Предприятие как логистическая система

Представляя предприятие в качестве логистической системы, рассмотрим её основные составляющие (рис 8.1).

 
  Предприятие как логистическая система - student2.ru

Рис 8.1. Предприятие как логистическая система

Отдельные функциональные цели логистики снабжения (поставок):

- расчет потребности в материальных ресурсах в соответствии с программой производства;

- правильный выбор поставщиков, сведение их количества к минимуму;

- заблаговременный запрос на материалы;

- использование единых контейнеров на протяжении длительного времени;

- минимизация запасов;

- достижение снабжения «по требованию»;

- гарантия безошибочного размещения материалов;

- интеграция снабжения и производства;

Для производственной логистики:

- сокращение простоев оборудования;

- оптимизация запасов;

- улучшение использования производственных и складских площадей;

- повышение качества продукции, обязательное устранение брака;

- устранение нерациональных внутризаводских перевозок.

Отдельные функциональные цели логистики сбыта (распределительной):

- поставка готовой продукции в соответствии с заявками клиентов (время, качество, цена);

- качественное складирование с минимальными затратами;

- повторное использование тары;

- обеспечение высокого уровня сервиса;

- сквозное управление изготовлением заказов до сбыта включительно.

Для транспортной логистики:

- разработка оптимальных маршрутов и графиков движения транспорта;

- совместное планирование работы различных видов транспорта;

- координация работы транспорта со складскими и производственными звеньями;

- выбор вида транспортных средств;

- создание транспортных коридоров и транспортных цепей.

Для информационной логистики:

- сопровождение и обслуживание материального потока;

- нахождение (размещение);

- время прибытия и (или) отправки в пункт (из пункта) размещения;

- система транспортировки;

- резервирование.

Кроме того, задачей информационной логистики является минимизация материальных потоков, замена их информационными, замена материальных запасов надежной информацией.

Следует отметить роль информационной логистики при контроле и управлении как всем предприятием, так и его подсистемами. Контроль осуществляется на основе следующих данных:

- вид ППТН;

- количество (объем);

- происхождение ППТН;

Отдельные функциональные цели логистики утилизации:

- планирование переработки и утилизация отходов;

- сортировка отходов;

- быстрая переработка материалов, которые могут повторно использоваться;

- экологически безопасное складирование отходов, которые не могут использоваться повторно.

В индустриально развитых странах кроме отдельных видов деятельности законодательно обуславливаются ограничения относительно переработки отходов, что вызвано требованиями экологии. Поэтому логистика утилизации должна охватывать планирование, управление и физическую обработку отходов до допустимых норм.

3. Условия использования логистических методов на предприятии

Логистика способствует повышению эффективности работы предприятия при соблю­дении следующих условий:

1. Связь логистики с корпоративной стратегией. Руководители, применяющие логи­стику, должны постоянно задаваться вопросом: «Обеспечивают ли наши логистиче­ские операции конкурентоспособность на рынках?»

2. Создание логистической службы на предприятии. Такая служба должна контроли­ровать и координировать все функции, связанные с закупкой, транспортировкой, складированием, хранением запасов и сбытом.

В настоящее время такие службы только начинают создаваться, причем первой ступенью интеграции выступает объединение управления запасами и распределения продукции.

3. Внедрение современных технологий обработки информации. Ранее ЭВМ были предназначены для обработки данных, относящихся к самой сделке (информация по заказ наряду, закупкам и т.д.). Сейчас создаются системы, позволяющие принимать логистические решения. Такие системы окупаются за 3-4 месяца и приносят значи­тельную выгоду предприятию. Например, вложение средств в усовершенствование системы обработки информации, связывающей администрацию и подразделения логистической службы позволило некоторым компаниям добиться сокращения уровня запасов в 15-20 раз.

4. Обучение кадров основным методам логистики.

5. Установление тесных внутренних (координация действий подразделений предпри­ятия) и внешних (сотрудничество с брокерами, поставщиками, оптовыми фирмами, потребителями и т.д.) связей.

Указанное условие непосредственно связано с использованием положений тео­рии компромиссов. Теория предполагает учет интересов всех участников логистическо­го процесса (как подразделений предприятия, так и других предприятий) при выработ­ке управленческих решений. При этом оценкой эффективности решения служит соот­ношение «затраты - эффект». Экономические компромиссы можно рассматривать на стратегическом, организационном и оперативном уровнях. Примеры экономических компромиссов:

1) на стратегическом уровне - заключение контракта с поставщиком на определенный период;

2) на организационном уровне - выбор способа отгрузки, вида транспорта, уровня об­служивания потребителей;

3) на оперативном уровне - выбор размера партии груза, видов тары, скидов с количества.

6. Учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей (рис. 8.2.). Такая прибыль возникает за счет:

ü сокращения дебиторской задолженности в связи с уменьшением сроков исполнения заказов и точности выписанных счетов;

ü уменьшения запасов;

ü замены собственных основных фондов арендуемыми;

ü увеличения наличности.

Внедрение данного показателя привело к тому, что все большее число компаний стало пользоваться услугами специализированных фирм (транспортные предприятия, склады общего пользования и т.д.)

 
  Предприятие как логистическая система - student2.ru

Рис.8.2. Влияние логистики на показатели деятельности предприятия

7. Определение оптимального уровня качества логистического обслуживания, для чего сопоставляют прибыль с затратами на поддержание такого уровня. На основе пред­варительных расчетов разрабатывается программа обслуживания потребителей (­пример представлен в табл. 8.1):

Таблица 8.1

Программа обслуживания потребителей

Класс потребителей услуг Доля потребителей в объеме продаж, % Уровень обслужива-ния, %
А 95-98
Б 90-95
В 90-95
Г 85-90
Д 85-90

8.Тщательная (полная, детализированная, учитывающая возможные изменения об­стоятельств) разработка логистических операций.

Наши рекомендации