных страницах, или вы хотите изменить расположение текста и рисунков перед печатью - используйте редактор типа Word (версии 7 и выше).Для этого откройте "Программу развития" из редактора Word. Вы также можете выделить нужный текст или рисунок и распечатать его отдельно, используя пункт "Выделенный фрагмент" в панели печати.