Определение идентичного (аналогичного) тс
71. Определение идентичного (аналогичного) ТС производится для расчета стоимости ТС, ремонта ТС и устранения дефектов эксплуатации.
72. Идентичное ТС определяется исходя из установленных при осмотре поврежденного ТС идентификационных признаков путем установления тождественности основных параметров и характеристик ТС с идентичными параметрами и характеристиками ТС, указанными в документации изготовителя, информационных справочниках, каталогах.
73. Если основные параметры и характеристики поврежденного ТС не совпадают с параметрами и характеристиками, указанными в документации изготовителя, информационных справочниках, каталогах, то определяется аналогичное ТС по основным параметрам и характеристикам согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
74. Сопоставление ТС по основным параметрам и характеристикам производится в порядке их приоритета:
обязательные параметры и характеристики, которые должны быть сопоставлены в обязательном порядке;
рекомендуемые параметры и характеристики, которые сопоставляются при их наличии;
желательные параметры и характеристики, которые при их наличии используются для повышения точности определения аналогичного ТС.
75. При подборе аналогичного ТС предпочтение отдается ТС этой же марки, а при невозможности определить аналогичное ТС по марке предпочтение отдается стране (региону) происхождения марки ТС или стране, для рынка которой произведена модель ТС.
76. Для определения идентичного (аналогичного) специального ТС возможно использование таких дополнительных параметров, как удельная мощность и полная масса ТС.
77. Для определения идентичного (аналогичного) специализированного прицепа или полуприцепа используются следующие дополнительные параметры и характеристики:
для автоцистерны - эксплуатационный объем, собственная масса;
для прицепа-дачи - число спальных мест или длина салона прицепа, наличие оборудования;
для торгового ТС - число торговых мест, длина прицепа, наличие оборудования;
для специального ТС (сварочный агрегат, компрессор, дизель-генераторная установка и другое установленное на нем оборудование) - мощность силовой установки, производительность.
78. Для определения идентичного (аналогичного) ТС других видов используются основные параметры и характеристики, устанавливаемые изготовителями ТС.
79. Наличие на объекте оценки оборудования, отсутствующего в комплектации аналога, рассматривается как дополнительное оборудование.
80. Отсутствие на объекте оценки оборудования, имеющегося в комплектации аналога, рассматривается как отсутствующее оборудование.
81. В случае отсутствия информации об аналогичных ТС в базах данных программного обеспечения по ремонту ТС выбор аналогичного ТС для расчета стоимости ремонта поврежденного ТС может быть упрощен:
для легкового ТС, автобуса и грузового ТС малой грузоподъемности - до выбора аналогичного типа и размера кузова ТС с близкими по площади кузовными частями и аналогичной конструкцией каркаса кузова, навесных частей кузова;
для грузового ТС большой грузоподъемности - до выбора аналогичного типа и размера кабины, рамы, платформы (кузова), количества осей ТС.
При этом для расчета стоимости ремонта из программного обеспечения по ремонту ТС может быть использована только информация о нормативах трудоемкости работ и стоимости ремонтных материалов.
82. Информация об аналогичном ТС, определенном в соответствии с настоящей главой, указывается в заключении о размере вреда.
ГЛАВА 9
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЕГА ТС
83. Пробег ТС применяется для определения износа подлежащих замене частей ТС и определения стоимости ТС при расчете размера вреда. Пробег ТС определяется оценщиком на основании идентификационных данных ТС.
84. Фактический пробег ТС на дату оценки устанавливается на основании учетных документов ТС. При этом владельцем ТС (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) представляется копия учетных документов ТС либо справка владельца ТС о фактическом пробеге ТС с указанием периода его эксплуатации, в течение которого пройден указанный в ней пробег (далее - справка о пробеге ТС).
В случае отсутствия в справке о пробеге ТС сведений о фактическом пробеге ТС и (или) периоде эксплуатации ТС, в течение которого пройден указанный в ней пробег, страховщик (Белорусское бюро) или исполнитель оценки запрашивает эту справку у владельца ТС.
В случае непредставления владельцем ТС учетных документов либо справки о пробеге фактический пробег ТС определяется по показаниям исправного одометра ТС. При этом показания одометра на дату оценки могут быть приняты по данным путевого листа или другого документа, содержащего взаимосвязанные сведения о показаниях одометра и дате ДТП.
85. Фактическая наработка основного двигателя специального ТС на дату оценки устанавливается в порядке, установленном в пункте 84 настоящих Правил.
86. Расчетный пробег ТС определяется как среднестатистический при отсутствии учетных документов или справки о пробеге ТС (наработке основного двигателя) в случаях:
если численное значение показания исправного одометра отличается от значения среднестатистического пробега аналогичного ТС более чем на двадцать процентов и это значение с учетом качественной оценки не соответствует техническому состоянию ТС и (или) его внешнему виду;
замены одометра (счетчика моточасов), в том числе при замене кузова (кабины) в сборе или шасси ТС в процессе эксплуатации ТС;
неисправного одометра (счетчика моточасов);
повреждения пломбы одометра (счетчика моточасов) и (или) частей его привода;
повреждения части привода одометра (счетчика моточасов);
наличия у ТС пятиразрядного одометра при сроке эксплуатации ТС, позволяющем предположить обнуление значения одометра при достижении его максимального значения 99 999 км (миль).
87. Для квадрициклов (мотоколясок), мотоколясок, мотоциклов, квадроциклов, мотороллеров, мопедов, велосипедов, тракторов, колесных и гусеничных машин различного назначения среднестатистический пробег (наработка основного двигателя) не определяется.
88. При использовании среднестатистического пробега в качестве расчетного пробега в пункте 23 акта осмотра ТС и (или) в заключении о размере вреда оценщиком производится запись о результатах экспертных оценок с обоснованием критериев и выводов, согласно которым в расчетах применяется среднестатистический пробег.
89. Среднестатистический пробег легкового ТС, эксплуатируемого в Республике Беларусь, не используемого в качестве автомобиля-такси или в учебных целях, определяется по соответствующей категории пробега согласно таблице нормативных пробегов автомобилей, эксплуатируемых в Республике Беларусь, размещенной в отечественных информационных справочниках.
90. Среднестатистический пробег грузовых автомобилей и автобусов полной массой до 7,5 тонны (далее - т) включительно (кроме автобусов, используемых в регулярном сообщении, на которые выданы регистрационные знаки типа 13 (такси) в соответствии с СТБ 914-99 "Знаки регистрационные и знак отличительный ТС. Типы и основные размеры, технические требования, методы испытания") определяется по соответствующей категории пробега согласно таблице нормативных пробегов автомобилей, эксплуатируемых в Республике Беларусь, размещенной в отечественных информационных справочниках.
91. Категория пробега ТС определяется согласно отечественным информационным справочникам. При отсутствии в отечественных информационных справочниках сведений о категории пробега идентичного ТС принимаются сведения о категории пробега аналогичного ТС.
Категория пробега специализированных ТС, созданных на шасси ТС, определяется по категории пробега базового шасси ТС.
92. Среднестатистический пробег грузовых автомобилей и автобусов полной массой свыше 7,5 т, а также автобусов, используемых в регулярном сообщении, на которые выданы регистрационные знаки типа 13 (такси) в соответствии с СТБ 914-99 "Знаки регистрационные и знак отличительный ТС. Типы и основные размеры, технические требования, методы испытания", определяется согласно их идентификационным признакам по таблице нормативных пробегов грузовых автомобилей и автобусов, эксплуатируемых в Республике Беларусь, размещенной в отечественных информационных справочниках.
Для специальных ТС и типов редких и уникальных грузовых ТС, отсутствующих в таблице нормативных пробегов грузовых автомобилей и автобусов, эксплуатируемых в Республике Беларусь, размещенной в отечественных информационных справочниках, среднестатистический годовой пробег определяется по таблице 3.1 приложения 3 к настоящим Правилам.
93. Среднестатистический пробег легкового автомобиля-такси и легкового учебного автомобиля определяется по таблице 3.2 приложения 3 к настоящим Правилам.
94. В случае, если дата выпуска ТС отличается от 1 июля года выпуска ТС, среднестатистический пробег подлежит корректировке.
95. Для специальных ТС, имеющих устройство для отбора мощности от основного двигателя автомобиля в целях функционирования специального оборудования, установленного на их шасси, эксплуатируемых в дорожных и стационарных условиях, фактический пробег определяется как сумма фактического пробега шасси ТС и дополнительной составляющей фактического пробега ТС, учитывающей работу основного двигателя в стационарных условиях (далее - дополнительная составляющая фактического пробега).
96. Дополнительная составляющая фактического пробега ТС рассчитывается по следующей формуле:
где - дополнительная составляющая фактического пробега, км;
- фактическая наработка основного двигателя ТС при его работе в стационарных условиях для функционирования специального оборудования (оснастки), моточас;
- коэффициент приведения наработки основного двигателя в стационарных условиях к пробегу ТС в значениях, указанных в таблице 3.3 приложения 3 к настоящим Правилам, км/моточас.
Фактический пробег ТС, имеющего только счетчик моточасов учета работы основного двигателя, определяется исключительно дополнительной составляющей фактического пробега.
ГЛАВА 10