Глава iii. Порядок проведения досмотра воздушного судна на земле
3.1 Досмотр ВС проводится до посадки пассажиров, погрузки груза, багажа, почты, бортового питания. Если пассажиры находятся на стоянке, они должны быть под постоянным наблюдением сотрудников САБ.
3.2 Право доступа к месту стоянки и на самолет во время досмотра имеет только персонал аэропорта, авиапредприятия или эксплуатанта для выполнения служебных обязанностей по техническому обслуживанию и эксплуатации данного ВС.
3.3 При выполнении международного рейса на ВС допускаются представители органов пограничного и таможенного контроля.
Перечисленный выше персонал (представители) должен иметь пропуска установленного образца.
3.4 Передвижное оборудование для наземного обслуживания ВС и любые другие транспортные средства, имеющие право доступа к месту стоянки во время досмотра должны иметь на видном месте соответствующий пропуск, подтверждающий их право находиться на стоянке ВС.
3.5 Досмотр осуществляется в соответствии с «Перечнем мест досмотра ВС в целях безопасности», отработанным и утвержденным для данного типа ВС и его модификаций.
Для удобства пользования эти Перечни целесообразно выполнить в виде складывающихся карточек размером 10 на 15 см, которые должны входить в комплект полетной документации, предназначенной для членов экипажа.
Указанные выше Перечни и другие справочные материалы (Приложения 1, 2) могут применяться в аэропорту, где досмотр осуществляется сотрудниками, незнакомыми с данным типом ВС и его модификациями.
3.6 Для обеспечения доступа ко всем подлежащим проверке отсекам необходимо открывать все входные двери, люки, каналы отбора и перепуска воздуха, крышки, съемные панели для обслуживания и доступа к оборудованию и т.д.
3.7 Досматриваться должны все помещения (отсеки) ВС, двери (панели, люки), которых можно открыть.
Следует тщательно осмотреть места установки оборудования, внутри которого, за ним или под ним (в более труднодоступных местах) может быть помещено взрывное устройство (ВУ), а также могут укрываться посторонние лица.
3.8 Поиск взрывных устройств должен проводиться с соблюдением мер предосторожности, а в неосвещенных и труднодоступных местах с использованием подсветки и поворотных зеркал.
3.9 Если дверь, отсек или прибор надлежащим образом опечатаны и отсутствуют признаки попыток их вскрытия, решение по их досмотру принимается в зависимости от обстановки.
3.10 Досмотр ВС целесообразно начинать от середины до носа самолета и от середины до его хвоста, разделив самолет на две части и ограничив каждую зону местами возможного доступа пассажиров и членов экипажа.
3.11 Процедуру осмотра каждого участка целесообразно начинать с уровня пола, затем обследовать стены и потолок, осматривая при этом места, легко доступные для пассажиров и, обращая особое внимание на те предметы (книги, бытовые приборы), которые находятся в местах, не предназначенных для них.
Осматриваются также зоны и предметы, вызывающие наименьшее подозрение.
3.12 Во избежание дублирования или пропуска отдельных участков, все проверенные участки (отсеки) необходимо маркировать лентой или мелом по схеме технологической карты досмотра.
3.13 При обнаружении подозрительного предмета НЕОБХОДИМО:
3.13.1 Не касаться предмета и не воздействовать на него каким-либо образом.
3.13.2 Немедленно вызвать специалистов ВУ.
3.13.3 При обнаружении подозрительных предметов на стоянке ВС, самолет следует отбуксировать в безопасное место или удалить (переместить) подозрительный предмет от ВС.
Решение по варианту действий должно быть принято сотрудником САБ по согласованию с экспертом-пиротехником (сапером).
Сотрудники, производившие досмотр ВС, члены экипажа и обслуживающий персонал должны переместиться на расстояние не ближе 100 м от самолета.
3.13.4 Пожарные расчеты, специалисты других служб, привлекаемые к ликвидации последствий возможного взрыва, должны находиться на безопасном расстоянии в полной готовности к действиям до момента подачи сигнала «Отбой» специалистами по ВУ.
3.14 После того, как подозрительный предмет будет признан безопасным или обезврежен, досмотр ВС должен быть продолжен (завершен).
3.15 При обнаружении на борту ВС постороннего лица, необходимо задержать его в установленном порядке, немедленно вызвать сотрудников ЛОВД или представителей органов пограничного контроля (при обнаружении постороннего лица на ВС, совершающем международный рейс) для передачи им задержанного.
3.16 После проведения сотрудниками САБ досмотра ВС, специалисты службы инженерно-технического обеспечения должны убедиться, что все двери, люки и панели закрыты, все снятые, сдвинутые и переставленные предметы и оборудование установлены на свои места.
При поступлении информации об угрозе взрыва ВС проводится его повторный досмотр.