Предприятие как логистическая система
Представляя предприятие в качестве логистической системы, рассмотрим её основные составляющие (рис 8.1).
Рис 8.1. Предприятие как логистическая система
Отдельные функциональные цели логистики снабжения (поставок):
- расчет потребности в материальных ресурсах в соответствии с программой производства;
- правильный выбор поставщиков, сведение их количества к минимуму;
- заблаговременный запрос на материалы;
- использование единых контейнеров на протяжении длительного времени;
- минимизация запасов;
- достижение снабжения «по требованию»;
- гарантия безошибочного размещения материалов;
- интеграция снабжения и производства;
Для производственной логистики:
- сокращение простоев оборудования;
- оптимизация запасов;
- улучшение использования производственных и складских площадей;
- повышение качества продукции, обязательное устранение брака;
- устранение нерациональных внутризаводских перевозок.
Отдельные функциональные цели логистики сбыта (распределительной):
- поставка готовой продукции в соответствии с заявками клиентов (время, качество, цена);
- качественное складирование с минимальными затратами;
- повторное использование тары;
- обеспечение высокого уровня сервиса;
- сквозное управление изготовлением заказов до сбыта включительно.
Для транспортной логистики:
- разработка оптимальных маршрутов и графиков движения транспорта;
- совместное планирование работы различных видов транспорта;
- координация работы транспорта со складскими и производственными звеньями;
- выбор вида транспортных средств;
- создание транспортных коридоров и транспортных цепей.
Для информационной логистики:
- сопровождение и обслуживание материального потока;
- нахождение (размещение);
- время прибытия и (или) отправки в пункт (из пункта) размещения;
- система транспортировки;
- резервирование.
Кроме того, задачей информационной логистики является минимизация материальных потоков, замена их информационными, замена материальных запасов надежной информацией.
Следует отметить роль информационной логистики при контроле и управлении как всем предприятием, так и его подсистемами. Контроль осуществляется на основе следующих данных:
- вид ППТН;
- количество (объем);
- происхождение ППТН;
Отдельные функциональные цели логистики утилизации:
- планирование переработки и утилизация отходов;
- сортировка отходов;
- быстрая переработка материалов, которые могут повторно использоваться;
- экологически безопасное складирование отходов, которые не могут использоваться повторно.
В индустриально развитых странах кроме отдельных видов деятельности законодательно обуславливаются ограничения относительно переработки отходов, что вызвано требованиями экологии. Поэтому логистика утилизации должна охватывать планирование, управление и физическую обработку отходов до допустимых норм.
3. Условия использования логистических методов на предприятии
Логистика способствует повышению эффективности работы предприятия при соблюдении следующих условий:
1. Связь логистики с корпоративной стратегией. Руководители, применяющие логистику, должны постоянно задаваться вопросом: «Обеспечивают ли наши логистические операции конкурентоспособность на рынках?»
2. Создание логистической службы на предприятии. Такая служба должна контролировать и координировать все функции, связанные с закупкой, транспортировкой, складированием, хранением запасов и сбытом.
В настоящее время такие службы только начинают создаваться, причем первой ступенью интеграции выступает объединение управления запасами и распределения продукции.
3. Внедрение современных технологий обработки информации. Ранее ЭВМ были предназначены для обработки данных, относящихся к самой сделке (информация по заказ наряду, закупкам и т.д.). Сейчас создаются системы, позволяющие принимать логистические решения. Такие системы окупаются за 3-4 месяца и приносят значительную выгоду предприятию. Например, вложение средств в усовершенствование системы обработки информации, связывающей администрацию и подразделения логистической службы позволило некоторым компаниям добиться сокращения уровня запасов в 15-20 раз.
4. Обучение кадров основным методам логистики.
5. Установление тесных внутренних (координация действий подразделений предприятия) и внешних (сотрудничество с брокерами, поставщиками, оптовыми фирмами, потребителями и т.д.) связей.
Указанное условие непосредственно связано с использованием положений теории компромиссов. Теория предполагает учет интересов всех участников логистического процесса (как подразделений предприятия, так и других предприятий) при выработке управленческих решений. При этом оценкой эффективности решения служит соотношение «затраты - эффект». Экономические компромиссы можно рассматривать на стратегическом, организационном и оперативном уровнях. Примеры экономических компромиссов:
1) на стратегическом уровне - заключение контракта с поставщиком на определенный период;
2) на организационном уровне - выбор способа отгрузки, вида транспорта, уровня обслуживания потребителей;
3) на оперативном уровне - выбор размера партии груза, видов тары, скидов с количества.
6. Учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей (рис. 8.2.). Такая прибыль возникает за счет:
ü сокращения дебиторской задолженности в связи с уменьшением сроков исполнения заказов и точности выписанных счетов;
ü уменьшения запасов;
ü замены собственных основных фондов арендуемыми;
ü увеличения наличности.
Внедрение данного показателя привело к тому, что все большее число компаний стало пользоваться услугами специализированных фирм (транспортные предприятия, склады общего пользования и т.д.)
Рис.8.2. Влияние логистики на показатели деятельности предприятия
7. Определение оптимального уровня качества логистического обслуживания, для чего сопоставляют прибыль с затратами на поддержание такого уровня. На основе предварительных расчетов разрабатывается программа обслуживания потребителей (пример представлен в табл. 8.1):
Таблица 8.1
Программа обслуживания потребителей
Класс потребителей услуг | Доля потребителей в объеме продаж, % | Уровень обслужива-ния, % |
А | 95-98 | |
Б | 90-95 | |
В | 90-95 | |
Г | 85-90 | |
Д | 85-90 |
8.Тщательная (полная, детализированная, учитывающая возможные изменения обстоятельств) разработка логистических операций.