Претензионный порядок рассмотрения споров в связи с воздушными перевозками.
В соответствии со ст. 126 ВК претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение 6 месяцев. Указанный срок исчисляется в отношении:
• возмещения вреда в случае недостачи или повреждения (порчи) груза или почты, а также в случае просрочки их доставки– со дня, следующего за днем выдачи груза, а в отношении почты – с даты составления коммерческого акта;
• возмещения вреда в случае утраты груза – через 10 дней по истечении срока доставки;
• возмещения вреда в случае утраты почты – по истечении срока доставки;
• возмещения вреда во всех остальных случаях – со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.
Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.
В случае повреждения (порчи) груза при международных воздушных перевозках лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через 14 дней со дня получения груза. В случае просрочки доставки груза претензия должна быть предъявлена в течение 21 дня со дня передачи груза в распоряжение лица, имеющего право на его получение. Указанное уведомление является основанием для составления коммерческого акта.
В случае утраты груза или почты претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение 18 месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки (ст. 127 ВК).
Перевозчик обязан в течение 30 дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить грузоотправителя или грузополучателя об удовлетворении или отклонении претензии (ст. 128 ВК).
Течение срока исковой давности начинается на следующий день после получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, а в случае неполучения такого ответа – через 45 дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты. Срок исковой давности составляет один год.
Претензионный порядок рассмотрения споров в связи с морскими перевозками.
В соответствии со ст. 403 КТМ претензии предъявляются:
• к перевозчику, который осуществлял перевозку груза, и, если перевозка груза не была осуществлена, к перевозчику, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан осуществить ее;
• к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки, если перевозка осуществлялась в смешанном сообщении.
Претензия к перевозчику, вытекающая из договора морской перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности (ст. 406 КТМ), который составляет один год (ст.408 КТМ). Указанный срок исчисляется в отношении:
• возмещения ущерба за утрату груза– по истечении 30 дней со дня, в который груз должен быть выдан, при перевозке в смешанном сообщении – по истечении 4 месяцев со дня приема груза для перевозки;
• возмещения ущерба за повреждение груза, просрочки его доставки и возврата перебора ил и взыскания нед обора провозных платежей – со дня выдачи груза, и если груз не был выдан – со дня, в который он должен быть выдан;
• возмещения убытков за неподачу судна или подачу его с опозданием, платы за простой судна, премий за досрочную погрузку или выгрузку груза – со дня окончания месяца, следующего за тем, в котором началась или должна была начаться перевозка груза;
• всех остальных случаев – со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления требования.
Перевозчик обязан рассмотреть претензию, вытекающую из договора морской перевозки груза, в течение 30 дней со дня ее получения и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии (ст. 407 КТМ).
Со дня предъявления к перевозчику претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза, течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на претензию или до истечения установленного для ответа срока.