Ответственность сторон по договору перевозки груза морским транспортом.
Обязанности перевозчика:
1. Предоставить транспортное средство, исправное технически и исправное в коммерческом отношении, т.е. пригодное для перевозки данного груза в данных конкретных условиях.
2. Организовать погрузку груза, если это предусмотрено договором.
3. Доставить вверенный груз в целости и сохранности в пункт назначения.
4. Доставить груз по кратчайшему маршруту в срок, определяемый правилами перевозок в зависимости от вида груза и расстояния перевозки.
5. В случае возникновения в ходе перевозки груза препятствий к дальнейшей его перевозке известить грузовладельца и поступить с грузом в соответствии с его указаниями.
6. Уведомить получателя о прибывшем в его адрес грузе.
7. Выдать груз в пункте назначения указанному в транспортных документах грузополучателю (на железной дороге груз выдается с обязательным участием работника станции с проверкой количества и состояния груза в случаях:
- поступления груза в неисправном вагоне или контейнере;
- поступления груза с нарушенными пломбами или неясными оттисками пломб;
- погрузки или выгрузки груза перевозчиком;
- наличия признаков несохранности груза при перевозке его на открытой платформе;
- в других установленных случаях.
8. В случае различного рода происшествий при перевозке морским транспортом перевозчик должен совершить морской протест по правилам, установленным кодексом торгового мореплавания.
Права перевозчика:
Удерживать переданный для перевозки груз в обеспечение причитающихся платежей, если перевозчик обнаруживает, что провозная плата либо ее часть внесены не полностью, либо неоплаченными оказываются иные работы и услуги по перевозке груза.
Обязанности грузоотправителя:
1. Соблюдать сроки погрузки (выгрузки) грузов в поданные перевозчиком транспортные средства, если обязанность по погрузке (выгрузке) возложена на грузоотправителя (грузополучателя).
2. Предоставить груз в упаковке и таре, обеспечивающих его полную сохранность при перевозке.
3. Нанести на тару словесные, знаковые и цифровые обозначения, определяющие порядок манипулирования с грузом (каждое отдельное место должно иметь цифровую маркировку в виде дроби, в числителе которой указывается номер транспортной накладной или коносамента, а в знаменателе – порядковый номер отдельного места).
4. Осуществить погрузку груза, если это предусмотрено договором.
5. Предоставить удостоверение о качестве скоропортящихся грузов. Транспортными уставами и кодексами устанавливаются специальные условия перевозки отдельных видов грузов (опасных, наливных, в контейнерах).
6. Проверить исправность и пригодность транспортного средства к перевозке груза.
7. Внести провозную плату. Размер платы определяется в договоре, если иное не предусмотрено законом. Оплата перевозкипроизводится отправителем до сдачи груза к перевозке наличными деньгами; чеками; платежными поручениями. Окончательные расчеты производятся в пункте назначения. При осуществлении перевозки транспортом общего пользования плата за перевозку определяется на основе тарифов. В том случае, когда перевозчик по требованию грузоотправителя выполняет работы, не предусмотренные тарифами, то они подлежат оплате дополнительно по соглашению сторон.
8. Нести имущественную ответственность за все последствия неправильности (неточности или неполноты) сведений, указанных в транспортной накладной).
Права грузоотправителя:
1. Отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.
2. Заменить ранее согласованные грузы иными, если это не потребует изменения условий провозки.
3. Давать в отношении перевозимого груза обязательные для перевозчика указания, допускаемые транспортными уставами и кодексами (изменение грузополучателя, станции назначения и др.).
Обязанности грузополучателя:
1. Принять поступивший в его адрес груз.
2. В случае прибытия незаказанного груза принять его на ответственное хранение, выяснить действительную принадлежность груза и распорядиться им в соответствии с полученными указаниями его собственника с отнесением на него всех расходов, понесенных в связи с принятием, хранением и транспортировкой этого груза.
3. Проверить состояние груза. В случае обнаружения несохранности груза составить коммерческий акт.
4. Доплатить недостающие провозные платежи.
Права грузополучателя:
Отказаться от прибывшего в его адрес груза в случае, если качество груза вследствие его порчи или повреждения изменилось настолько, что исключает возможность его полного или частичного использования. На морском транспорте это исключение не применяется.
На получение доставленного грузапредставитель организации должен иметь доверенность за подписью руководителя, заверенной печатью, а для государственных и муниципальных организаций – также за подписью главного бухгалтера (на предприятиях автотранспорта доверенность не требуется).
На железнодорожном и речном транспорте выдача груза оформляется путем заполнения получателем дорожной ведомости. В ней указывается: наименование организации, выдавшей доверенность, номер и дата доверенности, паспортные данные представителя. Представитель расписывается в дорожной ведомости. Доверенность хранится вместе с дорожной ведомостью.
При перевозке на автомобильном транспорте доверенность на получение груза не требуется. Получение груза удостоверяется подписью получателя, заверенной печатью или штампом организации получателя во всех 3-х экземплярах товарно-транспортной накладной. Один экземпляр накладной остается у получателя, а 2 отдаются водителю транспортного средства.
- морской перевозчик не отвечает за несохранность груза, если это произошло вследствие действий или упущений капитана, прочих лиц судового экипажа и лоцмана в судовождении (навигационная ошибка) (ст.167 КТМ);
- устанавливается предел ответственности перевозчика за одно место несохраненного груза, если стоимость груза не была объявлена и включена в коносамент (ст.170 КТМ);
- в ходе морской перевозки грузов возможно возникновение убытков вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимого груза от общей для них опасности (институт общей аварии). Такие убытки распределяются между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости путем составления диспаши специалистами (диспашерами, состоящими при торгово-промышленной палате РФ) (ст.284-308 КТМ).