Формирование стадии идентификации инвестиционного проекта
ФОРМИРОВАНИЕ СТАДИИ ИДЕНТИФИКАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
Цель занятия: Приобрести практические навыки в формировании и выборе идей относительно реализации инвестиционных проектов.
Задача: Разработать несколько предложений относительно улучшения работы существующего предприятия. Провести анализ предложений с точки зрения инвестиционного проекта. На его основе предоставить рекомендации к внедрению того или другого варианта.
Условие задания
На основе характеристики деятельности предприятия необходимо разработать несколько вариантов идей по инвестиционным проектам, которые имеют целью развитие предприятия. К ним могут принадлежать проекты, направленные на усовершенствование работы, развитие, расширение сфер деятельности, или другие, которые принципиально не меняют вид деятельности предприятия и направленные на его развитие. Среди предложенных вариантов необходимо выбрать один, который по мнению автора является наиболее эффективный с точки зрения указанного критерия. Этот вариант необходимо рассмотреть более детально, указав основные преимущества среди других вариантов и возможные недостатки.
Исходные данные
АТП. Специализируется на междугородних пассажирских перевозках. Обслуживает 7 междугородних маршрутов. Имеет ПС, который не является новым, но находится в удовлетворительном состоянии. Собственная база имеет значительную территорию, средства проведения ТО и ремонта автобусов в удовлетворительном состоянии. Финансовое положение сложное. |
Решение
Регулирование работы должно осуществляться через налоговую систему, тарифы, лицензирование и кредитование, а также в соответствии с законами об экологии, безопасности движения и др.
Министерство транспорта Российской Федерации контролирует выполнение министерствами, ведомствами, а также концернами, ассоциациями, кооперативами транспортных законодательств республики и разрабатывает проекты новых законов о транспорте.
Следующие в структуре управления автомобильным транспортом – территориальные объединения автомобильного транспорта – автотранспортные предприятия.
Каждое транспортное объединение и АТП имеет в своем составе пять основных служб:
а) техническую службу (содержание подвижного состава в технически исправном состоянии)
б) эксплуатационную службу (планирование, организация и управление перевозочным процессом)
в) экономическую службу (планирование производственной деятельности АТП и ее анализом)
г) службу безопасности движения (предупреждение ДТП)
д) кадровую службу (укомплектование квалифицированными кадрами их учебу и переподготовку).
Пассажирская эксплуатационная служба выполняет следующие задачи:
- разрабатывает рациональную систему планирования перевозок и организацию движения подвижного состава
- обеспечивает внедрение и функционирование передовых систем диспетчерского управления движением автомобилей
- осуществляет полную, своевременную, комфортабельную и безопасную перевозку пассажиров
- организует эффективное использование подвижного состава и его рентабельную эксплуатацию
- осуществляет полный сбор проездной платы
- создает условия для высокого производительного труда работников службы эксплуатации
- обобщает передовые методы вождения и передовой опыт работы
- систематически проводят воспитательную работу с водителями и диспетчерским аппаратом.
Система пассажирского АТП включает подсистемы:
а) организации транспортного процесса
б) подвижной состав (типы автобусов и легковых автомобилей)
в) база технического обслуживания и ремонта автомобилей
г) автотранспортные здания и сооружения
д) технические средства связи и управления
е) кадры (рабочие, рабочие, ИТР и служащие)
Эффективное функционирование системы пассажирского автомобильного транспорта достигается при условии согласованного развития всех ее подсистем. Главным звеном является транспортный процесс, который разбивается на следующие части:
- хранение подвижного состава
- технология технического обслуживания и ремонта автомобилей
- перевозочный процесс.
1. Согласованное планирование.
Взгляд сверху».
v Ускорениевремени на погрузку и разгрузку пассажиров.
v Борьба с холостым пробегом.
v Увеличение КПД работы водителя.
v Своевременный ремонт ПС.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2
Решение
Таблица 2.1 - Разновидности деятельности по инвестиционному проекту экономического развития.
Вид деятельности | Последова-тельность расположения | Стадия проектного цикла |
1. Определить проект для детальной разработки | подготовка | |
2. Определить альтернативные пути для достижения целей проекта | Идентификация | |
З. Собрать информацию о Национальном плане развития | Идентификация | |
4. Прийти к соглашению относительно условий предоставления ссуды для проекта | экспертиза | |
5. Детализировать задачу проекта | подготовка | |
6. Определить общие приоритеты разных проектов относительно Национального плана развития и соответствующей области экономики | Идентификация | |
7. Оценить допустимость проекта с технической, коммерческой, финансовой, экономической, экологической, социальной и институциональной точки зрения | подготовка | |
8. Составить отчет о завершении проекта | Послепоэктный аудит | |
9. Провести ранжирование проектов соответствия к их значимости и результатам анализа по соответствующей системе аспектов | Идентификация | |
10. Оценить относительную, с социально-экономической точки зрения, важность отраслей, которые представлены в Национальном плане развития | Идентификация | |
11. Обсудить условия кредитования | экспертиза | |
12. Подтвердить позицию правительства относительно разных отраслей и проектов | Идентификация | |
13. Обсудить заключительный отчет с менеджерами и аналитиками проекта | подготовка | |
14.Детальнопроанализировать подготовку тех позиций, которые имеют поддержку правительства | Идентификация | |
15. Начать снабжение оборудованием | реализация | |
16. Собрать данные, необходимые для подготовки проекта по отдельным аспектам | подготовка | |
17. Распределить контракты на снабжение оборудованием согласно международным правилам проведения конкурентных международных торгов | подготовка | |
18. Осуществить сбыт продукции первого выпуска | реализация |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3
Исходные данные
I. Марка 1 варианта автомобиля––Мерседес Бенс
Цена автомобиля, Ца, тыс. грн.–– 831
Грузоподъемность ТС, т––28
Техническая скорость, Vт, км/ч.–– 56
Линейная норма расхода топлива, НL, л/100 км––22,5
II. 2.Марка 1 варианта автомобиля––КАМАЗ 53215
Цена автомобиля, Ца, тыс. грн.–– 214
Грузоподъемность ТС, т––11
Техническая скорость, Vт, км/ч.–– 28
Линейная норма расхода топлива, НL, л/100 км––25,5
III. Класс груза–– 1(0,96)Расстояние доставки, lд, км––10
Нулевой пробег, l01/l02, км–– 3/14
Объем перевозок, Qг, тыс.т/год––80
1. Продолжительность рабочего дня предприятий, которые обслуживаются = 8 ч.
2. Количество рабочих дней в году = 241 дн. - для предприятий и - 205 дн. для рабочих.
3. Часовая тарифная ставка водителя – Гтв= 11 грн. 20 коп; ремонтного рабочего Гтрр = 9 грн. 00 коп
4. Средний должностной оклад рабочих управленческого персонала К = 1800 грн.
5. Нормы пробега и затрат на восстановление износа и ремонт шин для грузовых автомобилей:
Тип автомобиля | Тип и размеры шин | Пробег, тыс. км | Проценты к стоимости одного комплекта |
Грузоподъемность от 2 до 6т | диагональные, 260-508 | 1,13 | |
Грузоподъемность от 6 до 12 т | диагональные, 320-508 | 1,12 |
Указания для выполнения задания
1. Количество автомобилей для работы в течение дня определяется как:
, (3.1)
где Wг – годовая производительность автомобиля, тыс.т/год.
(3.2)
2. Суточная производительность автомобиля равняется:
, (3.3)
где Zi- количество ездок автомобиля за день;
qa - грузоподъемность автомобиля, т;
γc - коэффициент использования грузоподъемности, которая зависит от класса груза.
3. Величину Zi рассчитывают, исходя из продолжительности рабочего дня обслуживаемых предприятий. Значение Zi определяют как целую часть по зависимости:
. (3.4)
Продолжительность грузового ( ) и холостого ( ) пробега определяют по зависимости:
(3.5)
Время ездки:
(3.6)
Время погрузки или разгрузки ( ) находят по формуле:
. (3.7)
;
;
4. Среднее количество автомобилей по списку определяют с помощью коэффициента использования парка:
(3.8)
где = 365 - количество календарных дней в году;
– автомобиле-дни работы;
Коэффициент использования парка, принять равным 0,85.
Полученное значение Асс округляют к целому в большую сторону.
5. Объем капиталовложений равняется:
(3.9)
;
;
6. Общий объем эксплуатационных затрат равняется:
(3.10)
(грн.)
(грн.)
где - затраты на заработную плату водителей, грн.;
- затраты на топливо, грн.;
- затраты на смазочные материалы, грн.;
- затраты на техническое обслуживание и ремонт автомобилей, грн.,
- затраты на автомобильные шины, грн.;
- затраты на заработную плату управленческого персонала, грн.;
- общехозяйственные затраты, грн.,
- амортизационные отчисления, грн.
7. Затраты на заработную плату водителей:
(3.11)
;
где Во - объем начислений на заработную плату водителей, грн.;
1,375 - коэффициент, который учитывает отчисления на социальное страхование.
8. Объем начислений на заработную плату водителей определяют, исходя из продолжительности их работы:
, (3.12)
=(7692+289)*11,20=89387( грн);
=(29929+795)*11,20=344112( грн);
где – количество авточасов работы водителей, ч.;
– количество подготовительно-заключительных авточасов, ч.
(3.13)
=7,98*4*241=7692( грн);
=11,29*11*241=29929( грн);
где – расчетное время в наряде автомобиля,
(3.14)
=4*241*0,3=289( ч);
=11*241*0,3=795( ч);
где 0,3 – коэффициент, который учитывает продолжительность подготовительно-заключительных работ за день.
9. Затраты на автомобильное топливо:
(3.15)
;
;
где – объем расхода топлива, л.;
– цена литра топлива, грн.;
1,03 – коэффициент, который учитывает затраты, связанные с приобретением и доставкой топлива;
1,05 – коэффициент, который учитывает внутренне гаражный расход топлива.
(3.16)
где – линейная норма расхода топлива, л/100 км;
– общий пробег автомобилей за год, км;
– объем транспортной работы за год, ткм;
– норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм. Для автомобилей с карбюраторными двигателями Нтр = 2 л/100ткм; с дизельными Нтр=1,3 л/100 ткм.
(3.17)
;
где – соответственно грузовой, холостой и нулевой пробег за год, км.
(3.18)
;
;
где Zїр – необходимое количество ездок в год. Берут значение, которое округлено к большему числу по зависимости:
(3.19)
(3.20)
;
;
(3.21)
;
;
(3.22)
;
10. Затраты на смазочные материалы:
(3.23)
где – соответственно нормы расхода смазочных материалов и масел, л/100л топлива. Условно принимают , .
– соответственно цена смазочных материалов и масел, грн.
11. Затраты на техническое обслуживание и ремонт автомобилей определяют как сумму затрат на заработную плату ремонтных рабочих и запасные части и материалы :
;
;
(3.24)
;
;
где – трудоемкость работ по ТО и текущему ремонту подвижного состава, ч:
(3.25)
;
;
где – количество действий (соответственно ежедневных обслуживаний, технических обслуживаний №1 и № 2);
– соответственно трудоемкость ежедневного обслуживания, технического обслуживания №1 и №2, ч.;
– удельная трудоемкость технических ремонтов на 1000 км пробега.
Трудоемкость технических обслуживаний обусловлена перечнем регламентных работ, которые устанавливает производитель транспортных средств. В зависимости от марки транспортного средства трудоемкость выполнения ТО1, ТО2, находится в пределах от 1 до 3 часов и от 2 до 4 соответственно. Трудоемкость ежедневного обслуживания может быть принята 0,25 часа. Удельная трудоемкость технических ремонтов на 1000 кмпробега обусловлена условиями эксплуатации транспортного средства и его надежностью, может быть принятая в пределах 0,5 – 2,5 часов.
(3.26)
;
;
;
;
;
где , – соответственно пробег между техническими обслуживаниями №1, №2. Зависит от марки транспортного средства, может быть принят в диапазоне 18-22 тыс. км – ТО1 и 40-45 тыс. км - ТО2.
(3.27)
где – норма затрат на запасные части и материалы, грн./1000 км. Условно принимается , .
12. Затраты на автомобильные шины:
, (3.28)
;
где – цена комплекта шин, грн.;
– норма отчислений на шины на 1000 км пробега, %;
– количество комплектов шин на автомобиле без учета запасного колеса, ед.
13. Затраты на заработную плату управленческого персонала определяют исходя из численности персонала:
(3.29)
;
где – численность управленческого персонала, ед;
12 – количество месяцев в году.
Численность персонала определяют в зависимости от среднеучетного количества автомобилей:
(3.30)
;
;
14. Общехозяйственные затраты определяют исходя из норматива затрат:
(3.31)
343 ;
1019(грн);
где Нох – норматив общехозяйственных затрат, %. Принимаем =5%.
15. Величина амортизационных отчислений на полное восстановление:
(3.32)
10000(грн.);
92000(грн.);
где – окончательная стоимость автомобилей, грн.;
– норма амортизационных отчислений, для автомобилей = 40%.
16. Результаты расчетов по двум альтернативным вариантам свести в таблицу 3.4.
17. Сделать выводы: о структуре затрат с точки зрения реализации инвестиционного проекта; о наиболее приемлемом альтернативном варианте.
Таблица 3.4 - Результаты расчетов по двум альтернативным вариантам
Технико-экономические показатели | 1-й вариант Мерседес Бенс | 2-й вариант КАМАЗ 53215 |
Суточная производительность автомобиля | =0,08 т/сут | =0,03 т/сут |
Среднее количество автомобилей по списку | =3 авто | =9авто |
Объем капиталовложений | =2500000грн | =2300000грн |
Затраты на заработную плату водителей | =122907 грн | =473154 грн |
Затраты на топливо | =391913 грн | =1106677 грн |
Затраты на смазочные материалы | =1320 грн | =1320 грн |
Затраты на техническое обслуживание и ремонт автомобилей | =5618 грн | =14550 грн |
Затраты на автомобильные шины | =136027грн | =352248 грн |
Затраты на заработную плату управленческого персонала | ||
Общехозяйственные затраты | ||
Амортизационные отчисления | 10000 грн | 92000 грн |
Общий объем эксплуатационных затрат |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА, ИНВЕСТИЦИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
Задача. Определить срок окупаемости капитальных вложений без учета дисконтирования и с учетом дисконтирования при заданной норме дисконта. Определить также величину интегрального эффекта (чистого дисконтированного дохода) и индекс доходности инвестиционного проекта. Исходные данные приведены в табл. 4.1. По результатам расчета сделать выводы.
Таблица 4.1 - Исходные данные для определения срока окупаемости капитальных вложений, интегрального эффекта и индекса доходности
Показатели | Шаги расчета | |||
первый год | второй год | третий год | четвертый год | |
Объем капиталовложений, тыс. грн | - | - | ||
Объем реализации продукции (без НДС), тыс. грн | ||||
Себестоимость реализованной продукции, грн | ||||
в том числе амортизация, тыс. грн | ||||
Налоги и прочие отчисления от прибыли, тыс. грн | ||||
Норма дисконта, доли единицы | 0,12 | 0,12 | 0,12 | 0,12 |
При расчете в базисных ценах для постоянной нормы дисконта чистый дисконтированный доход определяется по формуле:
где Эt = Rt – Зt – эффект, достигаемый на t-м шаге расчета;
Rt – результат, достигаемый на t-м шаге расчета;
Зt – затраты, осуществляемые на t-м шаге расчета;
T – горизонт расчета, равный номеру шага расчета (месяц, квартал, год), на котором производится ликвидация объекта;
at – коэффициент дисконтирования (приведения), доли единицы;
E – норма дисконта (норма доходности на капитал), доли единицы;
t – номер шага (t = 0, 1, 2, …, T).
При постоянной норме дисконта коэффициент дисконтирования можно представить в следующем виде:
.
= =0,86;
= =0,79;
= =0,71;
= =0,64;
Если норма дисконта меняется во времени, и на t-м шаге расчета равна Et, то коэффициент дисконтирования при t > 0 определяется как
.
При этом
,
где E1, E2, E3, …, Et – норма дисконта на первом, втором, третьем, t-м шагах расчета.
Если из состава затрат (Зt) исключить капитальные вложения на t-м шаге расчета Kt, то
,
или
,
= =4000-(5000+3000+300+200)=-4500
=8000-(1000+5500+400+500)=700
=10000-(6000+400+500)=3100
=10000-(6000+400+500)=3100
= (-4500*0,89)+(700*0,79)+(3100*0,71)+(3100*0,64)=733
где – величина приведенных эффектов;
– затраты на t-м шаге расчета без учета капитальных вложений;
– сумма дисконтированных капитальных вложений.
=5000*0,89=4450
=1000*0,79=790
= =0
K=4450+790+0+0=5240
Таким образом, чистый дисконтированный доход представляет разницу между суммой приведенных эффектов и приведенной к тому же моменту времени величиной капитальных вложений.
Если ЧДД инвестиционного проекта положителен (при заданной норме дисконта), то проект является эффективным и может рассматриваться вопрос о его принятии. Чем выше ЧДД, тем эффективнее проект. Если ЧДД отрицательный, то проект неэффективен, и инвестор понесет убытки.
Индекс доходности характеризуется отношением суммы приведенных эффектов к величине дисконтированных капитальных вложений:
.= =0,14
Из приведенных выше формул для расчета ЧДД и ИД видно, что если ЧДД положителен, то ИД > 1 и проект эффективен; если ЧДД отрицателен, то ИД < 1 и проект представляется неэффективным; если ЧДД = 0, то ИД = 1, и вопрос об эффективности проекта остается открытым.
Срок окупаемости капиталообразующих инвестиций (первоначальные затраты) определяется временным интервалом (от начала осуществления проекта), за пределами которого интегральный эффект становится положительным, т.е. это период, измеряемый в месяцах, годах, начиная с которого первоначальные вложения по инвестиционному проекту покрываются суммарными результатами его осуществления. Он рассчитывается так:
,
где tок – срок окупаемости капиталовложений, т.е. номер шага расчета (месяц, квартал, год), за пределами которого интегральный эффект положителен.
Численное значение ВНД определяется решением уравнения:
=4466,9
где Eвн – внутренняя норма доходности, доли единицы.
2. Устанавливается нижний уровень нормы дисконта (Eн) в соответствии с депозитным процентом. При этом следует учитывать различные ставки налогообложения по депозитным ставкам и прибыли от инвестиций Eв производство, а также другие ставки налогов.
С учетом различного налогообложения прибыли нижний уровень нормы дисконта определяется:
=0,15*
где Д – ставка депозитного процента, доли единицы,(0,15)
Нд – ставка налога на прибыль по депозитным вкладам, доли единицы,(20%)
Нп – ставка налога на прибыль от производственной деятельности, доли единицы.(25%)
Если Нд = Нп, то Eн = Д.
3. Для оценки эффективности и выбора оптимального варианта инвестиционного проекта предлагается расчет средней нормы дисконта, соответствующей уровню:
= =2233,53
Если норма дисконта E меньше или равна внутренней норме доходности Евн, то данный вариант инвестиционного проекта может быть принят, в противном случае должен быть отклонен. Такой подход к определению E диктуется следующими соображениями:
- инвестор должен получить на вложенный капитал хотя бы минимальную отдачу, соответствующую Ен, при которой отвергаются альтернативные варианты с меньшей доходностью;
- превышение уровня E над уровнем Евнставит вопрос с целесообразности разработки и осуществления проекта вследствие неприемлемости условий инвестора по норме дохода на капитал.
4. По принятой хозяйствующим субъектом норме дисконта рассчитывают показатели эффективности инвестиционного проекта:
· чистый дисконтированный доход (ЧДД) или интегральный эффект (Эинт);
· индекс доходности (ИД);
· срок окупаемости капитальных вложений (tок).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5
ФОРМИРОВАНИЕ СТАДИИ ИДЕНТИФИКАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
Цель занятия: Приобрести практические навыки в формировании и выборе идей относительно реализации инвестиционных проектов.
Задача: Разработать несколько предложений относительно улучшения работы существующего предприятия. Провести анализ предложений с точки зрения инвестиционного проекта. На его основе предоставить рекомендации к внедрению того или другого варианта.
Условие задания
На основе характеристики деятельности предприятия необходимо разработать несколько вариантов идей по инвестиционным проектам, которые имеют целью развитие предприятия. К ним могут принадлежать проекты, направленные на усовершенствование работы, развитие, расширение сфер деятельности, или другие, которые принципиально не меняют вид деятельности предприятия и направленные на его развитие. Среди предложенных вариантов необходимо выбрать один, который по мнению автора является наиболее эффективный с точки зрения указанного критерия. Этот вариант необходимо рассмотреть более детально, указав основные преимущества среди других вариантов и возможные недостатки.
Исходные данные
АТП. Специализируется на междугородних пассажирских перевозках. Обслуживает 7 междугородних маршрутов. Имеет ПС, который не является новым, но находится в удовлетворительном состоянии. Собственная база имеет значительную территорию, средства проведения ТО и ремонта автобусов в удовлетворительном состоянии. Финансовое положение сложное. |
Решение
Регулирование работы должно осуществляться через налоговую систему, тарифы, лицензирование и кредитование, а также в соответствии с законами об экологии, безопасности движения и др.
Министерство транспорта Российской Федерации контролирует выполнение министерствами, ведомствами, а также концернами, ассоциациями, кооперативами транспортных законодательств республики и разрабатывает проекты новых законов о транспорте.
Следующие в структуре управления автомобильным транспортом – территориальные объединения автомобильного транспорта – автотранспортные предприятия.
Каждое транспортное объединение и