Классификация структурных подразделений регионального таможенного управления, осуществляющих таможенный контроль

Региональное таможенное управление (РТУ) — является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности РТУ в пределах компетенции, установленной законом. Регион деятельности РТУ определяет ФТС России.

Региональное таможенное управление создается, реорганизовывается и ликвидируется ФТС России. В соответствии со ст. 10 Закона о таможенном регулировании РТУ действуют на основании Общего положения о региональном таможенном управлении, утвержденного приказом ФТС России от 12.01.2005 № 7, либо индивидуальных положений, утверждаемых ФТС России.

РТУ составляют промежуточное управленческое звено в системе таможенных органов, необходимость создания которого объясняется большими масштабами территории РФ. В настоящее время территория России в целях более эффективного таможенного управления поделена на таможенные регионы, в границах которых региональные управления руководят и координируют деятельность таможенных органов на местах.

РТУ осуществляет руководство деятельностью следующих подчиненных таможенных органов:

• таможен (за исключением таможен, непосредственно подчиненных ФТС России);

• таможенных постов, подчиненных РТУ и находящихся в регионе деятельности РТУ.

Территории деятельности РТУ — таможенные регионы — являются более крупным административным образованием, чем субъекты РФ, и совпадают с административными федеральными округами.

Федеральные округа РФ являются территориальными образованиями, созданными в соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе". Границы таможенного округа могут как совпадать, так и не совпадать с границами субъектов РФ. Именно поэтому РТУ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе, а также территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, физическими и юридическими лицами.

В настоящий момент по зонам ответственности сформировано восемь региональных таможенных управлений, объединяющих различное количество подчиненных таможенных органов и включающих различные по масштабам территории охвата:

1) Центральное таможенное управление;

2) Северо-западное таможенное управление;

3) Южное таможенное управление;

4) Сибирское таможенное управление;

5) Приволжское таможенное управление;

6) Дальневосточное таможенное управление;

7) Уральское таможенное управление;

8) Северо-Кавказское таможенное управление.

Как было указано ранее, РТУ являются управленческими таможенными структурами. Если анализировать полномочия РТУ на фоне сравнения с полномочиями ФТС России, то надо отметить, что правотворческая функция РТУ гораздо уже, чем у ФТС России, и сводится к изданию правовых актов распорядительного и организационного характера в форме писем, приказов, распоряжений.

Ведомственные контрольно-надзорные функции РТУ согласуются с аналогичными полномочиями ФТС России, но концентрируются в более узком масштабе таможенного региона и распространяются только па круг подчиненных таможенных органов в сфере:

1) проверки законности издания правовых актов подчиненных таможенных органов и принятия мер по отмене или изменению указанных актов в случае их несоответствия законодательству РФ;

2) соблюдения подчиненными таможенными органами законодательства РФ при осуществлении таможенных процедур, таможенного оформления товаров и средств международных перевозок, взимания таможенных платежей, предоставлении таможенных льгот и преференций, исполнения агентских контрольных полномочий.

РТУ имеет полномочия:

• по инспектированию деятельности подчиненных таможенных органов в порядке и формах, определяемых ФТС России;

• ведению правоохранительной деятельности;

• анализу правоприменительной деятельности и судебной практики в регионе деятельности РТУ;

• рассмотрению жалоб юридических и физических лиц, а также протестов прокурора на решения, действия (бездействие) должностных лиц РТУ и подчиненных таможенных органов.

В целях организации таможенного дела РТУ имеет право направлять в ФТС России рекомендации в форме:

1) предложения о совершенствовании осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;

2) предложения об аннулировании квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям;

3) предложения об изменении пределов региона деятельности подчиненных таможенных органов, а также мест их нахождения, о создании, реорганизации и ликвидации таможен и таможенных постов;

4) предложения и соответствующей заявки о материально-техническом обеспечении, проекта сметы расходов и предложения по программам развития социальной и технической базы РТУ и подчиненных таможенных органов.

РТУ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФТС России. Начальник РТУ несет персональную ответственность за осуществление возложенных на РТУ полномочий, выполнение программ, планов и показателей деятельности РТУ.

Начальник РТУ имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФТС России по представлению начальника РТУ. Начальники структурных подразделений РТУ назначаются на должность и освобождаются от должности приказами РТУ по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями ФТС России.

Начальник службы собственной безопасности РТУ и главный бухгалтер РТУ назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем ФТС России.

Типовая организационная структура и предельная штатная численность региональных таможенных управлений утверждаются ФТС России. В рамках РТУ создастся коллегиальный совещательный орган, состоящий из начальника РТУ (председатель коллегии), его заместителей, иных руководящих работников РТУ и подчиненных таможенных органов.

Наши рекомендации