Глава 6. Материально-техническое и финансовое обеспечение службы авиационной безопасности

6.1. Администрация авиапредприятия (эксплуатанта) обязана создать для службы авиационной безопасности необходимые условия для выполнения возложенных на нее задач по обеспечению авиационной безопасности. С этой целью должно быть предусмотрено наличие:

- оборудованных специальных стоянок на случай чрезвычайных обстоятельств;

- ограждений и инженерно-технических средств охраны объектов авиапредприятия (эксплуатанта) и контрольно-пропускных пунктов для прохода на территорию объектов авиапредприятия (эксплуатанта);

- необходимой материально-технической базы для подготовки и повышения квалификации сотрудников службы авиационной безопасности, членов экипажей и персонала авиапредприятия (эксплуатанта) по вопросам авиационной безопасности.

6.2. Администрация авиапредприятия (эксплуатанта) осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение службы авиационной безопасности.

6.3. Служба авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) должна быть обеспечена:

- служебными помещениями, мебелью и оргтехникой;

- автотранспортом для обеспечения служебной деятельности сотрудников службы авиационной безопасности;

- средствами радио и телефонной связи;

- форменной и специальной одеждой;

- другими материальными средствами.

ДВТ МТ РФ и МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О взаимодействии служб авиационной безопасности аэропортов и органов внутренних дел на воздушном транспорте
24.04.96 № ДВ-59/и -1/7450

Положением "О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №897, изданными в его развитие приказами Минтранса России от 17 октября 1994 г. №76 и от 21 ноября 1995 года №102, обеспечение выполнения Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, в том числе производство досмотра, возложено на службы авиационной безопасности аэропортов (далее - САБ) и эксплуатантов воздушных судов. В условиях обострения оперативной обстановки в стране и наличия реальной угрозы совершения террористических актов на воздушных судах и объектах авиационных предприятий реформирование сложившейся системы авиационной безопасности должно осуществляться последовательно, после создания соответствующих условий и в тесном взаимодействии САБ аэропортов с органами внутренних дел на воздушном транспорте.

Вместе с тем, отдельные руководители авиационных предприятий стали в одностороннем порядке принимать решения о производстве досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа исключительно силами служб авиационной безопасности и даже препятствовать исполнению сотрудникам милиции возложенных на них задач по предупреждению и пресечению преступлений, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в аэропортах. Такие непродуманные решения порождают конфликтные ситуации и приводят к ослаблению уровня авиационной безопасности.

В связи с изложенным, а также в целях совершенствования взаимодействия между службами авиационной безопасности аэропортов и органами внутренних дел на воздушном транспорте, -

ПРЕДЛАГАЕМ:

1. До завершения формирования служб авиационном безопасности в аэропортах, где имеются подразделения органов внутренних дел на воздушном транспорте, предполетный досмотр авиапассажиров, их ручной клади и багажа производить совместно силами работников авиационных предприятий и сотрудников милиции по существующей технологии. Далее, по окончании формирования службы авиационной безопасности аэропорта его руководитель по согласованию с руководством линейного органа внутренних дел вносит новую технологию производства досмотра на рассмотрение аэропортовой комиссии по авиационной безопасности. Комиссия всесторонне оценивает готовность САБ осуществлять в полном объеме досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа и направляет свое заключение в соответствующее региональное управление воздушного транспорта и управление внутренних дел на транспорте. Решение РУВТ и УВДТ оформляется совместным приказом, копии которого направляются руководству аэропорта и органа внутренних дел на воздушном транспорте для исполнения.

2. При решении вопросов по организации обеспечения авиационной безопасности исходить из того, что органы внутренних дел на воздушном транспорте выполняют задачи, определенные Законом РСФСР от 18 апреля 1991 года "О милиции" и Федеральным законом от 12 августа 1995 года "Об оперативно-розыскной деятельности" и иными нормативными актами. Наряду с этим, основными направлениями служебной деятельности, при осуществлении которых они взаимодействуют со службами авиационных предприятий, являются:

- предупреждение и пресечение преступлений, охрана общественною порядка и обеспечение общественной безопасности в аэропортах, в том числе в зонах специального контроля (пунктах досмотра) и на территории аэродромов;

- патрулирование и оперативно-поисковые мероприятия в аэровокзалах, аэропортах и на прилегающих к ним территориях в целях выявления лиц и установления лиц подготавливающих преступления, обнаружения оставленных в местах общего пользования оружия, боеприпасов и взрывных устройств. В необходимых случаях патрулирование может осуществляться совместно с представителями САБ;

- осуществление проверок и предварительного расследования по фактам изъятия у авиапассажиров огнестрельного, холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых, наркотических, ядовитых, отравляющих и других веществ и предметов, за изготовление, ношение или хранение которых предусмотрена административная либо уголовная ответственность;

- проведение с соответствующими службами аэропортов и органами ФСБ совместных мероприятий по плану "Набат" и сигналам о готовящихся преступлениях на объектах воздушного транспорта;

осуществление совместно со службами аэропортов мероприятий по пресечению массовых беспорядков, разблокированию взлетно-посадочных полос и других объектов жизнеобеспечения гражданской авиации;

- участие в ликвидации последствий аварий и катастроф воздушных судов гражданской авиации;

- проведение совместно с САБ досмотра ручной клади, багажа, грузов и бортприпасов, личного досмотра пассажиров и членов экипажей воздушных судов при поступлении сигналов о готовящемся захвате (угоне) воздушного судна, провозе оружия, боеприпасов, взрывчатых, наркотических и других опасных веществ и предметов, а также самостоятельное его выполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- оказание содействия САБ в обеспечении пропускного режима на объектах авиапредприятий в т.ч. по удалению из режимных зон и с территории аэродромов лиц, не имеющих права там находиться;

- производство совместно с САБ в московских аэропортах в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.10.95 г.№1503-р, а при соответствующем решении Правительства Российской Федерации и в других аэропортах России, выборочного досмотра пассажиров, багажа и грузов, прибывающих из регионов со сложной криминогенной обстановкой при подозрении, что они используются в противоправных целях, а при необходимости - и личный досмотр пассажиров в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- сопровождение пассажиров и ценных грузов к воздушным судам, а также самолетов в полете при угрозе их захвата либо совершения иного преступного посягательства;

- передача в установленных случаях и порядке экипажу воздушного судна оружия и боеприпасов, изъятых у пассажиров на период полета, и выдача изъятого владельцам по его окончании;

- лицензионно-разрешительная работа в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 мая 1993 года "Об оружии".

3. При организации взаимодействия служб авиационной безопасности с органами внутренних дел на воздушном транспорте следует учитывать, что:

- руководители органов внутренних дел на воздушном транспорте должны входить в состав соответствующих аэропортовых комиссий по авиационной безопасности;

- подразделения органов внутренних дел на воздушном транспорте задействованные в обеспечении авиационной безопасности, могут на договорной основе содержаться за счет средств авиапредприятий;

- обучение сотрудников милиции, принимающих участие в обеспечении авиационной безопасности, осуществляется в порядке, установленном для обучения работников САБ аэропортов;

- служебная деятельность органов внутренних дел не должна противоречить законодательству и другим нормативным актам, регламентирующим деятельность гражданской авиации.

Полагаем, что четкое определение сфер и порядка совместных действий служб авиационной безопасности аэропортов и органов внутренних дел на воздушном транспорте, укрепление взаимодействия между ними положительно скажется на состоянии правопорядка на объектах воздушного транспорта и повышении уровня авиационной безопасности.

Директор Федеральной авиационной службы России Г.Н. Зайцев

Наши рекомендации